Оцените материал

Просмотров: 12103

Ярмарка ARCO’08 в Мадриде

Ирина Шкуркина · 31/03/2008
По наблюдениям Ирины Шкуркиной, российские галереи были в числе тех редких участников ярмарки, которые еще продолжают использовать систему «красных кружков». Тем более было чем гордиться – их продажи оказались успешными даже на фоне более известных коллег

©  Katharina Grosse

Ярмарка ARCO’08 в Мадриде
Каждая ярмарка имеет свою специфику, которая иной раз ярче проявляется в отсутствии, нежели в наличии тех или иных участников. Так, на ARCO обычно не бывает важнейших дилеров Нью-Йорка или Лондона. И в этом году традиция не нарушилась — крупные галереи представляли только континентальную Европу. ARCO’08 отличало особенно слабое присутствие одного из основных художественных рынков — британского.

Немногочисленные галереи из Лондона не могли похвастаться и особыми продажами, хотя, как известно, главное на арт-ярмарке — как раз возможность продать свой товар по завышенным ценам. По словам Марии Стати из Anthony Reynolds Gallery, известной лондонской галереи, работающей с новыми именами и концептуальным искусством, ярмарок стало так много, что приходится более тщательно выбирать из них наиболее соответствующие профилю и потребностям галереи. И хотя Anthony Reynolds представляла художницу Лючию Ногуэйру, жительницу страны-гостя ARCO’08 — Бразилии, ни ее работы, ни центральное произведение стенда галереи — Crank the Future североамериканца Леона Голуба стоимостью $540 тыс. — проданы не были.

Общей тенденцией ярмарки, вне зависимости от дилера, можно считать движение в сторону закрытости и анонимности сделок. «Красные кружочки», отмечающие проданные работы, были заметны в считанных галереях — эта система, так же как и система ценников, отходит в прошлое. Только российские галереи на ARCO'08 вовсю использовали этот традиционный способ и довольно охотно делились информацией о своих покупателях. В целом же дилеры все больше блюдут анонимность клиентов и все чаще стремятся придать своим стендам некоммерческий характер. Характерно в этом смысле высказывание хозяйки галереи Beaumontpublic из Люксембурга Мартины Шнайдер-Шпеллер: «Мы не торговцы. Мне очень важно знать, куда идут работы моих художников, в какие коллекции, какова их дальнейшая судьба. Но анонимность клиентов — принципиальна». На стенде Beaumontpublic были представлены работы вполне музейного уровня, и на первый (обманчивый) взгляд — не самых коммерческих художников: произведения Германа Нитча, в том числе инсталляции внушительных размеров стоимостью €320 тыс. (галерея Beaumontpublic — один из основных дилеров художника); видео Марины Абрамович Dozing Consciousness за €80 тыс., работы набирающего сейчас популярность бельгийского художника Яна Фабра. Дела у галереи шли хорошо — буквально на наших глазах работа Дженни Хольцер под названием Blue Curve нашла себе новое место жительства в итальянской частной коллекции.

©  Jan Fabre

 Kist met Zwaan. 2001

Kist met Zwaan. 2001



Рядовые участники подобных ярмарок обычно представляют на своих стендах национальных художников, дополняя экспозицию несколькими именами, соответствующими местному контексту — на ARCO это были испанцы и латиноамериканцы. А крупнейшие дилеры придерживаются собственной, неизменной политики — на стенде должно быть то же, что в пространстве галереи. Обычно это набор широко известных, коммерчески успешных имен — так называемые blue chips. Так, известная галерея Marlborough выставила полотно Фрэнсиса Бэкона за €23,2 млн, а швейцарская Karsten Greve Gallery сделала ставку на другого рекордсмена — Лючио Фонтану. Его «Пространственная концепция» предлагалась за более скромную сумму в €2 млн. Галерея из Кельна Karsten Greve апеллировала к любителям латиноамериканского искусства. На ее стенде можно было обнаружить работу Фернандо Болеро, чья цена немного не дотянула до миллионной отметки — €960 тыс. Крупная французская галерея Thaddaeus Ropac порадовала зрителей новыми работами британского скульптора Тони Крэгга — вполне доступными, по €330 тыс.

Мюнхенская Barbara Gross Galeri представила очень сильный и не очень коммерческий стенд (покупателями в таких случаях чаще всего становятся либо известные коллекционеры, либо кураторы музеев и прочих некоммерческих коллекций). Все 20 лет с начала существования своей галереи госпожа Гросс поддерживает женщин-художниц, и, по сути, именно она открыла миру имена Нэнси Сперо, Вали Экспорт, Кики Смит. Она успела поработать и с Луиз Буржуа, а также с известной художницей кубинского происхождения Аной Мендиетой, чью серию Sandwoman, состоящую из 12 фотографий, можно было приобрести на ярмарочном стенде галереи за €15 тыс.

