Все закрывшиеся издания несчастны по-своему.

Оцените материал

Просмотров: 9985

Почему закрывают «Финанс»

Андрей Мирошниченко · 15/06/2011
Ниша финансовых изданий, некогда выглядевшая перспективной, стала для них братской могилой, считает АНДРЕЙ МИРОШНИЧЕНКО

©  Игорь Скалецкий

 

 

Полтора месяца назад я писал для «Слона» заметку про закрытие журнал D` и назвал ее «Предпоследний из могикан». Под последним же из оставшихся подразумевался как раз журнал «Финанс». И вот пожалуйста, теперь и «Финанс» закрывают. Редакция сделает еще два номера, и с 1 июля выпуск будет прекращен.

Более года назад из «Финанса» ушел его редактор-основатель Олег Анисимов. Чуть раньше из «Актион-Медиа» (в этот ИД входит «Финанс») ушли другие менеджеры, причастные к запуску и развитию «Финанса» — его издатель Игорь Мальцев и генеральный директор «Актиона» Сергей Панов, во многом бывший локомотивом проекта. Естественно, возникает соблазн связать закрытие журнала с тем, что собственнику так и не удалось найти адекватной кадровой замены. Такие комментарии уже появляются. Но, мне кажется, это упрощенная трактовка. Она никак не объясняет, почему в России закрываются и другие специализированные журналы о финансах. Да в общем-то все уже прекратили существование. «Популярные финансы», SmartMoney, D`, теперь «Финанс» (было еще несколько журналов, названия которых и вовсе малоизвестны).

Конечно, все закрывшиеся издания несчастны по-своему. Но очевидно же, что есть и какая-то системная причина. Похоже, сам тип специального издания о финансах оказался нежизнеспобен. Поэтому, говоря о «Финансе», стоит, конечно, анализировать отдельно его собственные обстоятельства, но и не забывать о том, что другие издания этого типа тоже позакрывались. А это ли не симптом для консерватории в целом?

«Финанс» и SmartMoney были самыми яркими в этой когорте. SmartMoney брал высокой журналистикой (которая, полагаю, требовала и гораздо более существенных расходов). «Финанс» сразу отметился хорошей издательской и журналистской наглостью. Во-первых, всем памятна реклама журнала со значками валют, сплетающимися в неприличных позах. Подразумевалось, что журнал пишет о размножении денег («Журнал про то, как делаются деньги»). Для молодой и циничной аудитории финансистов — образ точный и стилистически понятный. Комитет по наружной рекламе признал постеры безнравственными и запретил их распространение, что стало кульминацией той рекламной кампании.

Во-вторых, «Финанс» не просто делал самые разные рейтинги (чрезвычайно популярные в наших СМИ в середине нулевых), но и замахнулся на самый главный рейтинг, всегда относившийся к вотчине Forbes. Это, конечно, настоящая наглость — при живом «Форбсе» делать рейтинг миллиардеров. И, что удивительно, довольно успешно. Пожалуй, можно сказать, что именно благодаря неприличной рекламе и рейтингу миллиардеров «Финанс» имел самый сильный бренд среди журналов своего типа, обходя в этом даже SmartMoney (он и пожил дольше, чем SmartMoney).

Кстати, эта своеобразная вторичность по отношению к «Форбсу», как мне кажется, cформировала особую аудиторную характеристику «Финанса». Читателями и даже приверженцами «Финанса» становились преуспевающие финансисты и предприниматели, по каким-то причинам (скорее всего, поздний старт, малый капитал или периферийное происхождение) не дотягивающие до того, чтобы быть героями «Форбса». Те, кто тщится, но все же не будет принят на одном уровне с персонажами из Forbes. И это вовсе не уничижительная характеристика. Не знаю, насколько это могло быть осознанной аудиторной политикой, но «подобрать» молодую амбициозную поросль, не попадающую в главный капиталистический журнал, — вполне хорошее решение. Этакий недо- и поэтому анти-«Форбс». Левацкая молодежь мира финансов. В какой-то мере этот подход был отражен в проекте «33 перца» (ежегодный список, своего рода клуб из 33 успешных предпринимателей в возрасте до 33 лет). Шлейфом за «перцами» тянулся финансово-офисный планктон более низких слоев залегания.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Alex Kisel· 2011-06-15 15:59:09
    "Финанс" был потрясающим журналом. Очень, очень жаль...
  • Anastasia Gordeeva· 2011-06-15 18:50:36
    Было круто. Очень жаль.
  • aegen· 2011-06-16 16:43:56
    Думаю, не очень дальновидно со стороны издателя... Если было возможно перенаправить финансовые потоки и поддержать журнал на какое-то время, зачем убивать такой бренд?
Все новости ›