Вопрос, зачем люди пошли на митинг в морозы, никак неотделим от вопроса, в чем они пошли.

Оцените материал

Просмотров: 58787

Николай Картозия: «Не страшно прослыть желтым, страшно прослыть продажным»

Антон Желнов · 11/03/2012
Создатель «Программы максимум» и «Центрального телевидения» рассказал АНТОНУ ЖЕЛНОВУ о телевидении нулевых, ранней профессионализации и реинкарнации «Намедни»

Имена:  Владимир Кулистиков · Константин Эрнст · Леонид Парфенов · Наталья Синдеева · Николай Картозия

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Николай Картозия  - Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Николай Картозия

В январе с канала НТВ ушел руководитель дирекции праймового вещания Николай Картозия, определивший своими проектами – «Центральное телевидение», «НТВшники», «Профессия – репортер», «Программа максимум» – стиль и язык НТВ нулевых. Обсуждая детали этого интервью, АНТОН ЖЕЛНОВ («Дождь») и Картозия условились не говорить о причинах увольнения – для следящих за российскими медиа они очевидны, а также о внутрикорпоративных делах, о которых Картозия не может говорить из-за прописанных в контракте условий.


– Ваш последний проект на НТВ – «Центральное телевидение». Это такая трансформация «Намедни», где вы начинали?

– Когда я задумывал «Центральное телевидение» и сформулировал это определение – информационное шоу,– я помню, как очень многие поморщились и сказали: какое, на хер, шоу? Потом уже пришло это понимание мультимедийности, дискретности происходящего, ставшее принципом верстки. Ну, когда ты сидишь за своим компьютером и у тебя открыты статья об Ассанже, рецензия на фильм «Древо жизни», недосмотренный скетч из «Большой разницы» и что-нибудь абсолютно трэшевое, твое личное. Это все живет вместе. Вопрос, зачем люди пошли на митинг в морозы, никак неотделим от вопроса, в чем они пошли. Фейсбук-рейтинг – то, над чем смеялись, подшучивали, – тоже важно, это часть жизни. Люди не живут отдельной политической жизнью, сексуальной, все очень перемешано. Таким должно быть телевидение, такой должна быть информация. Но это всегда вопрос о вкусах. Есть люди, которые любят Дэна Разера или программу HARDtalk. А я на ней засыпаю. Мне ближе стилистика late night show. И я решил сделать что-то повеселее. Ну а второй и, пожалуй, главный движок «ЦТ» – рассказывать только о том, что действительно обсуждают: на улицах, в интернете, курилках. А это на конкретной неделе может быть и политика, и повышение цен на соль, и адронный коллайдер. Я считаю, что еще много неосвоенных информационных жанров. Например, сейчас я обдумываю жанр «информационного кабаре». Это более разухабистая, развлекательная программа, и я как раз сейчас думаю над форматом такой программы для одного маленького, но симпатичного канала.

– Кажется, очень американская идея, нет?

– Я ничего конкретного не пытался копировать с американского телевидения, разве что сам дух. Во-первых, у нас нет таких раскрепощенных ведущих. Может быть, Андрей Малахов, Иван Ургант, Вадим Такменев. Но у нас, например, до сих пор нет своего Колберта, своего Стюарта, который просто сидит и благостно несет. Причем нет не только на федеральных каналах (что понятно), но и на «Дожде». Такого, чтоб без госпропаганды, но и без демшизы. Нужно наконец понять, что сегодня нельзя разговаривать языком моральных банкротов 90-х, какие бы погоны они ни носили – федеральные или либеральные. У нашего времени должен быть свой язык. Вот чем мне понравился первый митинг на Болотной? Он во многом напоминал монстрацию. У меня, когда я шел по этой Болотной площади, было ощущение, что вокруг меня собрались все копирайтеры города Москвы и каждый нес свой креатив. И очень многие вещи были удачными просто с точки зрения фразы. Когда ты оказываешься в толпе самостоятельно и интересно мыслящих людей, то чувствуешь новый пульс, вот эту энергию, абсолютно новую, молодую, классную. Для меня было бы великим счастьем делать телеканал на таком языке, который не занимает пропагандистскую позицию с одной или с другой стороны. Просто взять и отменить принцип, за который держатся два участника борьбы, – «мы, конечно, за правду, вот только факты мешают».

