Краем глаза я заметил, как девушка вылетела из зала буквально через минуту в слезах.

Оцените материал

Просмотров: 21351

Портрет поколения: Николай Онищенко

08/06/2011
Автор выставки, навеянной творчеством австрийской писательницы Эльфриды Елинек, ответил на нашу традиционную анкету

Имена:  Николай Онищенко

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Николай Онищенко

Николай Онищенко

ВАШ ПРОЕКТ НА «СТАРТЕ»

Опишите его в нескольких фразах. Это отдельные работы или один проект? Они были сделаны специально для «Старта»?
Изначально это была довольно камерная графическая серия, в основном из найденных объектов и дополняющей графики, и помимо нарративной составляющей мне было интересно создать гармоничное пространство, чтобы визуально графика «сделанная» не вырывалась из ряда найденных объектов. Затем все это развилось в то, что вы сейчас можете видеть на «Старте». В двух словах: это проект об отношениях между людьми, о ряде механизмов, вызывающих «автоматизм» в чувствах, и как следствие — в отношениях.

На какую традицию вы опирались?
Концептуализм.

Довольны ли вы реакцией на работы, которую вы получили на вернисаже?
На вернисаже я играл небольшой сет, общаться получалось мало, но ряд реакций мне однозначно понравился, краем глаза я заметил, как девушка вылетела из зала буквально через минуту в слезах. Проект довольно глубокий и местами колкий — ее реакция была очень живой, и это важно.

ВЫ

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Общий вид экспозиции Николая Онищенко

Общий вид экспозиции Николая Онищенко

Сколько вам лет?

Тридцать один.

Где вы родились? А где живете сейчас?
Родился в Воронеже, меньше года живу в Москве.

Вы бывали за границей?
Да.

Вы бы хотели поучиться за границей? Если да, то что вас останавливает?
Да, останавливает ряд личных моментов. )

Какую книгу вы прочитали недавно? А какую перечитываете часто?
Альберто Моравиа, «Презрение», перечитываю Николая Гоголя.

Какой ваш любимый фильм? А какой заинтересовал вас недавно?
Сейчас — «Скука» Седрика Канна, хочу посмотреть годаровскую экранизацию «Презрения».

Вы — художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, фотограф, архитектор…)?
Дизайнер.

Вы получили какое-то художественное образование? Если да — зачем вы поступали учиться на художника?
Да — станковая графика, причина — интерес к искусству.

Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться на «современного художника» из художника «классического»? Когда и как, под чьим влиянием?
Нет.

ПОЛИТИКА

Вы смотрите телевизор?
Нет.

Вы читаете какие-то новостные сайты или газеты?
Нет.

Вы когда-нибудь были на политической манифестации? Что могло бы вас подвигнуть туда пойти?
Нет, со временем у меня выработалась позиция, что нахождение на стороне оппозиции, как и полный прием власти, по сути, тоже участие во всем этом невеселом шоу, и в итоге все это на руку как раз тому, чему ты пытаешься противостоять. Мне важнее сам человек и то, что в нем происходит, чем довольно абстрактное общество и власть, хотя, конечно, эти влияния безусловны.

Вы будете голосовать на выборах президента России?
Нет.

Вам жаль, что отменили вариант голосования «против всех»?
))

Вы когда-нибудь были в Мавзолее Ленина?
Нет, хотя мне интересен интерьер Мавзолея, и несмотря на то, что живу я в пятнадцати минутах ходьбы от КП, проснуться в выходной раньше одиннадцати уже почти год как не выходит. )

Ощущаете ли вы какую-то связь с советским прошлым или это доисторическое время для вас?
Да, конечно, я как раз из поколения людей, которые родились в одной стране, а живут уже совершенно в другой, какие-то обрывки советской культуры я захватил и сам перестроечный перелом, и все это энергичное безумие помню довольно хорошо; видимо, отсюда возникло мое теплое отношение к той эпохе, к дизайну и т.д. Вдобавок все эти советские механизмы в мышлении, восприятии я наблюдаю до сих пор, даже в поколении, напрямую не заставшем СССР.


