Оцените материал

Просмотров: 7306

Сай Твомбли: переоценка ценностей

Екатерина Иноземцева · 19/05/2008
Рыночные механизмы иногда запускаются с опозданием – и оставляют шанс купить стопроцентную классику и не разориться
Сай Твомбли. Без названия. 1968

Сай Твомбли. Без названия. 1968

 
Среди рекордов и абсолютных шедевров, которыми были отмечены недавние торги послевоенного и современного искусства Sotheby’s, не попавшие в первую десятку работы рискуют затеряться. Как известно, аукционные продажи отражают положение художника в анналах искусства, но только отчасти. Рыночные механизмы иногда запускаются с опозданием — по самым разным причинам. Классический пример в этом отношении — американский художник «первого ряда» (впрочем, других на вечерней сессии не бывает) Сай Твомбли. Его работа 1968 года (лот номер 78 в каталоге Sotheby’s) была продана 14 мая за $3 млн 65 тыс. Эстимейт на эту вещь из немецкой коллекции Хельги и Вальтера Шауф составлял $1,5—2 млн. Избегая вульгарно-дилетантских рассуждений про семизначные цифры за несколько линий на холсте, приведем краткий анализ общей ситуации.

Сай Твомбли родился в 1928 году, учился в легендарном Black Mountain College, был дружен с Раушенбергом, Джаспером Джонсом, в 1950-е активно участвовал в американской художественной жизни, а его первая персональная выставка открылась уже в 1951 году. Сравнение общего уровня цен на произведения Твомбли и его друзей-художников вызывает определенное недоумение. Рекорд Твомбли в четыре с небольшим миллиона (в 2004 году триптих Three Studies from the Temeraire был приобретен в коллекцию Художественной галереи Нового Южного Уэльса, в Австралии, за 4,5 млн австралийских долларов) куда скромнее, чем у большинства художников его поколения, включая абстрактных экспрессионистов и поп-артистов. И на это есть вполне объективные причины, которые меньше всего связаны с индивидуальными эстетическими достоинствами работ Твомбли.

В 1959 году Твомбли переселился в Италию, где живет и работает по сей день. Географическая удаленность определила изолированность художника от актуальной ситуации, а пристальный интерес к классической европейской культуре несколько отстранил Твомбли от американского художественного мейнстрима. Удивительно, но творчеством Твомбли критики и искусствоведы не занимались с необходимой серьезностью вплоть до середины 1980-х годов; точкой отсчета этого забвения можно считать 1964 год, когда художник представил серию живописных работ Discourse on Commodus, которую арт-общественность не приняла и признала полным провалом. «Открытие» Твомбли происходило невероятно сложным образом: американские искусствоведы идентифицировали его как абстрактного экспрессиониста, минималиста, концептуалиста, неодадаиста, неоэкспрессиониста... Причем взятые как последовательность, эти «измы» если не исключали друг друга, то по крайней мере вступали в противоречие. Твомбли же, говоря словами Малевича, оставался в ряду «индивидуальных проблем».

И только с конца 1980-х Твомбли снова оказался в строю. В 1994 году открылась его персональная выставка в нью-йоркском MOMA — спустя 15 лет после ретроспективы в музее Уитни; аукционные сессии год от года демонстрировали стабильный рост цен от десятков тысяч до миллионов долларов; были выпущены каталоги raisonné живописи и скульптуры; галереи делали персональные и групповые выставки, тем более что искусство Твомбли укладывалось практически в любой кураторский концепт. В 1995 году Ренцо Пьяно спроектировал специальный выставочный зал, «Галерею Сая Твомбли», на территории частного музейного комплекса Menil Collection в Хьюстоне, объединившего произведения из частного собрания Джона и Доменик де Менил (здесь же находится легендарная капелла Марка Ротко, возведенная в 1971 году). Работы Твомбли находятся в крупнейших музейных коллекциях Старого Света — так, самое большое собрание его вещей в Европе хранится в Новой Пинакотеке в Мюнхене.

1990-е и нулевые вывели Твомбли в первые ряды ныне живущих международных мэтров. Ларри Гагосян открыл филиал своей галереи в Риме именно экспозицией Твомбли, подстегнув рост цен на его произведения в 2007 году, когда холсты 1960—1970-х спокойно преодолевали рубеж в 2 млн. Твомбли очень естественным образом стал художником, чьи произведения превратились в объект пристального интереса коллекционеров. С одной стороны, это было связано с активной выставочной историей за последние 15 лет и включением его работ в синтетические мультимедийные проекты, с большими музейными ретроспективами и, как следствие, с ясной артикуляцией его заслуг и роли в истории мирового искусства XX века. С другой — цены на произведения Твомбли по сравнению с другими американскими классиками оставались в приемлемом диапазоне, в том числе и для начинающих коллекционеров, которые хотели приобрести хотя бы один «стопроцентный» шедевр.

Очевидно, что четыре миллиона долларов за классика американского и европейского искусства далеко не предел, сегодня любая выставка Твомбли — событие, интерес постоянно подогревается галеристами, дилерами да и самими художниками. В 2007 году некая Ринди Сэм оставила след своей красной помады, поцеловав белый холст Твомбли; в свое оправдание на суде она сказала «Все, что я сделала, — это только поцеловала. Это выражение любви, я не думала... Поступок был художественным актом, спровоцированным силой Искусства».

 

 

 

 

 

Все новости ›