Эти металлические рельефы, куски зеркал, картины на плексигласе не боятся обвинения в том, что они – не искусство. Они ни за что не борются, никому ничего не доказывают, а просто спокойно и красиво висят.

Оцените материал

Просмотров: 19370

Жан-Марк Бустамант в Москве: холодно, еще холоднее

10/02/2010
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ посмотрела выставку французского классика и попробовала понять и простить его

Имена:  Жан-Марк Бустамант

©  Предоставено Фондом культуры «Екатерина»

Жан-Марк Бустамант. Аманда и Лиза. 2008

Жан-Марк Бустамант. Аманда и Лиза. 2008

На вернисаже выставки Жан-Марка Бустаманта мне не удалось найти никого, у кого его искусство вызывало бы сильное отношение, со знаком плюс или минус. Никто тут не любил его, никто не ненавидел. Те, кто его творчество хорошо знал — приехавшие иностранцы, а также отечественные кураторы, — в основном говорили что-то вроде: «Он очень известный художник, классик, но это, честно говоря, не совсем моя чашка чаю». Те, кто знакомился с ним впервые, просто пожимали плечами. Многие в тревоге шептали мне на ухо, что ничего не чувствуют. А услышав мое собственное признание, облегченно вздыхали: «Ну, слава богу, а я-то думал, дело во мне». Художники, не сговариваясь, выделили одну работу, самую для него нетипичную: огромное фото на прозрачной пленке. Две неизвестные девушки улыбаются неизвестному фотографу с территории, далекой от искусства. Любительская фотография, от времени ставшая ядовито-фиолетовой, — участь, уготованная всем им, этим фотографиям. И всем нам, смертным.

Непрошеная монументальность и тонкая прозрачность этой работы подсказывают, что она о жизни и о ее бренности. Но больше на выставке ни про жизнь, ни про бренность ничего не было. По крайней мере, я не смогла различить. В основном представлена абстракция — в форме геометрических объектов или больших цветных фотографий (на них запечатлены заросли туи, но выглядят они довольно-таки абстрактно). Меж тем в работах нельзя прочитать высказывание «никакой жизни вы, презренные мещане, от меня не получите, шиш вам», которое составляет суть авангардной абстракции, включая и Малевича. Главное впечатление, которое исходит от выставки, — это спокойная уверенность ее автора в том, что, аккуратно прибивая один кусок дерева к другому или расставляя по залу некие параллелепипеды, он делает дело Современного Искусства, важное и нужное.

Точнее, не так: важное и ненужное.

©  Предоставено Фондом культуры «Екатерина»

Жан-Марк Бустамант. Совершенный сон 6. 2005

Жан-Марк Бустамант. Совершенный сон 6. 2005

Это и называется «автономией искусства». Это ключевое понятие современной художественной теории остается для многих непонятным. Тут его можно, не понимая, почувствовать. За каждым из предъявленных нам объектов стоит многолетняя традиция уже завоеванной автономии. Каждое из этих произведений удивительно безмятежно, оно эманирует чувство безопасности. Эти металлические рельефы, куски зеркал, картины на плексигласе не боятся обвинения в том, что они — не искусство. Они ни за что не борются, никому ничего не доказывают, а просто спокойно и красиво висят.

Иные считают, что дело тут в том, что искусство это очень дорогое и знает себе цену, но я финансового давления не почувствовала. Нуворишского глянца у Бустаманта, что ни говори, нет. За ним просматривается не столько жир коммерческих галерей (хотя он, конечно, работает с галереями), сколько легитимность институций: коллекций, фондов, музеев, арт-школ с уважаемыми профессорскими позициями (одну из них он занимает), толстых критических журналов по искусству. За ним нерушимой стеной стоит огромный, уверенный в своей ценности и все еще очень прочный, несмотря на все финансовые и эстетические пертурбации, мир.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • dorfmeister· 2010-02-10 23:03:10
    Удивительно, но эпитет "поэтичный" я скорее применил бы к Бустаманту. "За" его работами очень много текста, разговоров, рефлексии. Просто сами они, действительно, бессюжетны.

    Кроме того, мне показалось по результатам нашей беседы, что он все-таки чувствует себя в некоем гетто, несмотря на "победу" современного искусства во Франции.
  • kustokusto· 2010-02-10 23:48:59
    Приходя в себя от шока - по причине отсутствия в тексте таких слов как : "проект", "дискурс" и "рефлектировать" - и , всё-таки, собравшись с силами - говорю: судя по выставленным картинкам - это минимал + дигитал арт. Минималисты испокон веку в европе - в гетто - а компьютерщики - ещё.

    Но главное - это то, что в нашей малоотапливаемой родине придают повышенное значение институциям - этаким профсоюзам "Будущего" - сумел организоваться в этакий профсоюз - и ты в будущем. Однако - туда и вправду берут не всех - а то , особо борзые активисты - каждый год придумывающие новый художественный тренд - должны были бы прописаться в нескольких "Будующих". Однако их тарантас - вон - всем виден.

    А в европе все знают - искусство частное дело!
    Спекулировать - на Форекс!
  • faberII· 2010-02-12 11:47:42
    Не очень понятно по поводу чего поставлен вопрос в конце статьи.
    Полезен ли чужой формализм для тех кто пытается освоить (пройти заново) путь формализма?
    Или это вопрос об институциях, которые "там" этот формализм поддерживают и одновременно лишают его «поэтичности»? на фоне российской поэтичности взросшей без всяких тебе подпорок и ограничений
    Это уже выглядит как вечный вопрос о противостоянии и взаимозависимости художника и власти/институции (еще можно поднять вопрос о курице и яйце, или еще лучше обсудить, как эффективнее художник работает – когда он голодный или когда сытый :+)

    В Европе система работает лучше, это уже всем понятно
    в России – хуже, вернее в России художники сами пытаются достроить все институциональные/просветительские механизмы и параллельно учатся этому, и вполне возможно, чтобы не изобретать колесо полезно держать на периферии зрения чужой опыт..
    и наверняка герой статьи со своими картинками и текстами - как элемент обучения не помешает.
    А может и не пройдет для тех, у кого «особенная стать» и «свой путь», и, скорее всего, не стоит надеяться, что кому-то будет интересно обсуждать чужую эстетику.

    Но, вероятно, тот кто умеет учиться найдет чему поучиться даже у церетелли :+)
    к сожалению представленные материалы не обладают целостностью, наверное было бы гораздо полезнее нарисовать на материале «одного художника» эскиз художественной жизни Франции : вот есть художник, и вот у него есть такие возможности, и что еще кроме преподавания позволяет удерживаться в дискурсе (публикации, интернет? и как, кстати, устроено преподавание искусства?), и обязательно ли удерживаться в дискурсе, чтобы тебя именовали художником?
    и какими законами он защищен? и какие там бывают отношения у галериста и художника, и как там дела с авторскими правами и т.д.
Читать все комментарии ›
Все новости ›