Тема «гомосексуализма» и сегодня остается камнем преткновения.

Оцените материал

Просмотров: 17228

Рецепт «фаршированной щуки»

Алек Д. Эпштейн · 16/06/2011
Страницы:
    

Редакция журнала «Лехаим» отказалась от комментариев в связи с публикуемым OPENSPACE.RU текстом. По нашей просьбе статью Алека Д. Эпштейна прокомментировал главный редактор интернет-издания «Букник» СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ

Мне-таки смешно комментировать этот текст. Дело в том, что я, как главный редактор «Букника», чувствую себя представителем «еврейской прессы» примерно в той же степени, как представителем «онлайн-СМИ» или «изданий про культуру». И комментировать историю про то, как «Лехаим» подверг цензуре текст Алека Эпштейна, мне так же странно, как комментировать какую-нибудь историю про life.ru (онлайн-СМИ) или «Литературную газету» (издание про культуру). Есть много еврейских изданий, онлайн-СМИ и газет про культуру — и любая попытка говорить за них всех вместе кажется мне немного странной.

Конкретная история меня огорчает. «Лехаим» мне нравится, это интересный журнал с интересными авторами. Как редактору и журналисту, мне грустно слышать о случаях идеологических конфликтов между авторами и редакцией — какой бы темы эти конфликты ни касались: национальной, религиозной или LGBT-проблематики.

К сожалению, я не читаю большинство «еврейских изданий», поэтому мне трудно комментировать генерализации автора на тему существующей в них цензуры. Тем не менее мне не кажется, что рассказанная история характерна для еврейской прессы больше, чем для какой-то другой — во многих русскоязычных изданиях автор может столкнуться с тем, что его попросят не артикулировать сексуальные предпочтения, национальность или религию героя его статьи. Иногда это резонное требование: не всегда понятно, почему нужно написать о том, что Икс — еврей, гей или буддист. На мой взгляд, в случае Игоря Кона разговор о его сексуальной ориентации был вполне оправдан — эта тема была для него важна и оказала влияние на его профессиональную деятельность.

Возвращаясь к еврейской прессе, могу заметить, что на политику того или иного издания могут сильно влиять правила, принятые в той общине, которая стоит за изданием. Есть множество вариаций иудаизма, есть светские издания. У всех них может быть разное отношение к GLBT — ну, честно скажем, оно не только у евреев разное.

Иными словами, не существует единой «еврейской точки зрения» и не существует «еврейской прессы» как целостного феномена. Как известно, где собираются два еврея — там будет три точки зрения.

Так или иначе, я могу говорить только за издание, которое я возглавляю. Сайт «Букник», посвященный еврейским темам и текстам, — это светское издание, и мы стараемся быть открытыми разным точкам зрения, не занимая специальной позиции по вопросам, вызывающим полемику между представителями разных течений иудаизма и еврейской мысли в целом. Конечно, у нас, как и у других изданий, существует своя редакционная  политика. Мы, например, стараемся не концентрироваться на спорах между различными ветвями иудаизма и различными политическими течениями в Израиле. У наших авторов, разумеется, могут быть на все эти темы свои взгляды, но тем не менее я не припомню случая, чтобы кто-то из них заменял свинину на фаршированную щуку или выступал с гомофобских позиций. Материалы, так или иначе затрагивающие GLBT-тематику, время от времени появляются и у нас, но, разумеется, у редакции «Лехаима» может быть своя точка зрения о допустимости тех или иных тем на своих страницах. Так или иначе, мне кажется, несколько опрометчивым делать выводы «за всю еврейскую прессу» на основании этого случая.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:25

  • Viesel· 2011-06-16 17:08:36
    Откровенно сказать, я тоже не уверен в жгучей необходимости этого вычеркнутого абзаца. Потому что ставить на одну доску проблемы, за которые были <i>убиты </i>Политовская и Маркелов, и проблемы ГЛБТ-движения, которыми последние годы своей долгой жизни занимался Игорь Кон - есть в этом какая-то стилистическая неловкость, скажем так.
  • Dmitry Musolin· 2011-06-16 19:18:41
    Viesel, Вы знаете, если И.С.Кон считал эту деятельность очень важной и посвятил ей столько лет в таком солидном возрасте и написал столько книг, то это достойно хотя бы одного абзаца в некрологе.... И.С. своими работами спас много жизней, поверьте мне....

