Я хотел бы нормальную историю бедной пастушки, из которой я бы понял, почему именно этот святой – покровитель интернета или еще чего-нибудь.

Оцените материал

Просмотров: 25252

Что такое православные СМИ?

Ксения Лученко · 14/06/2012
 

Провинция пишет о человеке

Основная народная аудитория — прихожане и «захожане» храмов по всей стране — в основном имеет дело с местными изданиями, преимущественно газетами. Региональные православные СМИ — как печатные, так и интернет-издания — обычно состоят из официальной хроники (выступлений архиерея, епархиальных новостей, документов), катехизических и краеведческих материалов. Иногда прилагается детская страничка и даже кроссворд.

Но бывают и редкие исключения: обычно это независимые, хотя и близкие к епархии издания. С 1991 года в Сыктывкаре два раза в месяц на 32 полосах выходит газета «Вера-Эском» («эском» — «вера» на языке коми). Она почти целиком состоит из очерков о жизни Русского Севера — о людях, храмах, краеведческих изысканиях. Все тексты — литературные, с авторской интонацией, как будто и нет в мире никакого «официоза», форматов, трендов, несмотря на то что половина редакции — выпускники журфака СПбГУ. Конечно, качество этих текстов неровное, но удивительно, что даже в рассказах об официальных общецерковных событиях редакция «Веры» умудряется найти заход «через человека».

Другой пример неожиданного регионального издания — якутская газета «Логос». Она выходит с 2003 года и, как и многие православные СМИ, является авторским проектом одного человека, главного редактора Ирины Дмитриевой. Газета позиционируется как молодежная и, как пишет Дмитриева, «ставит цель говорить с молодым человеком о самом важном: жизни и смерти, смысле бытия». Задача, как и у многих катехизических изданий, скорее пригодная для книги или серии брошюр, чем для СМИ. Но «Логос», как и «Вера-Эском», полна материалами о людях. В отличие от сыктывкарской газеты, в Якутии пишут в довольно жестких журналистских форматах и в основном об остросоциальном: аборты, дети-сироты, вызовы язычества в Якутии. Все это с комментариями разных сторон, с заостренными формулировками проблемы и, как правило, без специфически «православненькой» интонации.


Гайд-парк в интернете

Печатные православные СМИ в целом выходят средними по российским показателям тиражами. Как и в большинстве других тематических сегментов, информационные поводы они черпают из интернета. Сегодня именно интернет-публикации и интернет-полемика определяют как содержание большинства внутрицерковных дискуссий, так и ход диалога (или развитие конфликта) с обществом. У Церкви есть официальные сайты, самый главный из которых — «Патриархия.ру» — сайт пресс-службы патриарха Кирилла, публикующий огромный массив официальной информации. Но внимание широкой читательской аудитории принадлежит независимым или полузависимым проектам.

Долгие годы самым посещаемым был сайт московского Сретенского монастыря «Православие.ру». На этом сайте в основном печатаются катехизические и культурологические материалы, а также публикации умеренно консервативного характера. Здесь некоторое время публиковались Наталья Нарочницкая, православные активистки Татьяна Шишова и Ирина Медведева — известные борцы с компьютерными играми, западными мультфильмами, ювенальной юстицией и прочими проявлениями современной культуры. «Православие.ру» уделяет много внимания связям с другими православными церквами, прежде всего Сербской. Посещаемость сайта складывается из трех составляющих: интерес читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), автора бестселлера «Несвятые святые», выпущенного «ОЛМА-Пресс» миллионным тиражом, священника, которого называют «духовником Путина»; живая интерактивная рубрика «вопросы священнику», на которые отвечают насельники Сретенского монастыря; несколько лет назад на «Православие.ру» переехал с сайта Days.ru православный календарь на каждый день, который автоматически выпадает в первых строчках Яндекса на запрос о праздниках и святых конкретного дня, календарь существует и в виде встраиваемого модуля для любых сайтов: «Православие.ру» — практически монопольный держатель самой популярной православной услуги. В 2012 году «Православие.ру» выпустил в AppStore первый молитвослов для iPhone и iPad.

