Оцените материал

Просмотров: 39285

Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная»

01/04/2009
Ведущий программы «Закрытый показ» признается корреспонденту OPENSPACE.RU АЛЬБИНЕ ШАКИРОВОЙ, что на самом деле терпеть не может отечественное авторское кино

Имена:  Александр Гордон

©  Александра Кемо

Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная»
— В основном фильмы, которые обсуждаются в «Закрытом показе», вам лично не нравятся. С чем это связано?

— Понимаете, есть своя жизнь, есть чужая. Есть исповедь, есть проповедь, и есть сочувствие — это разные формы отношения к жизни. Когда человек попадает в одну из них, там возможно все, там выстраиваются свои законы. Когда он хочет сидеть на трех стульях — это вроде и обо мне, но не совсем, это и о вас, но я вас не знаю, а еще это и проповедь или манифест… Я вообще тогда перестаю понимать. Ребят, вы что, мой собственный зрительский опыт вообще отвергаете, что ли? Я же прожил какую-то жизнь, я о ней имею представление. Если вы мне ее показываете в искаженном, художественном виде, я должен убедиться в том, что это не моя жизнь. Хорошо, так вы мне хотя бы свою покажите. Вместо этого мне рисуют схему и говорят, какие они молодцы. Да идите вы в задницу, молодцы! Это все какая-то гниль, абсолютная. Ничего от этой пены не останется. Все пройдет. Это болезнь. Она должна либо пройти, либо кончиться смертью.

— А примеры «живого искусства» у вас найдутся?

— Я могу назвать фильмы, которые мне представляются «правильными», но это не значит, что все должны броситься снимать именно такое кино. У меня очень короткий джентльменский список: «Дети Райка» Марселя Карне, «8½» Феллини и «Не горюй» Данелии.

©  Александра Кемо

Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная»
— «8½» Феллини — это 1963 год, Карне «Дети Райка» — 1945-й. Неужели сегодня нет ни одного молодого режиссера, достойного внимания широкой публики?

— Вне всякого сомнения, это Борис Хлебников, и вообще вся команда, что работает в этом направлении, тот же самый Иван Лебедев, который монтирует фильмы, в том числе и Борины. Оксана Бычкова мне представляется очень большим режиссером. И если она когда-нибудь решится на серьезную тему, уйдет из развлекательного кино, я думаю, у всех будет возможность в этом убедиться.

— Чем вам так понравилась ее картина «Плюс один»?

— Она абсолютно бесхитростная, она сделана по всем законам жанра, с ясным пониманием того, что там происходит, как это делается, а главное — зачем. Еще мне очень понравилась Мадлен Джабраилова в главной женской роли, мне показалось, что такого уровня драматической актерской работы у нас в кино давно не было.

— Какой фильм мы увидим следующим в «Закрытом показе»?

— Уже выкуплены права на показ «Бумажного солдата» Алексея Германа. Кира Муратова все грозится приехать с новым своим фильмом; правда, пока у нее не получается. Последняя из тех, что мы записали, была передача с Валерией Гай Германикой. Она так сильно испугалась вначале, ее аж трясло, кто-то, видимо, ее накрутил. Но потом ничего, обошлось…

— На вас произвел впечатление ее фильм «Все умрут, а я останусь»?

— Мне абсолютно чужда эта эстетика. Я не верю ни одному кадру, ни одной актерской слезе. Это все опять из жизни насекомых. Тема не делает искусство. Искусство делают частности, детали и общности, а у меня общности с ними не возникает, потому что я не верю в детали. Я не верю ни в один из этих так реалистично сыгранных персонажей. Я не могу понять, о чем история.

©  Александра Кемо

Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная»
— Ну, это такое псевдодокументальное кино, которое в Европе уже давно пустило корни.