    Я поражен позицией журнала....
  • Viesel· 2011-06-16 19:39:06
    Да, конечно, упоминание в некрологе необходимо. Но я бы как-то по-другому упомянул, чтобы не возникало упомянутого мною чувства неловкости.
    По поводу спасенных жизней с большим интересом почитал бы больше.
  • bezumnypiero· 2011-06-16 20:42:57
    у меня на Букнике помню тоже текст про Харви Милка (Ван Сента) не стали печатать )))
  • Viesel· 2011-06-16 20:46:25
    Речь идет не о "Букнике", а о "Лехаиме"
  • bezumnypiero· 2011-06-16 20:50:22
    это скорее к комментарию Кузнецова )
  • mk1· 2011-06-16 20:53:34
    по-человечески обиду автора можно понять, но именно она лишает убедительности его основной тезис: "кто виноват - евреи виноваты". Что, возможно, и не так уж и плохо. "Лехаиму" стоило бы перепечатать этот текст в порядке дискуссии.
  • Sergey Kuznetsov· 2011-06-16 23:34:29
    я уж не знаю, почему не стали печатать текст про Харви Милка, но уж точно не потому, что он про Харви Милка :)
    на самом деле у каждого из авторов Букника есть один-два текста, который у него отклонили (даже с моим текстом однажды было). И это даже не значит, что мы не хотим работать с автором - это значит, что текст чем-то не устроил редактора. Но уж точно это не связано с ГЛБТ-тематикой: я же знаю своих редакторов, извините.
    у нас за последний месяц был репортаж с израильского гей-парада и еще какие-то новости на ту же тему - так что уж за Букник на тему ГЛБТ-цензуры я могу отвечать.
  • oved· 2011-06-16 23:36:46
    А что это такое - КГБТ? Ну, первые три буквы еще понятны, а Т? Типа, Техотдел?
  • Sergey Kuznetsov· 2011-06-16 23:38:58
    Т - это трансы.
    Аббревиатура бессмыслена, как все аббревиатуры - типа, чтобы никого не забыть и не обидеть
  • oved· 2011-06-17 00:00:10
    КГБ в трансе? Фигасе... А зачем об этом писать?
    Кстати, о птичках - покойного Кона я помню хорошо. На первом курсе мы тогда колхозили, а он рядом подъевреивал (дача там у него была что ли?). Любил собрать вокруг себя молодежь и завести разговор на остро-половую тематику. Девушки смущались и хихикали, парни возбуждались и реагировали скорее враждебно. По молодости невинных лет я никак не мог понять - зачем это самому г-ну Кону. Понял позднее, когда подрос.
    Впрочем, о мертвых - только гладенько, даже о гаденьком, так что лучше промолчу.
    А то Алек Д. Эпштейн (экое погоняло себе надыбал!) заругает.
  • Ivan Fadeyev· 2011-06-17 00:23:48
    Viesel
    Вы, может быть, и сделали бы это по другому, но на каком основании автору текста отказывают в праве писать об этом так, как он считает нужным? Кроме того, если внимательно вчитаться в то, что Алек написал, то станет очевидно, что он НЕ ставит "на одну доску проблемы, за которые были убиты Политковская и Маркелов и проблемы ЛГБТ-движения". Что он делает, скажем так, так это указывает, что личность Игоря Семеновича для российской общественной жизни так же важна, как Политковской и Маркелова. Поэтому существует "жгучая необходимость" в том, чтобы текст Алека не цензурировали подобным образом.
  • Arrr· 2011-06-17 02:06:56
    Когда главный редактор "Букника" на сайте Openspace высказывается, что "в случае Игоря Кона разговор о его сексуальной ориентации был вполне оправдан" - дальнейший разговор становится бессмысленным. И книги свои Кон, выходит, писал зря. И основоположником истории социологии стал зря. И основу для всех гендерных исследований в России создал зря. Это, оказывается, только побочный эффект некой его сексуальной ориентации (о которой высказывающийся откуда-то осведомлен).

    Надо же так суметь обесценить полвека самоотверженнейшего научного труда.

    И если так полагает главный редактор "Букника" (и, видимо, и Openspace, поскольку редакционных возражений не видно), то что говорить об остальных людях, попроще.
  • bezumnypiero· 2011-06-17 02:13:53
    Sergey, не буду спорить, что сайт прогрессирует )))
  • Sergey Kuznetsov· 2011-06-17 11:02:54
    когда я говорю "вполне оправдан" я имею в виду, что если для человека построение его публичной идентичности включает в себя что-то (скажем, гомосексуальность), то об этом имеет смысл писать в некрологе про этого человека. Скажем, вопрос с кем сплю я, совершенно неважен, а то, что я - еврей, стало важно только когда я стал главредом Букника (а до этого было неважно).
    Никакой идеи, что работы Кона являются побочным результатом его сексуальной ориентации у меня нет. Но если автор некролога считает нужным написать, что Кон был гей и много занимался этой темой, то, мне кажется, это вполне понятное желание.
  • oved· 2011-06-17 11:23:41
    А меня больше всего забавляет логика АДЭ. Он пишет НКРЛГ на некоего ИСК, где есть ссылка на НКВД (или КВЖД - неважно). Редакция журнала "Лехаим" вымарывает КВЖД из НКРЛГ в силу неведомых причин (может, слишком усердно следовали призыву, запечатленному в названии, и потому заснули на середине НКРЛГ). Что делает оскорбленный АДЭ, вдохновляемый бледной тенью ИСК? - Он обзывает редакцию самым обидным из всех известных ему ругательств: "ЕВРЕИ"!

