Оцените материал

Просмотров: 1683

Воспроизводство дискурса

Андрей Левкин · 07/05/2008
Кого в здравом уме может заинтересовать Жорж Санд? В самом ли деле это именно то, что сейчас необходимо читателю «Комсомолки»?

©  Игорь Скалецкий

Воспроизводство дискурса
Понятно, что у «желтой» прессы (ЖП) есть своя внутренняя жизнь, и она оказывает прямое влияние на то, что эта пресса публикует. Главной темой недели была инструментальная: «Дни.ру» поменяли дизайн — теперь он уже совсем совпадает с традиционными «желтыми» вариантами — «Экспресс-газеты» или «Твоего дня». Крупные блоки с крупным шрифтом, крупная картинка — никаких мелких тизеров и списка ссылок.

Любопытно, что при всех этих преобразованиях «Дни» не только сохранили раздел «Культура», но и сделали его совершенно равноправным с прочими разделами. В «Культуре» там уже несколько рубрик, а структуризация культуры — дело стратегическое, так что опыт «Дней» важен.

Теперь «Культура» в «Днях» открывается блоком без рубрики — это просто самые главные культурные события. «Звездам кино подарили звания» («Сергей Михалков, Элина Быстрицкая, Дмитрий Харатьян удостоены наград и званий»). «Кукле Барби объявили войну». «Фигурки Бэтмена и Гарри Поттера дурно влияют» — на что-то они, видимо, и впрямь дурно влияют, но хвост предложения в анонс не влез.

В том же «Главном»: «В знаменитом американском океанариуме SeaWorld произошло ЧП. На глазах у зрителей умер 30-летний дельфин по кличке Шарки... «Как отмечает РИА «Новости», океанариум обрел свою популярность также благодаря тому, что именно здесь выращивают и дрессируют животных, которые затем участвуют в съемках многих голливудских фильмов. Среди них наиболее известны кинолента «Флиппер» режиссера Элана Шапиро и три части картины «Освободите Вилли» Саймона Уинсера».

Почему этот месседж важен? Из факта ссылки на вполне общефедеральное, вовсе не специализирующееся на желтизне агентство, следует, что область «желтой культуры» не является изолированным заповедником — она совершенно естественно встроена в общий ход тем и событий. В целом же в разделе «Культура» такие рубрики:


«Картина дня» («Караченцову устроили праздник», «Ирине Мирошниченко выдали орден», «Иисус мог родиться от надругательства», «Джеймс Бонд ранил двух каскадеров»)
«Популярные новости» («Джеки Чан впал в детство», «Джоан Роулинг довели в суде до слез», «Как в театрах ломают молодых актеров») По поводу суда и Роулинг, а также ломки молодых актеров было уже на прошлой неделе. Так что раздел обновляется не так чтобы интенсивно, но и на месте не стоит.
«События» («В Канны позвали российский фильм», «Михалков покажет Москве Восток», «В Италии награжден фильм из России», «Пейзаж Шишкина стал лидером торгов», «Мадонна рассталась с частью свадьбы»)
«Лица» («Начало «Властелина колец» снимет маг», «Юрию Яковлеву исполнилось 80 лет», «Джеймс Бонд стал королем неудачников», «Умер главный редактор «Мурзилки», «Миру показали редкие фото Beatles», «Умерла легенда советского кино»)
Разумеется, такая структуризация «культуры» выглядит вполне естественной для ЖП.

Что касается текучки, то любопытен материал «Экспресс-газеты» «Член «Единой России». Подзаголовок: «Борис Моисеев попросил защиты от мусульман у однопартийцев». Собственно, само сообщение особого интереса не вызывает, любопытен все тот же, что и в случае «Дней.ру», первоисточник: «Руководитель Духовного управления мусульман Карелии Висам БАРДВИЛ потребовал, чтобы грядущий концерт певца Бориса МОИСЕЕВА в Петрозаводске был отменен. На это экстравагантный исполнитель заявил, что будет жаловаться своим однопартийцам по «Единой России»... Хватит позорить нашу страну! — возмущался Борюсик в интервью РИА «Новости». — Я живу и работаю в светском государстве, не нарушаю ни его законы, ни цензуру, ни идеологические формы».

Словом, агентство РИА «Новости» следует включить в раздел «желтой» прессы, «профильное» изучение материалов РИАН будет нами непременно производиться. А в той же «ЭГ» можно обратить внимание и на материал, посвященный 75-летию Любшина. Вроде дело банальное, но уж очень характерен подход: «Гениальный артист не пожелал видеть на своем 75-летии Олега Табакова». Описывается все трогательно и общедоступно: «Перед спектаклем в Камергерском переулке, где располагается МХТ, можно было видеть много известных лиц. По ступенькам театра степенно поднимались Галина Волчек, Лия Ахеджакова, Василий Лановой, Людмила Максакова... Я думал, что все они пришли на бенефис юбиляра. Но — увы, знаменитости явились, оказывается, на очередной спектакль в рамках фестиваля «Золотая маска».