— Когда стоит приставка «псевдо», я должен понимать зачем. Тем более что у Гай Германики уже был документальный фильм со схожим сюжетом — «Девочки». Который мне тоже не понравился, потому что у меня есть свои представления о том, что можно и нельзя в документальном кино, что этично, а что неэтично. Мне вообще не нравится эта традиция, которая приживается у нас и очень активно используется многими режиссерами. Не нравится этот панибратский срыв дистанции с объектом исследования, с полным безразличием к его последующей судьбе. Когда я смотрю кино, мне важно понять, как относится режиссер, особенно документальный, к тому, что он делает. А здесь абсолютно холодный нос во всех случаях.

У меня сейчас подруга в Питере снимает документальное кино, сделала уже 50 или 70 часов материала (речь идет о Любови Аркус, главном редакторе журнала «Сеанс», снимающей фильм о детях-аутистах. — OS). Ее трясет всю, колотит, она так любит этих детей, но она поставила себя в совершенно двусмысленную и безвыходную ситуацию. Потому что, если ты так любишь и так хочешь это сделать, если ты хочешь быть предельно честной в эти полтора часа фильма, то тебе надо этому отдать не два года жизни, а всю жизнь. Ни больше ни меньше. Пусть это будет последнее твое кино. Я хотя бы пойму тогда, как это было. Поэтому я к документальному кино отношусь как к минному полю.

— То есть документалист должен посвятить всю свою жизнь одному-единственному фильму, и тогда это будет честно?

— Если ты не соблюдаешь дистанцию с объектом твоего исследования, а это, как правило, живые люди, если ты ее срываешь и очень хочешь участвовать в его судьбе, тогда ты берешь на себя определенные обязательства. Если же ты держишь огромную дистанцию, тогда это опять из жизни насекомых, мне это неинтересно. А вот как этот баланс соблюсти в документальном кино, я не знаю.

©  Александра Кемо

Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная»
— Поясните, что вы имеете в виду, говоря о «жизни насекомых»?

— Это значит, что копошится кто-то, как в «Эйфории» Вырыпаева, и показывает что-то вроде «В мире животных». Это настолько далеко от моей реальности, что я не вижу для себя пути туда. Это схематическое исследование довольно банальной драматургической ситуации. А эти невероятно красивые пейзажи и летающие камеры только усиливают у меня ощущение, что это все-таки не про людей.

Я, серьезно, главной функцией произведения, созданного в эти дни, считаю утешение, потому что человек очень напуган и одинок сегодня, как никогда. Если после просмотра художественного фильма возникает желание в себе что-то переделать, желание жить — значит, человек утешен, он оплакал что-то в своей судьбе и пошел дальше. А когда ему не дают такой возможности, как, скажем, в «Грузе 200», ну нет там никакой возможности, там тебя бетонной плитой прижали, сказали тебе, кто ты, что ты тварь дрожащая и права не имеешь, а у тебя уже изо всех пор кровь течет, и тебя в этом состоянии оставляют. Мне кажется, это подло. Если ты врач, ты поставил диагноз, пусть даже самый страшный, и после этого отказался лечить, то ты не врач. Так и здесь.

— Какая же тогда история нужна, какой не хватает нашему кинематографу?

— А никакой истории нет. Какая история? У нас действительно кризис в драматургии. Вообще никто не понимает, как снимать про сегодняшний день. Ведь чем наше время отличается от остальных времен — скорость изменения колоссальная. Технологический период фильма — это минимум два года, от замысла до копии. За это время меняется все. Поэтому, как снять кино не на современном материале, но все равно об этом стремительно меняющемся мире, я не знаю, это загадка.

Да и вообще, я не думаю, что кино должно быть только актуальным. Кино разговаривает с современниками, в этом смысле вахтанговскую триаду никто не отменял. Автор, исполнители и публика — современность только в этом. Автор может быть классическим, а исполнители и публика — это представители сегодняшнего дня. Но есть же вечные вещи, и подходы есть вечные. Вы мне скажите, что современнее сегодня — Минаев или Толстой? Для меня ответ очевиден.

