Литераторы вдруг очнулись от коматозного существования в литературных подвалах и все норовят куда-то выйти.

Оцените материал

Просмотров: 8925

Демонстрации и профессионализм

Павел Арсеньев · 22/05/2012
Вынесение чтений на улицу без критики самой идеологии и индустрии литературы отдает декоративным демократизмом, полагает ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВ

©  Дмитрий Карельский

Во время акции «Стихи на улицах – против ОМОНа на улицах» - Дмитрий Карельский

Во время акции «Стихи на улицах – против ОМОНа на улицах»

Не покидает устойчивое ощущение того, что общество выходит из комы. Пусть еще не все социальное тело, но отдельные органы и ткани уже явственно избавляются от некроза. Опыт последних дней и вовсе напоминает то, как человек после катастрофы всему обучается заново: ходить, говорить, держать голову, взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой. Вот и литераторы вдруг очнулись от коматозного существования в литературных подвалах и все норовят куда-то выйти: на улицу, на площадь, на мировой уровень участия в гражданской жизни общества. Как только писатели (в основном прозаики) удостоверились, что они могут себе позволить гулять по улицам города, поэты задумались о том, чтобы читать на них же стихи. Учитывая сравнение Толстым поэзии со странным стремлением ходить на цыпочках по нитке, скажем сразу, что это должно было стать для улицы более радикальным экзерсизом.

О мероприятии сразу стало широко известно, о нем взялись писать многие ресурсы в диапазоне от «Большого города» до «Комсомольской правды», народу пришло, впрочем, немного, но так и поэзия же дело такое и не каждому… Стоп. Не оказывается ли именно узкая аудитория причиной всех мистифицированных самопредставлений поэтического сообщества? Или, напротив, следствием? Это только один вопрос из тех, что вызвало мероприятие, называвшееся вполне характерно: «Поэзия против ОМОНа».

Уже по одной этой прекраснодушной и одновременно «разжигающей» формулировке можно догадаться, что вся интрига заключалась в том, что к освоению столь маргинальной формы бытования поэзии, как уличные чтения, приступила именно либеральная поэтическая публика (маргинальной с ее же собственной точки зрения, будь она высказана полгода назад). Дело, собственно, в том, что уже два года существует сообщество молодых людей (в большинстве своем довольно политизированных), собирающихся в конце каждого месяца у памятника Маяковскому и читающих стихи, настойчиво отсылая в своих манифестах к 60-м и сообществу, собиравшемуся тогда у этого же памятника (и, соответственно, как бы ко всему, что из этой практики вышло: небывалой реинкарнации интереса к поэзии в оттепельные годы и сочетанию формотворческой интенции с желанием поэта участвовать в политической жизни страны).

Однако организаторами чтений «Стихи против ОМОНа» было решено дистанцироваться от «слишком левого» Маяковского и собраться у эмблематичного в данном случае Мандельштама. Это первое характерное противоречие: состав участников носит, по замыслу организаторов, совершенно непартийный характер, это просто люди доброй воли, но одновременно это все-таки и партия — партия «людей духа», в чем должны убедить всех тех, кто еще не догадался, прагматические маркеры принадлежности к некоему абстрактному сообществу просвещенных в тексте анонса («мы знаем разницу между, правда?»). Вследствие этого отмежевание от нежелательных топографических и идеологических ассоциаций обретает уже явное, открытое политическое значение.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›