Оцените материал

Просмотров: 24411

7 фильмов мая

Виктория Никифорова · 14/05/2009
Джей Джей Абрамс открывает «огонь из всех фазеров», Лорна загадочно молчит, Хржановский отказывается от рейтинга, а Ричард Кертис гонит волну
«Звездный путь»
Режиссер Джей Джей Абрамс


Автор «Монстро» и «Остаться в живых» снял ошеломляюще динамичную и упоительно простодушную киноверсию культового телесериала. Пускай фанаты «Звездного пути» спорят, насколько она соответствует оригиналу, — нормальному зрителю от этого ни холодно ни жарко. Для него важно, что Абрамс не утонул в материале и сочинил захватывающее и веселое кино. С одной стороны, тут все достижения новейших сценарных технологий — действие летит так стремительно, что дух не успеваешь перевести. С другой — каким-то чудом режиссер уловил настроение и атмосферу фантастического кино 50—60-х, наивную, забавную и радостную. То ли дело в идеальном кастинге, то ли во всех этих незабываемых фразочках («Рожать будем в шаттле!», «Огонь из всех фазеров!»). То ли в том, что Абрамс — и это главный секрет его успеха — просто обожает делать кино и его неподдельный кайф заражает зрителей с экрана, словно вирус H1N1.

«Рок-волна»
Режиссер Ричард Кертис


Мы, собственно, и не ждали меньшего от режиссера «Реальной любви» и сценариста фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Кертис действительно снял предельно смешную комедию с очень серьезными обертонами. Рассказывая про приключения пиратской радиостанции, передающей с корабля на территорию Великобритании рок-музыку, которая в 1965 году считается неприличной и полузапретной, режиссер вволю поиздевался над родным правительством, причем все его остроты метят в современность. В фильме прорва роскошной рок-музыки, но актеры, к счастью, ничего не поют, а просто оттягиваются в ролях суперкрутых радиоведущих, которые сводят с ума всю страну. Самое замечательное свойство кертисовской режиссуры: жизнь в его фильмах выглядит на удивление светлой и смешной. В полной мере это относится и к «Рок-волне».

«Гран Торино»
Режиссер Клинт Иствуд


Интересно, Иствуд вообще способен снять плохой фильм? Из года в год он, как конвейер, выдает удивительно сбалансированные, умные, гармоничные картины, в которых при всем желании не сыщешь ни одного недостатка. Истории при этом рассказывает простые и, казалось бы, многократно рассказанные другими. Возьмите, например, «Гран Торино». Его герой (Иствуд его сам и играет) — бывший военный, пенсионер с говорящей фамилией Ковальски — доживает свой век в своем районе, плотно оккупированном экзотическим народцем из Вьетнама. Мало-помалу он с ними сходится, забывает про свой расизм, берет под опеку своих «косоглазых» соседей, а в финале просто и немногословно отдает за этих людей свою жизнь. Весь фильм вокруг героя крутится местный священник, вкручивает ему про Христа, но, разумеется, этот вечно матерящийся поддатый старикан знает про самопожертвование и любовь к ближним куда больше, чем профессиональные служители церкви.

«Харви Милк»
Режиссер Гас Ван Сент


Фильм гуру авторского кино снят с использованием всех традиционных штампов байопика. Тут и восклицание героя (право, достойное Александра Македонского): «мне сорок лет, а я ничего еще не сделал!», и его воспоминания о проделанной работе, которые он для потомства записывает на диктофон — аккурат накануне собственной гибели, и многотысячные толпы, митингующие на его похоронах. Такое кино снимают про президентов, олигархов, героев войны. Довольно забавно видеть, как весь этот пафосный антураж байопика приспосабливается для сюжета о первом в истории США открытом гее, который вошел в городскую администрацию Сан-Франциско: именно этим гражданским подвигом прославился Харви Милк. Однако на главную роль Гас Ван Сент пригласил Шона Пенна и тем спас свой фильм от всех упреков. Дважды оскароносец делает в «Милке» просто чудеса. Именно его игра превращает предсказуемый фильм в захватывающую мелодраму и выжимает слезу из самого неполиткорректного зрителя.