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Николай Картозия

Николай Картозия

– Следите за тем, что происходит на федеральных каналах?

– Аудитория главных каналов продолжает стремительно стареть. В погоне за телевизионной долей, за тем, что называется total, большие игроки сориентировались на стареющую аудиторию, потому что только она остается верна телевизору. Средний возраст ребят в дирекции прайма НТВ – 25 лет. А их зрителям – минимум вдвое больше. Когда я был пионером, это называлось «ухаживать за пожилыми». Можно считать это эйджизмом, но, ей-богу, есть что-то неверное в том, когда журналист 25 лет от роду пытается с утра до вечера угадать, что было бы интересно посмотреть сегодня в прайм-тайм бабушкам. Чем прекрасен [Константин] Эрнст? Несколько лет назад он понял, что велик шанс того – как в том анекдоте, – когда Михаил Муромов начнет навещать по воскресеньям на Ваганьковском своих поклонников. Ведь если продолжать делать программы только для тех, кто привык их потреблять, рано или поздно переедешь из своего начальнического кресла на кладбище. Поэтому пару лет назад Эрнст начал практически насильственно омолаживать аудиторию своего канала, делая вещи не всегда очевидные, типа проекта «Южное Бутово», шоу «Нибенименихилла», – но зато появилась программа «Большая разница», «Прожекторперисхилтон». Сейчас готовится ежедневное шоу с Иваном Ургантом. При этом в целом логика федеральных каналов остается прежней. Это по-прежнему министерство с гендиректором, автомобилем с номером АМР и синим ведерком на крыше, политбюро – очень советская логика. А у той же [Натальи] Синдеевой нет этой логики. Она создала предприятие (телеканал «Дождь». – OS) вопреки всем телевизионным привычкам. Но это крайности. А вот чего нам всем не хватает, так это федерального телеканала (general interest), который был бы специально нацелен на аудиторию 18–45 и говорил бы с ней на ее языке.

– Ваше отношение к теленачальству изменилось после того, как вас в одночасье уволили, или вините в этом власть?

– Мне не хотелось бы выносить на публичное обсуждение то, что я кулуарно обсуждал со своим руководством. Это в рабочих кабинетах пусть и останется.

– НТВ последнего десятилетия ассоциируется не с «Центральным телевидением», а с «Программой максимум». Это был такой протестный ответ Кремлю? Запретили говорить о политике, тогда мы с вами поиграем во второсортные жанры.

– Однажды известный телекритик назвал «Максимум» людоедским шоу. На что мой коллега ответил: «В блокадном Ленинграде люди ели людей. После закрытия “Намедни” мы оказались в информационной блокаде и придумали “Максимум”». Я этот каннибалистский дискурс отказываюсь поддерживать. В программе были десятки блестящих расследований, оттуда вышли почти все лучшие репортеры и продюсеры НТВ. Но задумывалась программа действительно как этакая тарантиновская пародия на итоговый информационный формат. И ее первые выпуски были с двойным дном, с подтекстом, с пародией на жанр. Случилось это после закрытия программы «Намедни», когда коллективу нечего было делать, Леню [Парфенова] уволили, вводились новые информационные правила игры. Вот мы и решили натянуть желтую кофту Маяковского и прокричать о жизни за окном. «Программа максимум» – это, конечно, внутренний протест, когда нужно было показать жизнь так – крикливо, без прикрас. Ну, раз нельзя про то, се, то давайте наденем желтую кофту Маяковского и пойдем. Я сам сделал 7 или, может, 10 выпусков программы. Сейчас трудно представить, но когда-то мы показали большой аналитический сюжет о «звездах за неделю» в качестве шутки, а потом это расклонировали наши коллеги. И теперь на российском ТВ десятки программ о звездах шоу-бизнеса. Проблема «Программы максимум» в том, что ее расклонировали как на самом канале, так и на соседних каналах. Вместо того чтобы оставаться единственным enfant terrible, она определила стиль половины российского телевидения – целые каналы вон есть в стиле «Программы максимум». Но чем хорош большой канал? Он может быстро привнести разные виды интонации. То же «Центральное телевидение» было ответом на мое внутреннее ощущение, что крикливый телевизионный язык себя исчерпал. Я это физически почувствовал: лежал дома с простудой и смотрел разные телеканалы. У меня сложилось ощущение, что на меня нападают. Наше телевидение все-таки ведет борьбу с собственным населением, агрессивная подача… Может быть, я был ослаблен болезнью, и мне хотелось от этого защититься, но там кричали, что псы изнасиловали девочку, здесь еще что-то… Я понимал, что к такой манере разговора я не готов.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Николай Картозия

Николай Картозия

– Но эта же манера вами и командой запущена.