Словом, кинули Любшина, но так ведь и он: «Говорят, он специально подгадал, чтобы его бенефис прошел как раз во время гастролей МХТ во главе с Табаковым... Театральные кумушки судачат и о непростых взаимоотношениях Любшина и Табакова. Дескать, Олег Павлович снял Станислава Андреевича со многих ролей, например Сальери в «Амадее». А культовый «Тартюф» закрыл вообще. Хотя, с другой стороны, именно Табаков когда-то пригласил будущую суперзвезду в «Современник» и по его же указанию оплачивалось лечение артиста».

В общем, этими историями актера ввели в круг народной жизни, относясь к нему чрезвычайно трепетно, — вот, наверное, высшая оценка, которую может получить деятель культуры в «желтой» прессе: «Редко человек, страдающий от алкогольной зависимости, может сохранить достоинство, талант и внутреннюю чистоту. Любшин как раз из таких уникальных личностей».

Из материалов других СМИ любопытна была публикация «КП» по поводу очередной книги из «Книжной коллекции «КП»: «Жорж Санд. «Лелия». Представляем том 28».

Тут ведь в чем проблема? «КП» издает свою книжную серию — для продажи в ларьках «Пресса». Но кого в здравом уме может заинтересовать Жорж Санд? Видимо, где-то в мозгу у авторов этой серии есть какой-то «золотой фонд литературы», из которого они черпают названия, предоставляя затем соответствующие тексты своему читателю. Но вот чтобы Жорж Санд, да еще и неведомая «Лелия»? В самом ли деле это именно то, что сейчас востребовано или необходимо читателю «Комсомолки»?

Понять это нельзя, но интересно, как «КП» эту книгу отрекламирует. По формату там так: обложка книги, выходные данные и реклама. Реклама — от Андрея Соколова, актера: «У меня дома раньше не было библиотеки, все книжки я брал в Ленинке. Но сейчас уже поднакопилось приличное количество книг, и дома у меня появился специальный уголок. Там и детские книги, и классика. Все-таки, помимо современных авторов, надо возвращаться и к классикам. Недавно взялся перечитывать Бунина. Сначала не пошло, пришлось остановиться, но потом какая-то непонятная сила заставила вернуться к этой книге». Ну да, это и подверстано к Жорж Санд, так что, скорее всего, для ЖП все книги, авторы которых уже умерли, став классиками, это примерно одно и то же.

В сравнении и с «КП», и с «ЭГ» «Твой день» на этой неделе жил рутинным трудовым процессом: культурные события (в их понимании) следовали друг за другом, а их представление отличалось изрядной механистичностью подхода. Просто какие-то новости с полей или что-то в этом роде. Например, вторник 29 апреля и вся его культура:
«Любовница Домогарова Марина Александрова выходит замуж за молодого актера»;
«Михаилу Галустяну сделали срочную операцию в Москве»;
«Вдова Бачинского отсудила деньги мужа»;
«Звездные деньги» (тут на удивление неконкретный заголовок, так что подробности: «Популярная певица и супруга Евгения Алдонина, звезды российского футбола, Юлия Началова рассказала «ТД» о своих первых деньгах и о семейном банке»);
«Она случайно нас застала в постели» — тоже неконкретно, но выяснять нюансы уже лень.

Однако именно рабочий характер таких сообщений дает возможность сформулировать вывод, несколько даже неожиданный. Естественным образом культура как таковая рассматривается нами в своей естественной протяженности и цельности — примерно от египтян до текущего момента. И в таком случае «желтый» вариант неизбежно оценивается наблюдателями со стороны как профанный, разрозненный и фиктивный.

Но такой подход упускает из виду то, что для чрезвычайно многочисленной аудитории этих медиа «культурой» является нечто иное. Ровно то, что представляют под этой вывеской «их» издания или ТВ-программы. Мало того, не ЖП намеренно редуцирует реальные культурные события под вкусы своей аудитории (как в случае с Любшиным). Нет, ЖП лишь воспроизводит тот дискурс, который для ее потребителей ощущается и является «культурой». И сами издания выставляют метку «культура» вовсе не произвольно, а чутко улавливая принадлежность того или иного события к этому народному представлению о культуре.

А о том, как именно эта «культурная структура» выглядит для ЖП, вполне красноречиво говорит рубрикация «Культуры» от «Дней.ру».

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»

 

 

 

 

 

Все новости ›