Несмотря на то что последние десять лет неуклонно рос интерес коллекционеров к фотографии (по некоторым оценкам, общий прирост торгов фотографии за это время составил 70%, тогда как для живописи этот показатель — всего 15%), интересных предложений в этой области на ARCO’08 было немного. Стоит отметить разве что берлинскую Kicken, специализирующуюся на фотографии, — на этот раз она предлагала работы мастеров современного концептуального фото Бернда и Хиллы Бехер за €50 тыс., а творения начинающих авторов — например, Ганса-Кристиана Шенка — за €11 тыс.

Стремясь соответствовать другому тренду, ярмарка предоставила посетителям возможность попробовать блюда азиатской кухни. В корейской галерее Artside можно было приобрести принты двух самых дорогих на сегодняшний день китайцев — литографию Юэ Миньцзюня (€14 тыс.) и подборку работ знаменитого Чжана Сяогана (12 принтов за €39 тыс.). Нужно учитывать, что тираж у этих вещей немалый — свыше пятидесяти экземпляров. По словам директора галереи Artside Бу Ким Ли, испанцы только начинают знакомиться с современным азиатским искусством — даже самые громкие имена азиатских авторов здесь еще не совсем на слуху. Однако на отсутствие продаж госпожа Ли жаловаться не стала — галерея явно уезжала домой налегке. Сравнительно недорого — за €23 тыс. — продавалась живопись художника Чэнь Бо на стенде Chinablue Gallery, участвовавшей в специальной программе для молодых галерей ARCO’40. Но коллекционерам, похоже, стоит поторопиться — цены на работы даже довольно юных дарований из Китая и Кореи растут буквально не по дням, а по часам.

Так же успешно шли дела у пекинской галереи Xin Dong Cheng Space for Contemporary Art. Ее хозяин (а заодно и сокуратор прошедшей в рамках 2-й Московской биеннале выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае») Синь Дун Чэн был по-азиатски непроницаем — на все расспросы о покупателях только загадочно улыбался. Впрочем, известно, что работы его художника Фэн Чжэнцзе отлично продавались и на стендах других галерей — например, мадридской Moriarty. Господин Чэн зато рассказал о собственном приобретении — работе скандально известных «Синих носов» «Целующиеся милиционеры» со стенда московской галереи «М&Ю Гельман» за €15 тыс., и заметил, что ждет только роста цен на работы этих художников.

Современное индийское искусство, постепенно набирающее вес на рынке, было представлено на ARCO лишь одной галереей — Bodhi Art, котоая привезла работы художницы Анджу Дабийи. Цены на ее масштабные произведения, выполненные в смешанной технике на бумаге, варьировались от €55 тыс. за маленькие работы до €100 тыс. за диптихи размером 200 х 200 см. По словам директора галереи госпожи Рай, эти вещи хорошо раскупали как знакомые с творчеством художницы коллекционеры, так и клиенты, впервые увидевшие ее работы.

©  Danielle Buetti

Ярмарка ARCO’08 в Мадриде


Россию на ARCO’08 представляли две галереи — «М&Ю Гельман» и «Айдан». Гельман в этот раз предлагал работы Валерия Кошлякова, Дианы Мачулиной, «Синих носов», Ербола Мелдибекова, а также живопись и металлические объекты Дмитрия Гутова — один из них был продан за €50 тыс. По словам представителя галереи, большинство работ у них ушло в руки европейских коллекционеров, уже знакомых с художниками Гельмана. Также на стенде галереи был представлен принт группы АЕС+Ф, оцененный в $55 тыс. Можно отметить большой интерес публики к стенду, а уж работы «Синих носов» вызывали настоящий ажиотаж, их явно узнавали, тем более что экспозиция стенда попала в репортажи испанского телевидения.

Как уже говорилось, российские галереи были в числе тех немногих участников ярмарки, кто еще продолжает использовать систему «красных кружков». Взглянув на стенд галереи Айдан Салаховой, можно было сразу понять, кто из художников пользуется наибольшим спросом — фотографические работы Олега Доу, щедро оцененные в €6—10 тыс., расхватывали буквально как горячие пирожки. Причем совершенно новые клиенты. Покупали целыми сериями — например, неизвестный коллекционер из Японии унес сразу шесть работ Доу. Галерея очень довольна результатами ярмарки, и в преддверии русских торгов Sotheby’s в Лондоне, где работы Доу оценены на старте в £6—8 тыс., собирается пересмотреть ценовую политику — конечно, в сторону повышения. Кроме того, на стенде были представлены несколько работ Анны Желудь, а также видео и лайт-боксы Филиппа Донцова.

По уровню международной известности среди российских художников лидирует по-прежнему группа АЕС+Ф. Крупное собрание их работ представила мадридская Galeria Salvador Diaz. Две панорамные работы из серии «Последнее восстание-2» были проданы корейскому коллекционеру за $175 тыс. каждая. Видео группы «Последнее восстание-2» было выставлено за $275 тыс. и вызывало большой интерес. Эта вещь уже приобретена в коллекцию лондонской Tate Modern, что не может не отразиться на карьере коллектива и судьбе его работ — по крайней мере, ясно, что их имена будут теперь звучать на международном рынке еще громче. А вот русских клиентов, по словам директора галереи Каролины Диаз, у них еще не было.

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›