Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире.

Оцените материал

Просмотров: 18751

Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост

Дмитрий Соловьев · 15/06/2012
ДМИТРИЙ СОЛОВЬЕВ о том, как Путин помогает углублению интернет-зависимости, и о необходимости осознанного пользования медиа

©  OpenSpace.ru

Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост
 

Как появился термин медиааскетизм

В 2011 году Олег Пащенко прочитал в Екатеринбурге лекцию про будущее web-дизайна. В ней Олег говорил о том, куда движется интернет, и рассматривал это с точки зрения коллективного бессознательного, психоанализа Карла Юнга и своего огромного опыта работы в вебе (он 10 лет работал арт-директором в Студии Лебедева). Олег пытался понять, как меняется веб и как резко изменяется психика из-за прихода человека в социальные сети и интернет. Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом; люди должны осмыслить и пережить эти изменения, понять, как с этим работать. А меняется на самом деле многое — стиль ведения бизнеса, восприятие медиа, технологии пиара. Олег упомянул в лекции, что можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской), чтобы человек мог существовать в огромной лавине информации.

Я в шутку тогда рисовал сайты несуществующих проектов и нарисовал блог, который посвящен теме существования в медиа. Назвал его медиааскетом и опубликовал в ЖЖ.


Новые тела интернета

А дальше история пошла по второму пути. Я заинтересовался качественными исследованиями и благодаря Александру Новикову, директору компании «Радость понимания», вышел на книгу Мераба Мамардашвили «Лекции о Прусте». В области качественных исследований Пруста можно выделять как специалиста — в цикле «В поисках утраченного времени» он с поразительной методичностью и наблюдательностью профессионального исследователя описывает мотивы поведения людей, их мысли, чувства и мотивы принятия решений. Например, почему человек думает одно, чувствует второе, а говорит третье — все это показано на захватывающих примерах из жизни и человеческих отношений, в том числе и любовных. Мамардашвили читал лекции о Прусте, в которых описывал поведение людей и их психологию.

И произошла удивительная история. Я тогда много времени проводил в социальных сетях и видел, что у многих людей еще не выработалось осознание, почему они там делают те или иные действия. В реальной жизни мы обладаем телами и к определенному возрасту понимаем психологию, законы отношений между людьми, их реакции, и наша жизнь течет более-менее осознанно. А в интернете у людей появились новые тела, и многие действия и реакции они дают бессознательно — перепощивают, ставят лайки, общаются определенным образом, ревнуют, обижаются. Все это очень интересно, и какие-то законы и наблюдения из «Лекций» очень хорошо легли как объяснение на поведение людей в социальных сетях. Я начал писать об этом в ЖЖ, люди стали читать и комментировать. Я вообще считаю, что многие идеи Мамардашвили можно использовать в теории брендинга, рекламы и исследованиях маркетинга.

Потом я собрал все наблюдения в единый документ, прочитал на основе этого лекцию для студентов зимнего интенсива в Британской высшей школе дизайна и выложил документ в сеть. Информация там не особо структурирована, есть очень резкие формулировки, но как пища для размышлений он вполне интересен. Почти все темы впоследствии опубликовал портал про социальный маркетинг cossa.ru.

Я стал всем этим заниматься из-за того, что увидел, что люди не совсем осознанно ведут себя в сети. Иногда у людей крышу сносит оттого, что они не умеют вести себя в социальных сетях. Есть много примеров болезненной ревности, выраженной в постоянном отслеживании лайков, комментариев, страниц друзей, некоторые люди обижаются, если вы не общаетесь с ними сразу же, как они написали вам сообщение. Интернет стал новой средой жизни.


Неверное понимание аскетики

Многие думают, что аскетика означает, что нужно запретить себе интернет и общение в сети. Совсем нет. Такой путь приведет только к ограничению развития общества и личности — даже в христианской традиции отрицание проблем мира, игнорирование состояния общества и напряженности людей — это ошибочный путь.

По-гречески ασκεσις — это упражнение. По сути, аскет — это спортсмен. Человек, который тренирует свою волю, сознание и тело. Медиааскетика — это образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств коммуникации и их разумным использованием. Цель медиааскетики — научиться осознанно существовать в мире современных технологий, медиа и рекламы. Конечно, на этом пути придется сталкиваться и с какими-то ограничениями, но они только откроют новые возможности в офлайне.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:32:26
    " Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом".
    Очень хочу узнать, что же это за такие "психологические структуры" в "самом человеке и всем человечестве". Особенно интересны "новые структуры".
    И почему появление этих неведомых структур стало "травматическим опытом"?
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:37:03
    К вопросам хотелось бы сделать краткое замечание.
    По моим наблюдениям, человек, употребляющий слово "осознание" в любых формах, либо глуп, либо наивен. А чаще - то и другое вместе.
    И всегда этот человек не знает значения этого слова. Потому что, если бы он это значение знал, то не стал употреблять его по любому поводу.
    А уж, тем более, по отношению к таким персонажам, как пользователи социальных сетей.
  • Андрей Дьяконов· 2012-06-16 00:25:11
    Рашкофф об этом целую книжку написал. Называется Program or Be Programmed: Ten Commands for a Digital Age. И наверное не один он
Читать все комментарии ›
Все новости ›