Но самый цитируемый и «народный» проект православного Рунета — сайт «Православие и мир». В 2004 году он был создан как приходская страничка храма Всемилостивого Спаса при бывшем Скорбященском монастыре. Сегодня это полноценное интернет-СМИ со средней посещаемостью около 60 000 уникальных посетителей в день. Сайт независимый, его учредитель — АНО «Православие и мир», существует на средства частных жертвователей. Уникальная ситуация: портал не имеет одного или двух крупных спонсоров, которые могли бы влиять на его редакционную политику, фактически создана ситуация, близкая к идее общественного телевидения в его европейском варианте. «Правмир» и его главного редактора Анну Данилову критикуют все: либералы считают сайт пропатриархийным и пропагандистским, «православные фундаменталисты» — «оранжистским, болотным сайтом», действующим в интересах Америки. Однако Данилова всего лишь старается проводить политику независимого СМИ, и в какой-то момент бурной зимой 2011—2012 годов оказалось, что такой православный сайт — один-единственный. Успех Даниловой связан не только с невероятным количеством востребованного читательской аудиторией уникального контента, но и с тем, что она дважды попала в тренд — технологический и смысловой.

Джефф Джарвис в книге «Что сделал бы Гугл?» советует интернет-ресурсам становиться платформами. С поправкой на то, что Джарвис имел в виду бизнес, можно считать, что Данилова в той степени, в которой это возможно для гуманитарного проекта, сделала из «Правмира» такую платформу. Дело не только в использовании пользовательского контента (его как раз на сайте немного). Но в том, что Анна Данилова сообразила: привлечь авторов при небольших гонорарах можно, только создав им максимально комфортные условия публикации, сформировав среду, в которой политика редакции будет направлена на поддержку авторов и тем. Фактически «Правмир» — коллективный управляемый блог, православный онлайн-Гайд-парк, авторы которого придерживаются порой диаметрально противоположных взглядов. Это никак не похоже на «традиционные СМИ», это не ежедневная газета, перенесенная в интернет, но изначально медиаплатформа, построенная исходя из современных пользовательских потребностей. Помимо авторских текстов и журналистских репортажей на «Правмире» много видео (видеоколонки, опросы, репортажи, полные записи разных семинаров и круглых столов). У «Правмира» несколько дочерних проектов: православный женский сайт, построенный преимущественно на пользовательском контенте, «Матроны.ру», сайт «Неинвалид.ру» о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями, еженедельно в формате PDF и размере А4 на «Правмире» можно скачать очередной номер приходской стенгазеты (в любом храме на территории любой страны эту газету можно распечатать и повесить на стенд в притворе).