– Да нет, это уже последователи... А знаете, откуда взялась эта взвинченная интонация? Это началось с «Намедни» 2002 года. Я писал анонсы, и в программу пришел Сергей Витальевич Евдокимов (в будущем заместитель директора дирекции праймового вещания НТВ. – OS). Он написал длинноватый шпигель, и я говорю: «Ты знаешь, покороче надо». И в качестве примера написал абсолютно пародийный шпигель. Он звучал примерно так: «Масхадов, переодевшись Басаевым, проникает в ЦКБ; иудеи обвиняют папу римского в растлении пожилых; и сенсация: Россией правит говномозг». Это была пародия на сам жанр нашего анонса. А спустя пять лет – да, пародия стала мейнстримом, свелась до выкрика, стала механизмом, совпала со временем, стала опорой вкуса.

– Вы защитили диссертацию по когнитивной лингвистике. Почему вообще стали заниматься телевидением?

– Когда-то я работал в новостной редакции международником. Это тот, кто сидит в офисе и ни в какие китаи и португалии не ездит. Все каналы подписаны на картинку Reuters, APTN. Если нужно проинформировать зрителя о взрыве в Маниле, редактор идет смотреть картинку, которая такая же, как у коллеги, сидящего на РТР или «Первом канале». И кайф в том, чтобы выпендриться и найти в этой картинке то, чего не увидели твои коллеги. Посмотри, как она держит руку, а на заднем плане в этот момент сворачивает машина с федеральным номером… То есть мы внимательно смотрели на это, чтобы описать все так, как не сделает твой коллега. Это был страшный выпендреж. Так что от текста я никуда не уходил. Я всегда придумывал очень много заголовков. Почему я до последнего придумывал заголовки для программы «Центральное телевидение»? Это очень хорошая тренировка мозга. Это вечная игра: вот, скажем, слоган программы «Максимум» – «скандалы, интриги, расследования» – это же текстовая пародия на намедниевское «события, люди, явления».

– Но из-за скандальной формы подачи мало кто на все эти литературные изыски обращал внимание.

– Наше телевидение выглядит гораздо эффектнее, чем телевидение половины Европы. Где эти летающие камеры, где этот сложный монтаж? Всего этого там нет. С точки зрения денег, стиля, скорости наше телевидение прогрессивно. С точки зрения широты содержания – нет. Когда ты не можешь позволить себе полноценное содержание, когда создаешь внутри фигуры умолчания, то в основном концентрируешься на форме – начинаешь оттачивать блеск телевизионной шапки, как полетит у тебя кран в кадре и так далее. Чем больше запретов, тем начинаешь больше работать с формой. За последние 12 лет телевидение достигло абсолютного пика формы, но содержание было выхолощено. У нас вымерли даже элементарные развлекательные форматы. Ты никогда не думал, почему у нас появилась куча Снежан Посикух в стрингах, но ни одной Сьюзан Бойл? У нас она просто бы провалилась на кастинге.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • Sima Orekhanov· 2012-03-11 14:01:05
    Фу, какой у него плебейский вид.
  • pv· 2012-03-11 15:39:47
    "...крикливый телевизионный язык себя исчерпал. Я это физически почувствовал: лежал дома с простудой и смотрел разные телеканалы. У меня сложилось ощущение, что на меня нападают. Наше телевидение все-таки ведет борьбу с собственным населением, агрессивная подача… Может быть, я был ослаблен болезнью, и мне хотелось от этого защититься, но там кричали..." -- вторую страницу читать не стал, вдруг товарищ поправится и опять вспомнит об агрессивной подаче... вид вполне нормальный, этакого шутника, что хорошо согласуется со спокойненьким интерьером на фотках... на андрея бочарова, кстати, смахивает)
  • Grigorij Dashevskij· 2012-03-11 17:40:50
    "кормЕ" или "кОрме"?
Читать все комментарии ›
Все новости ›