Новый шедевр от Pixar стал первым в истории анимационным фильмом, удостоенным чести открыть Каннский кинофестиваль. И недаром
Трудно поверить, но усталый и вечно недовольный старичок Карл Фридриксен тоже когда-то был ребенком. В детстве (которое пришлось на наивно-оптимистические 30-е) маленький Карл разгуливал в пилотном шлеме, мечтал об опасных приключениях и подогревал свою неутоленную страсть к путешествиям просмотром новостей в кинотеатре. Личным героем (как сейчас бы сказали — ролевой моделью) для маленького очкарика стал великий Чарльз Мунц, путешественник и изобретатель, которому довелось обнаружить в Южной Америке «затерянный мир». Но вскоре Мунц был обвинен в подлоге и с позором изгнан, а Карл, встретившись однажды с такой же безумной искательницей приключений, как и он сам, влюбился, женился и начал обживать их обветшалый дом где-то на Среднем Западе...
Всю жизнь Карл и его жена Элли мечтали о путешествии в Южную Америку и домике на краю водопада. Они даже начинали копить, но то колесо на машине проколется, и его срочно надо заменить, то дерево рухнет на крышу... Так в итоге никуда и не поехали. Прошли годы, Элли умерла, Фридриксен состарился (теперь ему 78), и всё, что у него осталось, — лишь горькие воспоминания, фотография любимой на стене и дом, забитый всякой рухлядью. И вот как раз из этого дома и собрались теперь выселить беспомощного старичка какие-то менеджеры-застройщики. В отчаянии Карл, поклявшийся когда-то жене осуществить мечту, наполнил газом сотни воздушных шариков, привязал их к крыше, настроил сложную систему передач — и в тот день, когда за ним приехали, чтобы отвезти его в дом престарелых, взлетел. Прямо вместе с домом. Вверх.
Читать текст полностью
Это был пересказ первых десяти минут нового фильма студии Pixar — можете себе представить, что начнется потом. Впрочем, после гениального «ВАЛЛ-И» от них и так ждали шедевра: не зря же «Вверх» стал первым в истории анимационным фильмом, удостоенным чести открыть Каннский кинофестиваль. Что ж, можно сразу заверить нетерпеливых читателей, что хоть «Вверх» и нельзя сравнить с «ВАЛЛ-И» (все-таки это гораздо более традиционный детский мультик), надежды оправдались. «Вверх» — очередная, уже не сосчитать какая удача Pixar: с одной стороны, узнаваемый детский фильм все той же команды, с другой — новый прыжок в небо, выше головы.
Конечно же, «Вверх» прежде всего идеальное детское кино. Такое, каким оно должно быть, но, к сожалению, редко бывает. Смешное, красочное, доброе, умное, с прекрасными диалогами (спасибо прокатчикам за хороший перевод и такой родной голос Армена Джигарханяна), впечатляющей графикой, лихим сюжетом и бодрым (но ничуть не жестоким) экшеном. При этом как-то глупо специально оговаривать, что все без исключения персонажи «Вверх» — начиная от Карла Фридриксена и его маленького спутника Рассела и заканчивая гигантской, причудливо разрисованной птицей Кевином — несусветно обаятельны: Pixar он и есть Pixar. Живые, трогательные создания, с невероятной гибкостью «тела» и фантастической мимикой, они улыбаются, таращат глаза, ходят, прыгают, падают и смеются так, что даже взрослым хочется взять их на руки, накрыть чем-нибудь мягким, поиграть, спеть песенку и уложить спать где-нибудь поблизости. Ути-пути. А уж дети (все, абсолютно все дети) будут в восторге, можете не сомневаться.
По счастью, пиксаровцы стараются не только умилять: детское кино должно все-таки хоть что-то объяснять маленьким зрителям, и в фильме «Вверх» достаточно неглупых идей, для того чтобы взрослым было о чем поговорить с ребенком, выйдя из кинотеатра. Например, о том, как чувствует себя человек, когда его жизнь подходит к концу. Или о том, как честолюбие и жажда славы превращают филантропа в монстра. Или о том, что биологический отец — это, конечно же, важно, но гораздо важнее тот, кто любит и воспитывает, порой заменяя отсутствующего и не такого уж распрекрасного «папу».
Но это — для детей. Для взрослых припасен, конечно, обычный набор киномана от Pixar, но не только. Навскидку обнаружились аллюзии на «Фицкарральдо» Херцога, «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Солярис» Тарковского, «Кинг-Конга» Питера Джексона, «Дамбо» — и целый ворох голливудских вестернов и фильмов о приключениях. Мало того. В «ВАЛЛ-И» только слепой кинокритик не смог бы приметить перепевку истории «вуди-аллена» и Прекрасной Дамы. В «Вверх» так же очевидно сходство с двумя главными американскими фильмами прошлого года — «Дорогой перемен» Сэма Мендеса и «Гран Торино» Клинта Иствуда. Не совсем понятно, осознанно или нет спародировали пиксаровцы центральную коллизию иствудовской картины, но в любом случае спрятаться от ассоциаций невозможно: ворчливый старичок и монголоидный мальчик (в оригинале озвученный Джордоном Нагаи — судя по фамилии, этническим японцем) в сумме дают «Гран Торино», и ничто другое. Особенно такая параллель забавна с учетом того, что в последнем фильме Иствуда ворчливый старикан время от времени огрызается: «Не называй меня Уолли!» Что ж, считайте — 1:1.
Впрочем, история Карла Фридриксена, мечтавшего вырваться из своей халупы в большой мир, — не только история мечты, чуть было не погибшей от долгих отлагательств, но еще и притча о поиске свободы, приходящей, как водится, не извне, а изнутри. По-настоящему счастлив Карл становится не тогда, когда взлетает вместе с домом над сутолокой повседневности, а лишь в финале: добровольно отказавшись от всего, что составляло его жизнь, он внезапно осуществляет мечту о домике у водопада, даже и не думая об этом. И здесь на память приходит сцена еще из одного культового фильма, также мимоходом процитированного создателями «Вверх»: Люк Скайуокер поражает «Звезду Смерти», выстрелив в цель с закрытыми глазами. Метод древний, конечно, но от того не менее правильный. И да пребудет с Pixar великая сила.
Еще читать про зарубежное кино:
Виктория Никифорова. 7 фильмов мая, 14.05.2009
Виктория Никифорова. Ангелы и демоны: премьера, 13.05.2009
Евгений Берштейн. «Харви Милк» (Milk) Гаса Ван Сента, 29.04.2009