Оцените материал

Просмотров: 4442

Китайский секрет

Анна Арутюнова · 10/02/2008
Гала и Александр Аваловы, владельцы уникальной коллекции китайского фарфора и стекла, рассказали о самых дорогих, интересных и любимых предметах
Собрание супругов Аваловых, московских коллекционеров и хозяев антикварной галереи «Гала» — явление уникальное, и не только на российском фоне. Восточная тема возникла помимо и даже вопреки их основной деятельности — в галерее Аваловых представлены советский агитационный фарфор, живопись и графика российских и западных мастеров. Парадоксальное на первый взгляд увлечение себя оправдало — не у всякого китайского коллекционера найдется столько первоклассных вещей. На аукционах по всему миру вазы, подобные тем, что есть у Аваловых, продаются за баснословные деньги. Более ценные и редкие экземпляры можно увидеть разве что на Тайване, куда стекались драгоценные образцы императорского фарфора, вывезенного в 1920-е годы из Китая. Cобрание Аваловых показали ни много ни мало в Государственном Историческом музее — достойное место для достойной коллекции.
Как все начиналось

— Мы стали собирать китайский фарфор в начале 1990-х, а точнее — в 1993 году. Тогда у нас появился потенциальный покупатель, который очень интересовался китайским искусством. Мы решили попытаться построить на этом бизнес, хотя до тех пор занимались исключительно русским искусством. В нашем доме появились две великолепные китайские вазы, а клиента не оказалось в Москве. Вазы пожили у нас два дня, а на третий мы поняли, что не можем с ними расстаться.

Китайский фарфор vs Боголюбов

— Мы не стремимся перевести коллекцию в денежный эквивалент. Но некоторые вазы мы выменивали на живопись и графику известных русских художников. Так, одну из первых наших ваз мы получили в обмен на графику Боголюбова. Китайское искусство очень своеобразно — его либо принимаешь, либо нет. Многие наши друзья удивлялись, как можно обменять работу хорошего русского автора на какое-то непонятное иноземное искусство. Ведь им занимаются единицы, а русское у нас всегда в цене.

Неприкосновенный запас, или Где найти хорошую вазу?

— В России всегда увлекались Востоком. Уже в XVIII веке китайский фарфор стал проникать к нам. Его собирали и российские императоры, и вельможи. Даже в советское время китайский фарфор был весьма популярен. Поэтому основа рынка — это, конечно, коллекции, сформированные людьми, которые вывозили вещи прямо из Китая. Нам повезло — часть вещей удалось купить именно из таких коллекций.

Кстати, очень много хороших и ценных вещей можно найти в бывших советских республиках. Многие вазы из нашей коллекции привезены из Закавказья и Средней Азии. К слову, лучшие предметы, даже лучше, чем в самом Китае, находятся на Тайване — там шедевры, которые в 1920—1930 годы вывез Чан Кайши из императорского дворца Гугун в Пекине.

Но самое главное в нашем деле — это вовремя заметить достойную вещь. Например, в нашей коллекции есть ваза, сделанная «в годы Канси Великой Цин», то есть в начале XVIII века. Она выполнена в сложной технике сквозной ажурной резьбы в сочетании с рельефной лепкой и росписью эмалями и вся покрыта изображениями буддийских монахов, парящих на облаках. Эта вещь не один день находилась в одном московском антикварном магазине, никому не нужная и никем не замеченная — пока ее не увидели мы!

Выставка в ГИМе

— Мы долгое время не афишировали коллекцию, потому что в собирательстве всегда присутствует элемент скрытности. Мы ждали подходящего момента, потому что Китай надо преподносить по-особенному. Конечно, мы выставили в Историческом музее не всю коллекцию — в ней около трехсот вещей, хотя нам очень хотелось, чтобы посетители увидели как можно больше. Но нет ничего хуже загроможденной экспозиции. В итоге мы выбрали около пятидесяти ваз — здесь есть и любимые, и дорогие, и важные, и уникальные. Мы очень гордимся коллекцией китайского стекла — это большая редкость не только в России, но и в Китае. Именно в каталоге нашей выставки появилась первая публикация на русском языке на эту тему.

Фляга для императора

— Самая редкая и ценная вещь, которую можно видеть на выставке, — ваза в форме плоской фляги. По цветовому решению она принадлежит так называемому «черному семейству», то есть все узоры и изображения нарисованы на черном фоне.

Вообще вазы в форме фляги довольно распространены. Но они бывают не больше 55—57 сантиметров в высоту. В нашей коллекции есть пример такой сравнительно невысокой «фляги» — это ваза конца XVIII века, выполненная в технике мильфлер, или «тысяча цветов». Черная же фляга достигает 67 сантиметров. Изготовление вазы такой формы и размера очень сложно с технологической точки зрения. Словом, ни в одной коллекции и ни на одном аукционе нам не удалось найти ничего подобного.

Желтый расцвет

— Еще одна ценная вещь из нашей коллекции — желтая ваза второй половины XVIII века. Это уникальный сосуд, целиком покрытый мастерской резьбой, изображающей дракона, летящего среди цветов, — классический китайский сюжет. Кажется, что сосуд высечен из цельного куска камня. Такая техника встречается редко. В октябре 2001 года ваза такой же формы с узорами в виде дракона и феникса, только красного цвета, была продана на Sotheby’s за 1 млн. 360 тыс. долларов. Но в Китае цвет играет не последнюю роль, а желтый — это цвет императора.

Старше — значит лучше?

— Самые ранние вещи в коллекции относятся к XVI веку. Это ваза и чайник периода Ваньли (конец XVI — начало XVII вв.). Однако для китайского фарфора возраст — не самое главное. Если говорить о денежном эквиваленте этих предметов, то вазы XVIII века наверняка будут стоить гораздо дороже, потому что именно в XVIII веке императорский фарфор достигает своего расцвета. Кстати, в коллекции есть одна, сделанная в период короткого двенадцатилетнего правления императора Юнчжэн (1723—1736). Именно в силу краткости периода такие вазы — большая редкость на нашем антикварном рынке, а потому и ценятся очень высоко.

Испытание для молодоженов

— В нашей коллекции есть расписанные эмалями парные подголовники для молодоженов. На одном изображен дракон, на другом — феникс. Это извечные символы инь и ян, мужского и женского. Несмотря на то что они сделаны из фарфора, китайцы на них спали еще в начале XX века! Но это еще ничего — у нас есть и другая «подушечка» — в виде трехпалой жабы, символизирующей в Китае счастье. Если поспишь на такой подушке, то непременно станешь счастливым. Но приходится помучиться, честно говоря, так как вся поверхность жабы покрыта мелкими пупырышками. Надо будет обязательно поспать на ней...

 

 

 

 

 

Все новости ›