Петр Авен рассказал журналу ART+AUCTION Russia, как ему удалось создать наиболее полное собрание русского искусства конца XIX — начала ХХ века
Эскиз майоликового панно «Богоматерь с младенцем», 1904-1905, Кузьмы Петрова- Водкина попал к Петру Авену из новосибирского собрания Леонида Розенфельда
По часовой стрелке: Константин Коровин. Портрет Н.И.Комаровской. 1920; Абрам Архипов. Крестьянка в красном. 1917; Константин Коровин. У плетня. 1919; Константин Коровин. Тройка. Провинция. 1914; Константин Коровин. На причале. Гурзуф. 1917. Коллекция Петра Авена
Работы Петра Кончаловского, Сергея Судейкина, Александра Куприна и Бориса Григорьева из собрания Петра Авена
А хотел он, как правило, вещи исключительные, принадлежащие кисти знаковых русских художников конца XIX — начала ХХ веков и представляющие разные периоды их творчества. В коллекции Петра Авена собраны работы участников главных художественных объединений того времени — «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета», отцов-основателей русского символизма — Врубеля и Борисова-Мусатова, художников первой волны русской эмиграции — Шухаева, Яковлева, Анненкова, Григорьева.
Одна из самых редких работ в коллекции Петра Авена — поздний, 1909 года, портрет Эммануэля Нобеля кисти Валентина Серова. Живопись этого художника почти не встречается в частных собраниях, тем более если речь идет о вещах подобного уровня. Но с именем Серова связано и одно из серьезных разочарований коллекционера. В свое время у него была возможность купить «Похищение Европы» Серова. В конце 1990-х наследники художника захотели продать один из вариантов знаменитой картины, находившийся на временном хранении, а затем и в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Коллекционер решил подумать пару дней, а «соперник» размышлять не стал. Сегодня эта вещь находится в собрании Вячеслава Кантора. Господин Авен признается, что это была фундаментальная ошибка, и подчеркивает, что умение быстро принимать решения — одно из главных качеств коллекционера.
Но кроме скорости необходима и уверенность в правильности этих решений. «Консультировался я только по ценам, — говорит Петр Авен. — Что касается живописных качеств покупаемых вещей, то их я всегда определял сам». Впрочем, уникальные работы быстро стали сами его находить. Арт-дилеры, занимавшиеся в 1990-е годы русским искусством, быстро узнали о существовании коллекционера с высокими стандартами и неограниченными возможностями. Так, у парижско-нью-йоркских галеристов Алека и Ги Вильденштайнов было для господина Авена интересное предложение. «Переговоры с Вильденштайнами проходили в Нормандии, во Франции. Мы более или менее договорились, но главное — очень подружились», — вспоминает коллекционер. В итоге от Вильденштайнов Петр Авен получил первоклассные работы Ларионова и Гончаровой из парижского собрания вдовы Ларионова Александры Томилиной. После смерти мужа в 1962 году она стала владелицей творческого наследия двух мэтров русского авангарда, а позже завещала коллекцию правительству Советского Союза. Но она не попала в Россию целиком — часть работ исчезла, часть осталась во Франции в счет уплаты налога на наследство, а часть продана Томилиной. И как раз из этой последней части происходят работы, принадлежащие теперь Петру Авену — это «Подсолнухи», «Пруд», «Динамо-машина» Гончаровой, «Ноги и листва», «Портрет Хлебникова», «Автопортрет» Ларионова.
Art+Auction Russia
Обложка журнала Art+Auction Russia. Сентябрь 2009
Почти детективная история связана с покупкой масштабного полотна Петрова-Водкина «Мадонна с младенцем» — живописного эскиза майоликового панно для здания клиники Р. Вредена в Петербурге. Работа находилась в собрании Леонида Розенфельда в Новосибирске. «Владельцы очень боялись, что их обманут, а холст украдут, — говорит Петр Авен, — поэтому покупка происходила при огромном количестве охраны».
Полную версию интервью Петра Авена, а также статью о том, как размываются границы между модой и искусством, и другие интересные материалы об арт-рынке и частных коллекциях читайте на страницах сентябрьского номера ART+AUCTION Russia
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444076
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340529
- 3. Норильск. Май 1268323
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897634
- 5. Закоротило 822046
- 6. Не может прожить без ирисок 781784
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758311
- 8. Коблы и малолетки 740733
- 9. Затворник. Но пятипалый 470815
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402837
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370309
- 12. Винтаж на Болотной 343179