Другие материалы рубрики:
Борис Хлебников: «Мне очень хочется снять "Остров сокровищ"», 10.02.2009
Андрей Хржановский: «Хочется делать волшебное кино», 3.02.2009
Константин Бронзит: «Самое радостное в этой ситуации, что победить может любой», 26.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • valerio· 2009-04-01 18:49:07
    По-моему, Гордон сам - редкостная гниль, как и его супруга впрочем. Смотрел его передачу, где демонстрировали "Дикое поле". Совершенно тошнотворно и омерзительно он себя вел. И зачем на его передачи приходят режиссеры, мне лично непонятно, как непонятно и то, кто до сих пор его нанимает? Этого занудного, заносчивого, омерзительного типа.
  • mariko· 2009-04-01 22:43:37
    Мне кажется у него комплекс великого режиссера.То ,что он сам снял -страшно вспомнить ,и вел он себя так,потому что не смог свой комплекс побороть.Так мне кажется..Вообще делать из Гордона арбитра ,затея редкостной дури,впрочем характерная для первого канала,славящегося своими подделками.
  • valerio· 2009-04-02 11:04:04
    Из него не арбитра пытаются сделать, его как раз используют по назначению - провоцировать. Но умиляет две вещи. Во-первых, сторона "защиты", если так можно выразиться, как правило разумные люди, говорящие интересные вещи, а вот сторона "обвинения" этой передачи ... хммм ... такое впечатление, что люди работают по заранее вызубренному тексту-сценарию. К тому же, непонятно, для кого это обсуждение? Истинным ценителям авторского кино такое обсуждение "ниже плинтуса" попросту неинтересно ... а простой обыватель, которому бы такой "лай" понравился, просто не будет смотреть эту передачу, т.к. ему в принципе авторское кино неинтересно ... В общем, г-н Ёпрст на своем первом канале очередную говнопередачу состряпал, пригласив туда говноведущего Гордона, единственный талант которого - талант спорщика и провокатора.
  • Tur_turovski· 2009-04-02 11:15:53
    А если по существу, то в кои-то веки Гордон тут - тут - говорит вполне разумные вещи
  • n-voice· 2009-04-02 20:39:11
    ркжиссеры приходят на Гордона потому что обязаны, если их фильм покупет первый канал. Это своеобразная плата за трансляцию. Увы.
  • bipking· 2009-04-14 16:40:45
    Гордон великолепен. Впрочем, как всегда.
  • Avdeeva· 2009-04-14 20:42:46
    Согласна с предыущим мнением!Великолепен,несмотря ни на что!
  • MUR· 2009-04-14 22:44:23
    Грубость и безапелляционность - стиль большинства здешних комментариев. Почему так?.. Ведь комментарий скорее отображает комментатора, чем предмет его рассмотрения. Гордон производит впечатление человека прямого и лишенного всякого лицеприятия. А с ясностью его вопросов или, если хотите, его претензий к создателям фильмов, в «Закрытом показе» трудно не согласиться. К сожалению, тоже самое трудно сказать о большинстве его гостей и особенно о многоумных критиках. К сожалению. Честен он и последователен и в этом интервью. Я вот тоже, сколько фильмов посмотрел, ни про один не могу сказать, что он про мою жизнь, а ведь я тоже вроде как современник создателям.
  • grind3r· 2009-04-15 07:53:11
    Цитата из текста: " Я не верю ни одному кадру, ни одной актерской слезе. Это все опять из жизни насекомых."
    Абсолютно не согласен! Очень жаль, что те люди, которые пытаются "делать" тренды (и это у них получается, так или иначе - они на виду) НЕ понимают "...о чем история". Это же целый пласт нашей с Вами истории! Когда взрослеешь в обстановке, приближенной к показанной нам в "Все умрут, а я останусь", когда видишь всю эту детскую ни чем не оправданную, переходящую в юношескую, жестокость, жесткость и ценизм... Всегда становится страшно и ужасно!
