Никакая биография не заменит идеи.

Оцените материал

Просмотров: 9908

Александр Скидан: «Иерархия неизбежна, но она будет множественной и подвижной»

Глеб Морев · 21/02/2011
ГЛЕБ МОРЕВ обсудил с куратором поэтических книг «НЛО» дефицит критики, рыночный успех и необходимость интеллектуального перевооружения поэзии

Имена:  Александр Скидан

©  Станислав Львовский

Александр Скидан  - Станислав Львовский

Александр Скидан

— Саша, с недавних пор ты курируешь поэтическое направление издательства «Новое литературное обозрение». «НЛО» — одно из системообразующих издательств в сфере российской поэзии. Вот уже десять лет издательские проекты (одним из первых была книжная серия «НЛО» «Премия Андрея Белого») эффективнее любой критики структурируют поэтическое поле в России. Серии «НЛО», «ОГИ», «Нового издательства», «Пушкинского фонда», журналов «Воздух» и «Арион», «Русского Гулливера» как фрагменты некоей обширной мозаики: составишь — и есть шанс обозреть всю картину целиком. Как бы ты охарактеризовал «подведомственный» тебе фрагмент, да и всю сложившуюся издательско-кураторскую практику последнего десятилетия?

— Если сравнивать с началом 2000-х, ситуация с изданием поэтических книг и, соответственно, структурированием поэтического поля, заметно выправилась. Это бросается в глаза. А в последние три-четыре года, с появлением поэтических серий журнала «Воздух» (включая серию «Поколение») и «Русского Гулливера», можно даже говорить о некоем локальном буме. И он имеет под собой основания. Несмотря на то что за последние несколько лет от нас ушли большие, великие поэты — Айги, Всеволод Некрасов, Парщиков, Генделев, Елена Шварц, Александр Миронов, — я считаю, что русская поэзия переживает сейчас расцвет, сравнимый с началом XX века. Так что с книгами все более или менее в порядке. А вот журналов, отслеживающих и оперативно регистрирующих сдвиги в поэтическом ландшафте, увязывающих их с более широким культурным контекстом, явно не хватает. Таких журналов, как «Воздух» и «Арион» по идее должно быть пять-шесть, и выходить они должны в Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владивостоке... Трюизм это повторять, но москвоцентризм по-прежнему одна из наших болезней. За исключением «Пушкинского фонда», все перечисленные тобой поэтические «мощности» сосредоточены в Москве... Что до «подведомственных» мне поэтических книг «НЛО», то свои приоритеты на скорую руку я бы сформулировал так. Во-первых, ориентация на авторов, продолжающих линию неподцензурной поэзии (линию, в которой эстетический поиск необходимо увязан с предельным экзистенциальным и философским напряжением); во-вторых, на авторов, ищущих новые способы высказывания, а не работающих с уже готовыми, устоявшимися моделями версификации. Третий же пункт связан с переформатированием серии «Новая поэзия», точнее, с тем, что серия «Поэзия русской диаспоры» больше выходить не будет (по сугубо экономическим соображениям). Но терять «диаспору» совсем было бы неправильно. Поэтому я предложил Дмитрию Кузьмину, который ее курировал, вести «Новую поэзию», так сказать, на паритетных началах. То есть в рамках «Новой поэзии» две-три книги в год будут книгами поэтов, живущих вне метрополии, и готовить их будет Кузьмин. Это не строгое разграничение функций по географическому признаку, решения принимаются коллегиально, и конфигурация может изменяться, но в целом идея такова. Мне важно сохранить гетерогенность, открытость, Кузьмин в этом смысле идеальная фигура.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Kostya Mitenev· 2011-02-21 17:34:25
    Sasha,poyasni,pls,:"Mnozestvennaya ierarhiya"..Eto kak?
  • stih· 2011-02-23 11:21:46
    ну и чмо
Все новости ›