ЭКОНОМИКА

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Работа Николая Онищенко

Работа Николая Онищенко

На что вы живете?

Дизайн, продажи своего искусства.

У вас есть мастерская? Где вы работаете?
Нет, хотя это очень важно, пока работаю дома.

Берете ли вы работу на заказ (фотография, реклама, дизайн…)? Это для вас приработок или часть вашей творческой деятельности?
Дизайн, но к творчеству это не имеет никакого отношения.

Вы уже хоть раз продавали свою работу?
Да.

Найти свою галерею, которая бы вами занималась, — это входит в ваши планы?
Да.

Какова была бы идеальная экономическая модель для вас (продавать свои работы и жить на это, получать гонорар за участие в выставке, жить на гранты и стипендии, зарабатывать чем-то посторонним и заниматься искусством в свободное время)?
Конечно, отвлекаться совершенно не хочется, идеально — иметь человека, который занимался бы всеми экономическими вопросами.

Что происходит с вашими работами после выставок?
Что-то продается, что-то остается.

Каков ваш опыт работы с кураторами — они помогают или мешают?
Для куратора важна некая степень невмешательства, в разумных пределах, с другой стороны, есть момент «затирания», когда ты долго работаешь, происходит какое-то привыкание, и сторонний взгляд может быть довольно полезен проекту.


ИСКУССТВО

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Работа Николая Онищенко

Работа Николая Онищенко

Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как ее охарактеризовать?

Нечто общее я прослеживаю в творчестве молодых людей примерно моего поколения — сдержанность в материале, в общей пластике, хотя на первый взгляд они делают вещи, сильно отличающиеся друг от друга.

Есть ли какая-то группа художников, к которой вы принадлежите?
Нет.

Вы мыслите категориями видов искусства — живопись, скульптура, перформанс? А категориями жанров — пейзаж, портрет?
Нет, у меня довольно интегрированные категории.

В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?
Русский музей, «Винзавод».

К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?
Искусство разное — и сочетает порой и науку, и религию, и т.д.

Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое? И почему?
Да, и очень много, один из моих любимейших художников — Федотов, помню ощущения погружения в его интерьеры в Русском музее. Многие ходы современного искусства можно проследить в классическом, обратная перспектива в иконописи, те же бесконечные комнаты Федотова — вполне предтеча инсталляций, выворачивание пространства картины на зрителя, все эти связи довольно интересны.

Различаете ли вы для себя российских и иностранных художников? Если да, то в чем видите основные сходства и различия? Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
Какой-то внутренний нерв остается именно российским, хотя внешне сейчас много искусства, соответствующего западному уровню и, опять же, по лекалам европейского искусства сделанного.


ФАНТЫ

Авангард или сопротивление?
Авангард.

«Искусство в жизнь» или «искусство для искусства»?
Не вижу конфликта. )

Литература или философия?
Литература.

Изобразительное или концептуальное?
Концептуальное.

Феминизм или экология потребления?
Первое.

Ручной труд или индустриализация искусства?
Ручной труд.

Художественная карьера или «свободный полет»?
Второе.

Проектная работа или ежедневная художественная практика?
Проектная.


Выставка Николая Онищенко «Производственный роман» открыта на площадке молодого искусства «Старт» на «Винзаводе» по 3 июля. Подать заявку на участие в программе «Старт» можно здесь.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • inkenas· 2011-06-10 14:18:18
    Три правила для того, чтобы стать участником программы "Старт"
    1. Родиться в Воронеже
    2. Уметь рисовать стенгазеты
    3. Иметь личное знакомство с А.Жиляевым
  • redcoloured-23· 2011-07-01 12:16:44
    со стенгазетами все прекрасно)))
    про третье - не согласен совершенно
Все новости ›