    Хотя при чем тут евреи - одному Б-гу известно. Посмотрите выше - там есть АДЭ, есть НКВД, КВЖД, ИСК и тень его, а также НКРЛГ, объединяющий все это в одну кашу. И ни одного еврея. Зачем же столь грубо обзываться, г-н АДЭ? Если уж Вам так обидно, назвали бы их сволочами, мерзавцами, даже пидорасами... - но евреями?.. ЕВРЕЯМИ? Нехорошо, неспортивно.
  • Viesel· 2011-06-17 11:44:52
    Ивану Фадееву:
    >личность Игоря Семеновича для российской общественной жизни так же важна, как Политковской и Маркелова.
    Вот именно этот тезис и кажется мне слишком спорным и даже провокационным для такого специфического жанра, как некролог. И как редактор я тоже попросил бы его переписать. Не ссылаясь при этом на любовь к Прусту и Рембо ;)

    Сергею Кузнецову:
    А стало ли важно, с кем ты спишь, когда завелся Букник-младший? ;)
  • sir-charlie· 2011-06-17 11:48:29
    2 Апт
    > И книги свои Кон, выходит, писал зря. И основоположником истории социологии стал зря

    Основоположником истории социологии – без-ус-лов-но, зря!
    Хуже того, и «Илиаду» Кон зря написал, и законы Ньютона напрасно открыл. Даже «Рабочего и колхозницу» совершенно впустую изваял! ((
  • Ivan Fadeyev· 2011-06-17 14:05:40
    Viesel
    Вам, опять же, он может казаться Вам спорным, однако это не повод вычеркивать из статьи ВЕСЬ абзац, в котором говориться о научной деятельности Игоря Семеновича в области ЛГБТ-исследований, ссылаясь не на то, что Вам кажется провокационным сравнение личности Игоря Семеновича с Политковской и Маркеловым, а на то, что в Вашем журнале нет места упоминанию о ЛГБТ. Вы, все же, о другом говорить, а не о том, чему посвящена заметка Алека.

    oved
    В заметке слово "евреи" нигде не употребляется в качестве оскорбления. Не надо, пожалуйста, заниматься подменой смыслов.
  • oved· 2011-06-17 14:40:32
    2 Ivan Fadeyev
    Подменой смыслов занимается здесь АДЭ. Описанный в "заметке" конкретный случай дает автору условное право говорить о предполагаемой гомофобии в конкретной редколлегии - не более того. Спрашивается - какого хрена было пристегивать сюда фаршированную щуку, Довлатова, еврейские общины, маккиавелиевскую власть, хитрых носатых спонсоров и еще 10 тысяч хлестаковских курьеров?

    Обратите внимание: даже редакция OS восприняла материал как наезд на "еврейские журналы" (не зря в качестве ответчика призван именно редактор "Букника", а не, скажем, "Вестника трясогузки"). Это и есть подмена понятий, и Ваш покорный слуга тут абсолютно не при чем.
  • stpierre· 2011-06-19 03:40:18
    Ну, разумеется, без гей-парада палитра жизни еврейского сообщества будет неполной.
    Как без книг Григория Климова она тоже будет неполной.
  • sentjao· 2011-07-24 17:28:49
    Барух Горин из Лехаима - человек хороший и журнал его хорош. Просто, Барух Горин - человек религиозный. У него реальная проблема - примирить либеральность и широту взглядов с религией. То есть, приходится быть и современным человеком, и архаичным. Я видел одного профессора, который говорил примерно так: "Как ученый, я считаю так и так. Но с другой стороны, как человек православный, считаю вовсе этак". Это прямо орвеллианское двоемыслие - тяжкое бремя. Это действительно проблема всех "модерн-ортодокс". Что делать? Библия гомосексуализм осуждает. С другой стороны, очевидно, что в наше время гомофобия - дикость. Что делать? Ну, конечно, выбор, который, по словам Алека Эпштейна, сделал издатель Лехаима - несколько нелеп. С одной стороны, опубиковать некролог, с другой, попытаться замять тему ЛГБТ активизма усопшего (а он, кажется, был известен широкой публике в основнов в качестве активиста ЛГБТ). Но я бы на месте Эпштейна не стал бы гневно возмущаться и петь песни про тесто, в конце концов, ясно же, что человеку приходится нелегко.
  • Alexander Genis· 2011-07-25 00:07:30
    Художник Уманский не ел фаршированной рыьы. Ее не подаю с лимноном и оливками из банки.
  • Alexander Genis· 2011-07-25 00:07:42
    Художник Уманский не ел фаршированной рыьы. Ее не подаю с лимноном и оливками из банки.
  • Alexander Genis· 2011-07-25 00:07:44
    Художник Уманский не ел фаршированной рыьы. Ее не подаю с лимноном и оливками из банки.
Все новости ›