    Так выросло много людей моего поколения, к сожалению - те, кто родились ~c 1980 по 1988 гг. Не представляю, какими усилиями многим из них это удалось. Мальчики, девочки, которые должны в этот период времени должны были "принимать" знания и понимание того, что они многое значат - п***или друг друга по детским площадкам и подьездам, устраивали "эпические стрелы", которые по своей жестокости переходили все мыслимые границы, толпа могда гнобить человека за его своеобразную манеру, например, одеваться (а в те времена, скорее, за простую, "неправильную" одежду, ведь "...не понтово, лошара!"). И не надо мне говорить, что это происходит постоянно и повсеместно всегда, тогда это было обострено и особо заметно, было достаточно причин для этого.
    Гордон наверное в этот период был занят чем-то отличным от наблюдения за тем, что происходит... происходит с будущим. Насекомые. Жаль.
    "Все умрут, а я останусь" показывает нам историю поколения...
  • ninavi2· 2010-05-30 16:22:18
    Я не очень понимаю позицию Александра Гордона - передача Закрытый показ именно для того и создана, чтобы дать возможность познакомиться с авторским кино.
    Как же можно вести передачу о том, что тебе так глубоко чуждо и отвратительно???
    Позиция ведущего становится все более тенденциозной и в какой-то момент доминантной в процессе обсуждения - и это странно для ведущего, чья роль представить все возможные точки зрения и оставаться нейтральным... Он выглядит морализатором и неким общественным обвинителем, что очень странно для такого рода диспутов. Как можно заниматься обсуждением "другого" кино, если ты не приемлешь ничего "другого" и тебе это даже не интересно, если ты занял позицию и все остальное тебе скучно...
  • Alexmal· 2010-07-10 02:14:43
    Так нельзя опошлять память наших отцов. Гордон правильно улизнул, сказав: "время пришло или подождем пока обсирать, пока не уляжется или не передохнут"
    Не передохнем!!! Я рождения 1950г. И я вас всех переживу! Не дай вам испытать …Но я живу и ностальгирую по тем временам, когда под одеялом слушал Севу Новгородского и бегал через Новослободскую за французской булочкой за 7 копеек.
    Всегда смотрел Гордона, всегда вставляло задумываться.
    Но ЭТО анимашка -дерьмо, правильно, что ушел рецензент, и правильно, что на это место сел Александр. По сеньке и шапка...
    Первый- дерьмо. Показав эту анимашку, он старается перечеркнуть всю кинематографическую культуру, всю память дедов, отцов и меня, послевоенного.
    Ну, не знаю, как можно обсуждать на фоне «они сражались за Родину», «В бой идут…» эту поделку…
    НЕЛЬЗЯ ПЕРЕВИРАТЬ ИСТОРИЮ, ПОКА МЫ ЖИВЫ. Живы, те, кто помнит безногих инвалидов в своем подъезде, кто помнит все человеческое, послевоенное..
    Японец-то Хирасиму даже не вспомнил), ну ему ппофф- виднее-бабло важнее..(слоган мой)
    Удивляют и наши мэтры титров экрана. Неужто, так приперло, что б совесть….
    Поганая задумка режиссера. Неудачная передача. Кино плохое.
  • LikaLee· 2010-10-20 19:26:28
    ОН крутой, у него на все своя точка зрения. Это же замечательно, когда человек может адекватно рассказать о том, что на его взгляд, хорошо или плохо, что представляет из себя мир. На таких людей равняться надо. Я - с удовольствием нахожу его всякие книги и прочее, вот, например, нашла его высказывания о литературе, если интересно http://www.rg.ru/2004/10/01/gordon.html тут о том, что он сам читает
  • Alexander Gordeyev· 2012-02-06 09:55:26
    Я хотел бы знать, почему каким-то чудом из программы "Гражданин Гордон 05.02.2012" со свистящим звуком на 26 минуте 42 секунде записи, размещенной в youtube лихо срезали основную часть полуминутного выступления Дугина. Причем вся многоступенчатая ахинея великовозрастного дебила Артемия Троицкого, которую можно было бы вырезать просто всю - не тронута. Вообще - вся передача без помарочек нормально легла - за исключением 15 секунд недостающих слов Дугина. Гордон, - объяснитесь. Вы чего-то испугались?
  • Alexander Gordeyev· 2012-02-06 09:59:38
    Гордон - вы пижон и потеряный человек, считающий, что с умным выражением лица можно придумать альтернативу собственной жизни.
Все новости ›