Свежепринятый Думой закон демонстрирует не тактические просчеты и даже не стратегическую недальновидность, а непонимание самих принципов устройства человеческого городского общежития.

Оцените материал

Просмотров: 17863

Город – это митинг

Кирил Асс · 08/06/2012
Принятый Думой закон против митингов – признак непонимания властями сути города. И ведет к смене власти

©  Аркадий Шайхет

Сухаревский рынок. Москва. 1926

Сухаревский рынок. Москва. 1926

Памяти В.Л. Глазычева


Город есть неизбежное и естественное порождение человеческой культуры. Ни одно из человеческих обществ не обошлось без города, большого или малого. Люди всегда создают себе общее место, в котором пребывают. Будь это укрепление от врага, место торга или место поклонения, человек проявляет свое существо в соседстве и со-пребывании с другими людьми.

Свежепринятый Думой закон демонстрирует не тактические просчеты и даже не стратегическую недальновидность, а непонимание самих принципов устройства человеческого городского общежития. Городское пространство — это место реализации городского общества как городского. Это естественное место пребывания людей, живущих в городе — по рождению или по выбору. Эта реализация может и должна принимать всевозможные формы — от торговли жителей друг с другом до общего празднования, от уединенного гуляния до совместного высказывания или действия. Различные варианты этих форм создаются или складываются стихийно, образуют традиции, исчезают за ненадобностью, но одушевляет их неизменно со-жительство людей в тесной близости, естественное положение вещей для человеческого рода.

©  13 Productions

Кадр из фильма «Коммуна (Париж, 1871)», режиссер Питер Уоткинс, 2000

Кадр из фильма «Коммуна (Париж, 1871)», режиссер Питер Уоткинс, 2000

Такое сожительство естественно же разворачивается в кругу пространственных типов, набор которых не сильно изменился с тысячелетиями — на дороге и на перекрестке. Дорога — всякое протяженное место, по которому люди ходят: улица, проспект, бульвар. Перекресток — всякое место встречи и остановки, будь то собственно перекресток, площадь или двор. Город эпохи модернизма и порожденного им тоталитаризма был намеренно лишен перекрестков: в городе модернизма они стали транспортными развязками, в тотальном городе общество, обращенное в массы, должно было идти верным путем, не останавливаясь и не задавая себе вопроса о направлении движения. Площадь допускалась только как вещь в себе, как эстетическое явление, а не как местопребывание общества.

Это положение вещей по инерции сохранялось до самого последнего времени, более того, площадям, утратившим эстетическое значение, была вменена сугубо материальная ценность, что даже нашло отражение в языке, где смысл слова «площадь» переместился из сферы городского опыта в сферу недвижимости. Попытки активной части общества вернуть себе площади столкнулись с ожесточенным сопротивлением властного тела, воспринявшим естественное проявление города как угрозу своим амбициям. Одновременно обнаружилось, что городская ткань лишилась площадей, пригодных для проявления городской сути, то есть собраний горожан-граждан. В этом пространственном обстоятельстве обнажилось противоречие формальности сложившихся условностей, изображающих городскую, то есть политическую жизнь, и действительной городской жизни, требующей места для свободной встречи людей.

©  International News Service/National Geographic Society /Corbis / Foto S.A.

Лондон, Трафальгарская площадь, середина 40-х годов XX века

Лондон, Трафальгарская площадь, середина 40-х годов XX века

Недавняя погоня за перемещающимися гражданами, желающими встретиться друг с другом, попытки огородить потенциально «опасные» общественные пространства и последовавшее за ними принятие поправок в закон о митингах и административный кодекс демонстрируют сочетание непонимания самого устройства города как явления с непониманием смысла законодательной деятельности. К сожалению, это непонимание нельзя счесть полезным, провоцирующим поиск явлением. Это непонимание проявляется в том, что власти проецируют свои заблуждения о городском общежитии на естественное состояние города и привлекают для этого абсурдные доводы и меры противодействия.

©  Getty Images / Fotobank

Рождественский рынок на Староместской площади в Праге. 2010

Рождественский рынок на Староместской площади в Праге. 2010

Преследование граждан за их естественное поведение, разумеется, приведет к возникновению протеста и к отторжению властного тела. Непонимание естественных законов функционирования городской среды приведет к тому, что и самые аполитичные, то есть не осознающие свою городскую природу граждане начнут ее осознавать и проявлять ее самым неприятным для властного тела образом. Его убеждение в подвластности горожан обманчиво. Перемещающийся самоуправляющийся университет — лишь первый образец неуловимости города, подчинить который можно лишь экстремальными репрессиями, которые в сущности уничтожат город как таковой, как со-общество граждан, избравших его как место жизни. Когда жизни не остается места, она уходит искать его в другом месте. Либо забирает себе все, что ей нужно, невзирая ни на какие преграды.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • Anya Shevchenko· 2012-06-08 18:03:33
    Модернизм породил тоталитаризм? С чего бы это?
  • Alexei Von Alexeyev· 2012-06-08 18:03:35
    Увеличение штрафов за беспорядки = "закон против митингов" = противодействие гражданам в их естественном поведении. лол ок. Теперь точно революция будет! ведь создавать помехи дорожному движению и избивать ОМОН - естественное поведение граждан.
    Дискурс оппозицонного п***бола. Неужели, все чему учат в МАРХИ - вот такая демагогия, рассчитанная на хипстеров?
  • Alexei Von Alexeyev· 2012-06-08 18:04:23
    У сколь многих достойных людей сгнили мозги на несогласной почве
Читать все комментарии ›
Все новости ›