Оцените материал

Просмотров: 2124

Вторые торги современного русского искусства Sotheby's в Лондоне

Анна Арутюнова · 13/03/2008
Самым дорогим лотом прошедших торгов стало полотно Олега Васильева «Перед закатом» – но пока что рынок современного русского искусства переживает пору расцвета
 Оскар Рабин. Неправда

Оскар Рабин. Неправда

Прошедшие в среду торги не стали такой сенсацией, как прошлогодние февральские. Итоговая сумма составила £4,1 млн, всего на £200 тыс. больше, чем ожидалось. Такой минимальный разрыв вряд ли можно назвать удачей, ведь на рынке современного русского искусства у Sotheby's есть серьезные конкуренты в лице аукционных домов Macdougall's, который в ноябре 2007-го уже преодолел рубеж в £3,9 млн, и Phillips de Pury, регулярно устраивающего более чем успешные торги послевоенного русского искусства.

Как ни странно, во время русских торгов покупателей из России в зале не так много — многие предпочитают голосовать за лоты по телефону или же отправить на торги своих представителей. Так и на этот раз: большинство самых дорогих лотов ушли к покупателям, участвовавшим в аукционе по телефону, причем самые упорные сосредоточились на линии у Михаила Каменского.

Несколько лотов, выставленных на торги в среду, полностью оправдали ожидания руководителей русского отдела. Безусловными хитами стали обе работы Олега Васильева. «Уходя прочь» продана в среднем в два раза выше эстимейта — за £150 тыс. (все цены указаны без процентов аукционного дома). Цена большого полотна «Перед закатом» быстро добралась до верхней планки эстимейта — к слову, самого высокого на этих торгах (£200—300 тыс.). В итоге масштабное мрачноватое полотно с маленькой фигуркой вождя, идущей навстречу садящемуся солнцу, ушло за £400 тыс. — это новый рекорд на живопись художника. Впрочем, предыдущий был установлен всего две недели назад, 28 февраля, на аукционе Phillips de Pury: «Вариация на тему обложки журнала «Огонек»« Васильева была продана за £300 тыс.

Заметное оживление в зале вызвало появление работ Эрика Булатова и Оскара Рабина. «Черный туннель» отца-основателя соцарта ушел с молотка за £60 тыс. вместо предполагаемых £30—40 тыс. Настоящая борьба разгорелась за «Неправду» Рабина. За секунду до того, как ведущий торги лорд Полтимор ударил молотком и работа была уже почти в руках у американского дилера, куратора и коллекционера Марка Келнера, табличку с номером подняла Екатерина Макдугалл. Последнее слово, а вернее, последняя цена осталась за ней — £85 тыс., далеко не предел для художника, чья работа «Виолончелист на кладбище» была продана за £130 тыс. как раз на аукционе Macdougall's еще в 2006 году.

Существенно поднялась цена на работу Чуйкова «Без названия» — вместо £15—20 тыс. за нее заплатили £80 тыс. Также неожиданно дорого была продана скульптура Леонида Сокова «Медведь, высекающий серп из молота». Сложно сказать, в чем причина, — в острополитическом контексте, который был у работы с самого начала, а теперь только обрел новое измерение, или в неподдельной любви покупателей к творчеству художника. Скульптуру приобрели коллекционеры из Петербурга, супруги Чехуевы. Кроме Сокова, они купили «Конец сезона» Васильева (£19 тыс.), «Металлические инструменты» Игоря Макаревича (£12 тыс.) и живописную работу Александра Косолапова «Когда я был маленьким, я боготворил Сталина» (£22 тыс.). Все эти работы должны пополнить коллекцию частного музея, который супруги собираются открыть в северной столице.

Никого уже не удивляют хорошие результаты, которые в последнее время показывают на аукционах фотореалистические работы Семена Файбисовича. «На улицах Москвы» продана за £105 тыс., а «Красавица» — за £220 тыс. К слову, на открытии предаукционной выставки в Лондоне особое внимание к «Красавице» проявил Петр Авен. Известно, что у него уже есть несколько работ Файбисовича. Но кем бы ни оказался покупатель, было ясно, что сдаваться он не собирается — цена каждый раз увеличивалась не на £1—2 тысячи, а сразу на £10. Хотя это одна из самых высоких цен на аукционе, все же Sotheby's не удалось обойти конкурента — на уже упоминавшихся февральских торгах Phillips de Pury «Последний взгляд на черное море» ушел за £250 тыс.

Несмотря на несколько горячих моментов, торги шли достаточно долго и тяжело. Главные лоты сосредоточились в начале списка, и к середине аукциона зал заметно опустел, а энтузиазм спал. Естественно, что порядок лотов на торгах тщательно продуман и зависит не столько от значимости и цены работы, сколько от стремления угадать настроение покупателей. Тем не менее некоторые из них покинули зал еще до окончания торгов, например коллекционер Андрей Еремин и владелец галереи «Новый Эрмитаж» Валерий Дудаков. Сфера интересов обоих относится к концу XIX— началу XX века. Получается, что попытка Sotheby's заинтересовать своих постоянных клиентов современным искусством не очень-то удалась. По словам московского представителя галереи «Школа», подборка лотов была не слишком интересной, так же как и сами торги.

Коллекционер и галерист Макс Долгицер считает, что рынок современного русского искусства еще не развит, а эстимейты не всегда соответствуют действительности. Сам господин Долгицер может похвастаться одной из самых удачных покупок на аукционе: портрет женщины, разделывающей рыбу, кисти Натальи Нестеровой обошелся ему всего в £8 тыс. вместо заявленных £12—18.

Не осталась незамеченной и попытка Sotheby's сместить акценты с искусства нонконформистов на работы самых современных российских художников. «Sotheby's как будто покидает рынок нонконформистов, — отметила Екатерина Макдугалл, — на торгах всего две работы Рухина, всего один Ситников и Рабин. Кажется, они стараются сосредоточиться на самом современном искусстве. Наверное, дело не только в том, что трудно найти хорошие работы, но и в изменении концепции и стратегии». Но второй топ-лот, на который Sotheby's в целом и Джоанна Викери в частности возлагали большие надежды, — скульптура впервые появившейся на аукционе группы АЕС+Ф, — с трудом дотянул до нижней границы эстимейта в £100—150 тысяч. Ориентируясь на эти результаты, Елена Селина сочла, что подходящий момент для продажи самого современного искусства на лондонских аукционах еще не наступил.

Как бы то ни было, Sotheby's удалось продать 74 процента лотов — и этого вполне достаточно, чтобы посчитать торги удачными и начать готовиться к следующим.

 

 

 

 

 

Все новости ›