«Молчание Лорны»
Режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны


Да, у вас еще есть шанс посмотреть последний фильм бельгийских режиссеров, получивший в прошлом году в Канне приз за сценарий. Сценарий действительно на диво непредсказуемый. Причем Дарденны не просто механически усложняют историю. Каждый поворот сюжета связан с поразительными изменениями: они незаметно происходят в душе героини, глубоко под невозмутимой поверхностью, которую она предъявляет окружающему миру. Албанка Лорна замужем за бельгийским наркоманом. Он ей нужен только для получения бельгийского паспорта. Когда она его получит, албанские мафиози, крышующие процесс получения гражданства, отправят наркомана на тот свет. Или все-таки не отправят? Редко когда в современном кино процесс пробуждения совести и нормальных человеческих чувств показан так увлекательно.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»
Режиссер Андрей Хржановский


Фильм знаменитого мультипликатора, Хржановского-старшего, посвящен гипотетическому возвращению Бродского из эмиграции домой и сработан в сложнейшей технике. Постановочные сцены перебиваются документальными врезками, а те — мультипликационными эпизодами, причем каждый нарисован в своей манере. По серому питерскому небу летают нарисованные коты, по пустой нью-йоркской квартире расхаживают нарисованные вороны, а единый тон этому сюрреалистическому повествованию задают строчки и рисунки Бродского. «Полторы комнаты» — кино ручной работы; оно сделано настолько интеллигентно и тщательно, что совершенно не вписывается в современный кинопроцесс. Это очень хрупкий фильм, полный сугубо личных материй и беззащитный перед упреками. В вину ему можно поставить и упрощение житейско-политических коллизий, и растянутость, и литературность. Но на самом деле это чистая кинопоэзия — бескорыстная, прекрасная, архаичная, глуповатая. Поэзия, совершенно непредставимая в наше время рейтингов и кассовых рекордов.

«Последний дом слева»
Режиссер Денис Илиадис


Фильм спродюсирован классиком ужасов Уэсом Крейвеном и является ремейком его дебютного одноименного хоррора. Как ни странно, у молодого греческого режиссера, которого американские критики называют «девственником в жанре хоррора», все получилось просто идеально. Напряжение не отпускает ни на секунду, крупные мурашки исправно бегают по телу, зрители охают и нервно смеются, саспенс нарастает неумолимо. История про уголовника, изнасиловавшего девушку и нарвавшегося на ее жаждущих мести родителей, осталась почти без изменений и смотрится на диво актуально. «Последний дом слева» выглядит ответом «Жестоким играм» Михаэля Ханеке, особенно их американскому ремейку. Если австрийский автор издевается над слабостью своих героев, которые ни себя, ни своих детей не умеют защитить от насилия, то протеже Крейвена упивается отчаянной смелостью своих персонажей. Интеллигентные, высокообеспеченные, избалованные высоким уровнем жизни американцы превращаются в сущих монстров, стоит только их дочери попасть в беду. Просто удовольствие смотреть, как добропорядочные обыватели забивают до смерти своих врагов. Зал радостно хохочет, глядя, как кровь стекает по кухонному ножу, зажатому в руке обезумевшей домохозяйки. Адреналин зашкаливает.


Еще по теме:
Виктория Никифорова. «Рок-волна»: премьера, 20.04.2009
Андрей Хржановский: «Хочется делать волшебное кино», 03.02.2009
Евгений Берштейн. «Харви Милк» (Milk) Гаса Ван Сента, 29.04.2009

Еще в рубрике «Выбор Никифоровой»:
Топ-10: лучшие фильмы лета, 05.05.2009
Топ-5: фильмы про любовь, 03.03.2009
2008: не наше кино, 23.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • bs251· 2009-05-16 12:54:00
    всё очень здорово, но и хотелось бы смотрет всё это или скачать, как это сделать?
Все новости ›