Смысловой тренд, в который попал «Правмир», — осмысление текущих общественных процессов с христианской точки зрения. Именно на «Правмире» был опубликован рассказ священника Димитрия Свердлова о том, как он был наблюдателем на думских выборах 4 декабря 2011 года и пытался помешать фальсификациям. Репортаж был прочитан десятки тысяч раз и опубликован в сборнике «Разгневанные наблюдатели». С тех пор там появилось немало текстов, как весьма консервативных, так и достаточно свободных, как идеологически заточенных, так и абсолютно взвешенных. Значительная часть из них написана священниками — Алексием Уминским, Федором Людоговским, надиктована Димитрием Смирновым и Всеволодом Чаплиным, но пишут на «Правмир» и светские люди с именами, такие, как, например, поэт и богослов Ольга Седакова. Все это перемежается материалами для «вечных неофитов», репортажами на социальные темы.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • prostipoma· 2012-06-14 16:20:21
    А такая тяжелая тишина насчет кредо.ру, это все она - проклятая самоцензура?
  • Anatole Danilov· 2012-06-14 19:37:56
    Так кредо же оффтопик ибо это раскольничий ресурс и к православным СМИ (см. тему статьи) он никак не относится.
  • prostipoma· 2012-06-15 04:30:09
    Да ну что Вы! В креде что, стоит в заглавии "раскольничий"? И я никаких официальных прещений относительно его редколлегии не знаю.
    И тогда подробно описанный здесь Душенов ( который уже протух, и совершенно непонятно, чего он тут делает) - он кто? Православное СМИ?
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:19:55
    Кредо - по сути рупор "Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви" (АС РПАЦ). Главный редактор портала Александр Солдатов - должностное лицо этой структуры, постоянный автор и фактический идеолог В. Лурье - глава АС РПАЦ "епископ Петроградский и Гдовский Григорий". Русская православная церковь характеризуется этим ресурсом как "квазицерковь". Они открыто заявляют, что занимаются едискредитацией и
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:22:27
    ... что занимаются её дискредитацией и продвижением собственного церковного проекта.
    А прещений быть не может именно потому, потому что они не имеют отношения к Московскому Патриархату.
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:23:59
    Прошу прощения за плохую редактуру - не освоился со здешним механизмом комментирования.)
  • prostipoma· 2012-06-15 12:10:26
    Ну так я не понял логики,тогда почему "Благодатный огонь" не рупор диомидовщины, равно как и Душенов? Вот именно по сути? При том, что БО, в отл. от Креды - глубокая перефирия отрасли, для него в этом "обзоре". места нашлось хоть отбавляй.
    Лурье, в силу его недюжинного образования и бойкости языка, не мешало бы взять в штат и ЖМП. Писать что нибудь нейтральное про патристику. На фоне полного отсуствия прилично пишущих авторов было бы небесполезно. А что касается неправильных убеждений, так и "духовник Путина" и автор ортодоксальных бестселлеров кропал статьи про "ИНН-печать антихриста".
    Факт тот, что сделанный на коленке Кредо, с массой откровенной дезы читается верными чадами РПЦ МП уж не менее активно, чем самоцензурный портал госпожи Даниловой.
    И далее, писать про какие-то полутрэшевые субпроекты вроде матрон своей, вероятно, лучшей подруги, и забыть про сколько нибудь интеллектуальное чтиво вроде Богослова.ру или "Альфы и омеги", хоть и с тиражом в полтора экземпляра, но какой-никакой нишей - это чрезмерная идиотизация описываемой отрасли.
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 16:11:31
    Дело не в "неправильных убеждениях". Просто Лурье считает Московский Патриархат враждебной "Истинному Православию" силой и борется с ним. Это идейная, если хотите, позиция.
    БО был и остаётся журналом внутрицерковным, несмотря на всю критику священноначалия. Душенов, кажется, тоже не уходил из Московского Патриархата.
    А если Вы сравните рейтинги Правмира и Креды, то обнаружите, что Правмир на первом месте, а Креда - в конце первой двадцатки.
  • Перчихина Марина· 2012-06-15 23:28:26
    Уточню - официальная версия "Альфы и Омеги" теперь тоже на правмире, скоро будет полный архив :))
  • Вадим Прищепа· 2012-06-16 00:02:18
    боооольшая статья! может поэтому теряется цельность? Самая интересная часть срединная с попыткой классификации и аналитики православных СМИ. Правда здесь автор, как мне видится, не смог до конца отделить объективное от субъективного - во многих фразах четко прослеживается ее отношение, симпатии или сдержанность. Все бы ничего, но это читается странно в рамках аналитического материала. Самые слабые получились вступление и окончание. Видно, что автору надо было что-то сказать, подвести базу, обосновать актуальность, остроту. Но также видно, что сам автор до конца не чувствует этого, не владеет. То есть некоторые соображения, отношение, мысли есть, но они все-равно существую сами по себе, отдельно от основной части. То же самое касается и окончание. Словами Станиславского сказал бы "Не верю". Выводам не верю. Не убеждают. Написано чтобы сделать заключение ради заключения. Красиво, умно, с употреблением всех модных слов, но не убедительно, увы. Чувствуется, что автору не хватает бэкграунда. Чего стоит только утверждение, что пиар это и есть донесение информации (позиции).
    ну и так далее…
  • prostipoma· 2012-06-16 02:29:28
    To Sidorov. Вы знаете, вопрос о границах церкви остается открытым. Еще недавно РПЦ и РПЗЦ друг друга анафематствовали. Влияние,безусловно, куда более талантливого, чем все упомянутые в статье лояльные дамы, Душенова, было настолько долгоиграющим и деструктивным, что с Лурье тут просто сравнивать некорректно. Это сугубо формалистский подход, отсутствие официальных прещений ничего не означает, равно как и их присутствие.
    Про рейтинги - и это ответ об Альфе. Нерпрерывная компиляция чужого контента, равно как и обильное количество переходов и отсутствие информации о глубине просмотров - это довольно ненадежный индикатор читаемости. Если верить рейтингам - у Спейса посещений в два раз меньше, чем у Правмира,а у Коммерсанта - в четыре раз больше. Это при том, что он еще в бумажном виде существует. А у Правмира с его претензиями на общецерковный портал ок.2000 тыс. посещений в день, при том, что у нас приходо под 30 000. 2000 - это число только духовенства только в Москве. И это к вопросу о "влияниях" и о неких среднестатистических неофитах - кто их видел, кто их считал?
    Правмир настолько плохо сделан именно как СМИ и его "успех" настолько проходит по разряду "молодец среди овец", что его лидерство - это куда более выразительный диагноз своей среде, чем весть цинизм автора, довольно наигранный, надо сказать.
  • Перчихина Марина· 2012-06-16 22:37:52
    2000 посещений в день?

    http://top.mail.ru/dynamics?output=gif&what=visitors&period=week&ids=749211&smooth=on&data=on
  • Герман Гошкадор· 2012-06-26 00:33:14
    http://md-eksperiment.org/etv_clubs.php?category=Library
    советую
Все новости ›