Оцените материал

Просмотров: 28143

Сурковская сеть

Олег Кашин · 12/02/2009
ОЛЕГ КАШИН о кремлевских «контент-провайдерах» вчера и сегодня

©  Игорь Скалецкий

Сурковская сеть
Весной 2005 года главного редактора журнала «Вслух о...» Алексея Гореславского пригласил в свой офис поболтать владелец интернет-газеты «Дни.ру» и бывший руководитель интернет-проектов «Первого канала» Константин Рыков. «Он сказал — давай, есть интересная тема, — вспоминает Алексей Гореславский. — Нужно порвать монополию уже существующих интернет-СМИ, и я знаю, как это сделать».
Конкурент Ъ и «Ведомостей»

Гореславский говорит, что скептически отнесся к этой идее: «У меня было четкое впечатление, что существующему на этом рынке статус-кво ничего не может угрожать. Есть РБК, есть «Газета.ру», есть «Лента.ру», есть «Ньюсру.ком» — и всё, и влезть куда-то еще, чтобы получить признание аудитории, уже просто невозможно. А Костя был убежден, что можно, и инвесторов тоже сумел убедить, что это не настолько фантастическая идея и что у него есть ноу-хау».

Что за инвесторы согласились помочь Рыкову «порвать монополию», Гореславский, по его словам, за два года работы главным редактором интернет-газеты «Взгляд» (а Рыков тогда предложил Гореславскому возглавить именно ее), по его словам, так и не узнал: «Ходили слухи, что это деньги Кремля, но я легко допускаю, что это был чистый бизнес-проект, под который Костя провел красивый пиар». О каком красивом пиаре идет речь, Гореславский не уточняет, но недоброжелатели Константина Рыкова связывают появление «Взгляда», а точнее, денег на его создание с серией вышедших той же весной публикаций в нескольких интернет-СМИ — от «Вебпланеты» до «Компромата.ру». Там со ссылкой на информированные анонимные источники утверждалось, будто совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин собирается построить целую интернет-империю, приобретя к уже имевшейся у него на тот момент «Газете.ру» «Ленту.ру», «Ньюсру.ком» и «Грани.ру». Назывались даже цифры — якобы за «Ньюсру.ком» Невзлин отдал два миллиона долларов, за «Грани» — вчетверо меньше, а насчет «Ленты» пока торгуется. И хотя владельцы всех перечисленных СМИ слухи опровергали, но помноженный на нервозность Кремля осадок, оставшийся после прошедшей несколькими месяцами ранее украинской революции, остался. И, несмотря на то что слухи в конце концов так и не подтвердились, 23 мая 2005 года стартовала «красная Газета.ру» — интернет-издание «Взгляд».

«Взгляд» его издатели позиционировали как деловую газету, претендующую на то, чтобы конкурировать с «Ведомостями» и «Коммерсантом». По мнению Гореславского, возглавляющего ныне интернет-проекты агентства «Интерфакс», сделать это «по уровню контента достаточно нереально, но бороться с ними ["Ведомостями" и "Коммерсантом". — OS], а точнее, с их сайтами за внимание аудитории мы вполне могли. Не по уровню проникновения в материал и не по эксклюзивам, а прежде всего за внимание. Делали ставку на скорость».

Ноу-хау Константина Рыкова

Кроме скорости, оружием «Взгляда» было то самое ноу-хау, на которое Рыков намекал Гореславскому при первом разговоре о новом проекте. В июле на главной странице Mail.ru появился блок со ссылками на новости газеты «Взгляд». Посещаемость нового сайта резко выросла, и уже в первые недели рекламной кампании «Взгляд» начал на равных бороться за верхние строчки рейтингов интернет-СМИ с РБК и «Лентой.ру». «Костя не побоялся открыто признать, откуда он берет трафик, — объясняет Гореславский. — Ну да, большая часть переходов была с “Мейла”, но оказалось, что рекламодателя это не шокирует, а наоборот — на “Мейле” много неинтересных для рекламодателя посетителей, бедных студентов каких-нибудь, а по ссылкам на “Взгляд” ходят только те, кому интересно, то есть отобранная, прокачанная аудитория. И у нас стала появляться реклама».

На главной странице Mail.ru взглядовские анонсы висели около года, и до сих пор никто, кроме Константина Рыкова (отказывающегося, впрочем, называть цифры), не знает точно, сколько «Взгляд» заплатил за такую промокампанию. Специалисты оценивают блок ссылок на главной странице главного почтового сервиса страны в 5—6 млн «докризисных» долларов в год, но Гореславский предполагает, что в 2005 году (а «Взгляд» первым стал рекламироваться таким способом) это стоило дешевле в 5—10 раз. Впрочем, не агрессивная реклама и не скандальная репутация Рыкова, а именно плохо скрываемая провластная ангажированность сильнее всего мешала «Взгляду» «бороться за внимание» с «Коммерсантом» и «Ведомостями». Но когда в 2007 году накануне думской предвыборной кампании Алексея Гореславского заменили на политтехнолога Александра Шмелева, аудитория поняла, что такое настоящая ангажированность. Из издания, хотя бы старавшегося не срываться в агитпроп, «Взгляд» превратился в агитресурс «Единой России», гордящийся своим радикализмом. Именно в этот период главной звездой газеты стал публицист Виталий Иванов, писавший на «Взгляде» с момента его основания, но только осенью 2007-го нашедший свой фирменный брутально-хамский стиль. Программная колонка Иванова «О дураках и подонках» спровоцировала даже увольнение нескольких сотрудников «Взгляда», которые не согласились с позицией Иванова.

В ряду колумнистов «Взгляда» Виталий Иванов всегда занимал особое место. Обычный, ничем не отличающийся от других журналист, когда-то работавший заместителем редактора отдела политики «Ведомостей», он написал в начале 2005 года статью (позднее переработанную им в книгу) «Антиреволюционер», которая стала своего рода новым манифестом прокремлевских лоялистов, — и очень скоро получил должность заместителя директора Центра политической конъюнктуры России. Этот политологический центр был основан тогдашним заместителем руководителя управления внутренней политики Администрации Президента РФ Алексеем Чеснаковым, которого в те времена называли, по принятой тогда терминологии, «куратором» Константина Рыкова — как, впрочем, и многих других «кремлевских» СМИ. Публикуя свои (часто абсолютно идентичные по содержанию) жесткие антиоппозиционные колонки в «Известиях» и на «Взгляде», Иванов заслужил репутацию личного журналиста Алексея Чеснакова. Иванову, в частности, приписывают характерное выражение — «вы же понимаете, что я не только свою точку зрения выражаю».
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›