Литераторы признают, что перформанс для них что-то вроде хобби.

Оцените материал

Просмотров: 18637

Десять тезисов о литературном перформансе

Лиза Морозова · 27/10/2011
В России каждый художник – немного поэт. А часто и филолог по образованию

©  Владислав Чиженков

Света Литвак, Николай Байтов. Перформанс «Японская киноактриса». 01.04.2008. клуб «ДОМ» - Владислав Чиженков

Света Литвак, Николай Байтов. Перформанс «Японская киноактриса». 01.04.2008. клуб «ДОМ»

​Выбрав темой сегодняшнего выпуска литературный перформанс, сразу хочу предупредить, что этот феномен кажется мне одним из самых неопределенных направлений жанра. Несмотря на распространенность формулировки «литературный перформанс» и даже проводящиеся на эту тему дискуссии, тут больше вопросов, чем ответов.

1. Возможно ли при общей логоцентричности современной западной культуры провести четкие границы между вербальным и визуальным? Имеет ли смысл отделять литературный перформанс от художественного, учитывая силу концептуальных традиций в отечественном искусстве, где статус текста крайне высок? Исторически круг художников-концептуалистов и концептуалистов-поэтов смыкается не только на уровне эстетики, но и на уровне биографий отдельных персонажей и даже пространств, в которых они вместе работают. Кто такой Пригов в области перформанса — литератор или художник? Можно сказать, что у нас почти каждый художник — поэт. Как минимум в душе. А часто он и по образованию филолог — от художников «КД» и «Тотарта» до Хаима Сокола. Даже Осмоловский начинал с писания стихов! Поэтому часто акции художников в целом не менее, а часто и более литературны, чем акции поэтов.

©  Света Литвак

Перформанс Владимира Тучкова «Зигзаг истории» - Света Литвак

Перформанс Владимира Тучкова «Зигзаг истории»

2. Однако при всей близости кругов различие в понимании перформанса поэтами и художниками очевидно. Для первых первичен текст как таковой, именно он становится в литературном перформансе объектом, над которым производится работа. Свое понимание Владимир Тучков сформулировал так: «В литературном перформансе рассматриваются качества и свойства текста, которые не были предусмотрены автором при его создании, возможность его существования в различных нелитературных контекстах. Причем автор перформанса и текста — это не всегда одно и то же лицо». Работа над текстом в перформансе, пишет он, ведет к трансформации и деконструкции, одна из форм которых использование текста в прикладных целях. Самый известный пример такого «контекстуального» подхода исполнение Приговым первой строфы «Евгения Онегина» на манер религиозных песнопений различных культур.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • yuri· 2011-10-30 02:12:37
    Я бы еще вспомнил Ры Никонову и Сергея Сигея, а также - кубики Герловиной
Все новости ›