Оцените материал

Просмотров: 7730

Christie’s боится сглазить?

Анна Арутюнова · 04/02/2008
6 и 7 февраля Christie’s проводит в Лондоне торги послевоенного и современного искусства. В прошлом, 2007 году именно это направление принесло аукционному дому максимальную прибыль в $1,6 млн

©  Фрэнсис Бэкон, «Три этюда к автопортрету». Three studies for a self-portrait, 1979, цветная литография, тираж: 10,47х104 см

Christie’s боится сглазить?
6 и 7 февраля Christie’s проводит в Лондоне торги послевоенного и современного искусства. В прошлом, 2007 году именно это направление принесло аукционному дому максимальную прибыль в $1,6 млн
Художники второй половины ХХ века уже не дышат в затылок импрессионистам и модернистам (хотя в расписании торги идут друг за другом), а с легкостью их обгоняют. Февральские торги — это своего рода подготовка к майским битвам за рекорды. Именно они задают тон дальнейшему развитию событий на рынке послевоенного искусства и даже определяют фаворитов на предстоящий год. Так, по крайней мере, случилось в 2007 году с Фрэнсисом Бэконом, известным скандалистом и главным английским живописцем.

Низким стартом для него стало полотно «Этюд к портрету II» 1956 года. Оно было продано как раз на февральских торгах Christie’s 2007 года в Лондоне за $27,5 млн. Дальше — больше, в разгар аукционного сезона, в мае 2007 года, в Нью-Йорке за $52,8 млн ушла работа «Этюд к портрету папы Иннокентия Х». Правда, эта рекордная сумма уже оказалась на счету Sotheby’s. Репутацию самого успешного продавца Бэкона этот аукционный дом упрочил в ноябре 2007-го, когда были проданы «Автопортрет» за $33 млн и «Вторая версия этюда боя быков #1» за $45,9 млн.

©  Фрэнсис Бэкон, «Три этюда к автопортрету». Three studies for a self-portrait, 1979, цветная литография, тираж: 10,47х104 см

Christie’s боится сглазить?
Но теперь эстафета должна перейти Christie’s. На торги 6 февраля выставляется уникальный триптих — очередное яркое, гнетущее полотно Бэкона. Его триптихи вообще не частые гости на торгах. Последний, например, появился на Sotheby’s в 2005 году. Правда, тогда три эскиза к автопортрету, ушедшие за $5,2 млн, даже не превысили верхней планки эстимейта.

Но нынешний триптих — совсем другое дело. Это последний из целой серии подобных работ, которые художник посвятил своему возлюбленному Джорджу Даеру. В 1971 году Даер покончил с собой в номере парижского отеля, в тот самый вечер, когда Бэкон был на торжественном открытии собственной ретроспективы в музее Метрополитен. Это печальное событие стало для художника источником вдохновения на многие годы вперед. Именно в 1970-е годы он создает свои лучшие работы, и «Триптих», безусловно, одна из них. Полотно происходит из частной коллекции и впервые выставлено на торги.

©  Фрэнсис Бэкон, «Триптих». Triptych, 1974-1977, холст, масло, пастель, 3 части 198 x 147,5 см каждая

Christie’s боится сглазить?
Бэкон изображает своего возлюбленного обнаженным на пляже с трех разных ракурсов. Любопытно, что фигура написана на пленэре — вокруг море, небо, песок. Гораздо чаще Бэкон помещает своих персонажей в закрытое пространство, ограниченное четырьмя стенами. Но наиболее узнаваемые черты его живописи есть и здесь — утрированные и искаженные формы, перестающие быть похожими на человеческие тела.

Заполучить и выставить на торги такой лот — серьезная заявка на успех. Christie’s даже не раскрывает эстимейт «Триптиха» в официальных релизах — вероятно, чтобы не спугнуть сенсацию. И неудивительно, ведь, по сообщению представителя Christie’s, ответственного за проведение этих торгов, он достигает $46 млн. К слову, такая таинственность сопровождает не только работу Бэкона. Например, только по специальному требованию аукционный дом сообщает и цену на Жан-Мишеля Баскиа.

©  Фрэнсис Бэкон, «Триптих: три этюда к портрету Генриетты Морэ». Triptych: Three studies of Henrietta Moraes, 1966, холст, масло, 3 части 35,6 х 30,5 см каждая

Christie’s боится сглазить?
Февральскую неделю современного искусства до сих пор проводил только Christie’s. Хотя аукционные дома нередко устраивают промежуточные продажи между главными весенними и осенними торгами. Они, естественно, приносят дополнительную прибыль и увеличивают шансы на лидерство в том или ином направлении. Оценив все преимущества таких торгов и красноречивые результаты роста рынка современного искусства (348% с 2001 по 2006 год), специалисты Sotheby’s сошлись во мнении, что пришло время для учреждения собственной февральской недели современного искусства. Ставка снова сделана на Фрэнсиса Бэкона — его «Этюд обнаженной фигуры с отражением в зеркале» оценен экспертами в Sotheby’s $36 млн.

Практически все работы Бэкона, появляющиеся сегодня на аукционах, происходят из лондонской галереи Marlborough Fine Art. Она была основана в 1946 году, а уже в 1958 году стала эксклюзивным представителем художника во всем мире, коим и оставалась вплоть до его смерти в 1992 году. Какие-то работы остались у друзей и возлюбленных Бэкона.

©  Фрэнсис Бэкон, «Три этюда к портрету Люсьена Фрейда». Three studies for a portrait of Lucien Freud, 1965, холст, масло, 3 части 35.5 х 30.5 см каждая

Christie’s боится сглазить?
С галереей связан один весьма нелицеприятный скандал, в котором уже посмертно оказался замешан художник. Не так давно, а именно в 2000 году, Фонд наследия Фрэнсиса Бэкона обвинил Marlborough Fine Art в мошенничестве. Неблагодарные галеристы якобы покупали у художника работы по сильно заниженным ценам и тут же продавали их уже по рыночным, не выплачивая полагающихся ему процентов. Галерею обвинили и в том, что она скрывала отчеты об операциях с работами (так, 33 полотна, написанные Бэконом с 1971 по 1983 год, не фигурируют ни в каких документах, хотя считается, что все они были приобретены галереей) и пыталась контролировать все его финансовые — личные и рабочие — сделки.

©  Фрэнсис Бэкон, «Этюд к портрету Изабель Росторн». Studies of Isabel Rawsthorne, холст, масло, 2 части 35,5 х 30,5 см каждая

Christie’s боится сглазить?
Как бы то ни было, на подлинность работ этот скандал никак не влияет. Галерея долгое время оставалась основным поставщиком произведений Бэкона на рынок. Любопытно, что работы, появляющиеся на торгах в течение последних 3—5 лет, в основном обрели своих последних владельцев в 1970—1980-х годах. Неудивительно, что большинство коллекционеров решились расстаться с ними только сегодня — хотя Бэкон уже давно потерял статус самого дорогого художника (в 1989 году его триптих был продан на Sotheby’s за рекордные по тем временам £3,5 млн), он до сих пор в числе самых дорогих живописцев ХХ века.

 

 

 

 

 

Все новости ›