Оцените материал

Просмотров: 10130

Без рекордов и поражений

Анна Карганова · 09/06/2009
За исключением ₤2,5 млн за «Сельскую ярмарку» Бориса Кустодиева особых сенсаций первый день русских торгов в Лондоне не принес

©  Sotheby’s

Александр Яковлев. Пешеходный мост у Форт-Аршамбо. 1926. Холст, масло, темпера. 97х195 см

Александр Яковлев. Пешеходный мост у Форт-Аршамбо. 1926. Холст, масло, темпера. 97х195 см

В понедельник неделю русских торгов в Лондоне открывали MacDougall’s, подготовившие свой первый аукцион православных икон, и Bonhams, предлагавшие хорошее декоративно-прикладное искусство и несколько топ-лотов, пусть и неказистых, но с подробным провенансом.

©  MacDougall’s

Праотец Иов. Икона. Северная Русь. Конец XVII века. 55,7х43,6 см

Праотец Иов. Икона. Северная Русь. Конец XVII века. 55,7х43,6 см

Пробный шар аукционного дома MacDougall’s можно считать попавшим в цель. Открытие нового направления в период экономических трудностей — предприятие довольно рискованное, но на этот раз оно себя оправдало. Общая сумма продаж превысила полмиллиона фунтов. Для сравнения отметим, что выручка Christie’s, в прошлом занимавшего лидирующую позицию на аукционном рынке икон, на ноябрьских торгах составила £923 тыс. (без процентов аукционного дома). Самыми дорогими проданными лотами стали икона «Праотец Иов», ушедшая за £60 тыс., и «Богоматерь Владимирская» за £45 тыс. Обе иконы попали в коллекцию неизвестного покупателя, торговавшегося через своего представителя в зале. Кроме того, им же были приобретены еще восемь предметов.

©  Sotheby’s

Иван Шультце. Закат над волнами. Холст, масло. 65,5х81 см

Иван Шультце. Закат над волнами. Холст, масло. 65,5х81 см

Аукцион Bonhams едва ли можно назвать удачным: продано 86 вещей из 188, к тому же ни один из топ-лотов куплен не был. Невостребованным остался и «Отдых на закате» Сомова, торги остановились на £340 тыс. при предварительной оценке ₤500—700 тыс. Поздний портрет кисти Коровина не дотянул £30 тыс. до нижней границы эстимейта и тоже не ушел. Общую неутешительную картину вряд ли могла исправить удачная продажа двух пейзажей Шульце (лоты 15 и 16), ушедших за £30 тыс. (эстимейт £10—15 тыс.) и £33 600 (£12—15тыс). Постоянный участник русских торгов Наталья Курникова приобрела на этом аукционе работу неизвестного автора первой половины XIX века «Санкт-Петербург. Вид на Биржу и ростральные колонны» за ₤9600. На аукцион заглянул и западный покупатель: акварель Бенуа «Cassis» была приобретена за £3600 европейским коллекционером.

С иконами на Bonhams дела обстояли не лучше: из 21 лота удалось продать лишь 7, в том числе образ царя Давида за ₤72 тыс. Зато декоративно-прикладное искусство пользовалось неизменным спросом — фарфоровые яйца и тарелки, а также оружие шли нарасхват.

©  Sotheby’s

Василий Поленов. Барка. 1897. Холст, масло. 40,5х65,5 см

Василий Поленов. Барка. 1897. Холст, масло. 40,5х65,5 см

Завершающим аккордом дня стали вечерние торги Sotheby’s. Многие коллекционеры приехали специально под вечер, чтобы посмотреть на уровень цен. Этот аукцион стал своеобразным индикатором состояния русского рынка. Зал был полон, но реальных покупателей собралось не так уж и много. Начинать с марины Айвазовского уже стало традицией — столь же привычной, как и ободряющее «Привет» лорда Полтимора. Айвазовский ушел за £421 250. За ним последовала череда унылых русских пейзажей, из которых продались лишь работы Поленова (его «Барка», которую привозили на выставку в Москву, была продана за ₤169 250) и Крыжицкого (₤289 250).

«Степь» Орловского не нашла покупателя, не добрав £50 тыс. до нижней границы эстимейта (₤200—300 тыс.), «Зимняя прогулка» Владимира Маковского ушла за £70 тыс. вместо ожидаемых организаторами торгов ₤80—120 тыс. Обычно популярных Левитана и Рубо продать не удалось, «Крестьянок» Архипова (лот 8) сняли с аукциона. Зато «Симфония» Богданова-Бельского (₤349 250) и «Женщина в интерьере» Виноградова (₤217 250) ушли в пределах эстимейта. Оживление в зале вызвало лишь появление картины Исаака Бродского «Няня с детьми». В результате настоящей битвы ставок цена картины составила ₤937 250 — вдвое больше заявленного эстимейта (₤300—500 тыс.).

©  Sotheby’s

Исаак Бродский. Нянька с детьми. 1912. Холст, масло. 87,5х105 см

Исаак Бродский. Нянька с детьми. 1912. Холст, масло. 87,5х105 см

Как и можно было ожидать, нешуточная борьба разгорелась за «Сельскую ярмарку» Кустодиева, оцененную в £1—1,5 млн. Оба претендента на этот лот торговались по телефону. Решающая ставка в £2,5 млн вызвала аплодисменты в зале, а итоговая цена с комиссией Sotheby’s составила ₤2,8 млн. После ажиотажа, вызванного продажей Кустодиева, дела пошли в гору. Живописная работа Яковлева (лот 20) снова ушла за полмиллиона коллекционеру, торговавшемуся по телефону; желающие ее приобрести были и в зале. Последней крупной сделкой стала покупка «Клада» Рериха за ₤702 050. Непроданными остались «Пересвет и Ослябя» Нестерова, «Две фигуры» Филонова и «Танцоры на пляже» Александры Экстер.

©  Sotheby’s

Николай Рерих. Клад. 1919. Холст, масло, темпера. 39,4х58,7 см

Николай Рерих. Клад. 1919. Холст, масло, темпера. 39,4х58,7 см

Из 27 лотов было продано 17 — вроде бы неплохой результат для кризисных времен. Однако ₤7,9 млн, вырученные в результате вечерних торгов, — смешная цифра по сравнению с аукционами, например, двухлетней давности. Впрочем, организаторы торгов, кажется, остались довольны — видимо, они трезво оценивают ситуацию и на большее и не рассчитывали.

Другие материалы раздела:
Иеремия Херцог. Картина с видом на водопад, 08.06.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Бонд-cтрит, 08.06.2009
Русская неделя в Лондоне. День первый, 05.06.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›