Она симпатизирует наивной вере людей в НЛО и вещие сны, потому что это лучше, чем стандартная корпоративная культура
Кто она такаяСьюзан Хиллер работает очень давно, и неизвестным автором ее не назовешь, но лишь в самое последнее время ее работы привлекли к себе пристальное внимание —
Читать!
Родившись в 1940 году в США (Таллахасси, штат Флорида), Сьюзан Хиллер закончила университет, где получила докторскую степень по антропологии, но одновременно стала заниматься искусством. Ее художественная карьера стартовала в начале 70-х годов и развивалась в художественном плане под влиянием минимализма и концептуализма, в идеологическом и политическом — в русле феминистской теории и практики, с которыми она продолжает быть тесно связанной. Уже в самом начале своего пути она, выйдя замуж, переехала в Лондон, где продолжает жить и сейчас.
Что она делает
Художница называет свои работы «параконцептуальными», поскольку занимается концептуальным анализом феноменов повседневной жизни в качестве языка. Результатом этих исследований являются инсталляции, аудиопроекты, перформансы, книги. Для многих Хиллер является воплощением «исследовательского искусства», которое сегодня считается наиболее перспективным и связано не столько с созданием чего-то нового, сколько с поэтическим изучением уже существующего. Связь с контекстом музея (не художественного, а исторического или этнографического), энциклопедии, книги всегда чувствуется в ее проектах, они также часто демонстрируются в помещениях вне чисто художественного контекста (Музей Фрейда, баптистская церковь). Последняя, самая крупная, выставка Хиллер прошла в Галерее Тейт в Лондоне весной 2011 года.
О чем все это
Часть материала, с которым работает Хиллер, связана со сферой паранормального, точнее, не с самим паранормальным и оккультным (художница неизменно сохраняет ясность ума и рационализм), а с их отражением в зеркале массовой и повседневной культуры (сны, рассказы про НЛО, про переживания людей в момент клинической смерти, спонтанное творчество, мифология материнства и т.п.). Сфера паранормального притягивает современного человека, который ищет в ней утешения и прорыва в область надежды по сравнению с повседневным фоном капиталистической эксплуатации и тяжкого бремени постоянного потребления. Художница относится к этой тяге к паранормальному с уважением и без всякой иронии, хотя сама и не принимает все это на веру.
Кроме того, для Хиллер выбор «повседневных» тем — это политический, феминистский выбор. Патриархальное общество заталкивает женщину в сферу быта и семьи, милостиво оставляя ей сферу «природного», иррационального, чувственного и эмоционального, что одновременно притягивает мужчин и позволяет им считать женщину существом второго сорта. Хиллер откровенно присягает этой «женской» сфере, но, во-первых, показывает ее универсальность, а во-вторых, работает с ней, а не просто живет внутри нее, — позволяет себе выйти за ее пределы на «мужскую» (как считает общество) позицию наблюдателя и исследователя. Это особенно шокировало зрителей в ее ранней работе, связанной с материнством (см. ниже).
Главные проекты
Ранние концептуальные проекты. 1970—1984
Первые проекты Хиллер были, как и у многих выдающихся авторов (например, Марселя Бротарса или Джона Балдессари), связаны с уничтожением собственных произведений. В проекте «Блоки живописи» (1970—1984) она разрезала свои холсты на куски и сшила их в толстые пачки, похожие на минималистские кубистические скульптуры. В проекте «Реликвии» (с 1972-го по настоящее время) она сжигает свои картины и бережно хранит пепел в сосудах, расставленных как в химической лаборатории. Это прямо воспроизводит одну из ранних идей Малевича, высказанную им в статье «О музее» (1919), но статья эта даже сейчас малоизвестна, а в 1970-х еще не была переведена. В работе «Произведение в процессе» (Work in Progress) (1980) Хиллер на глазах у зрителей в галерее нить за нитью расшивала свои собственные холсты и сплетала эти нити в косы и другие странные сюрреалистические «куклы», визуализируя творчество как растворение материального и как субъективную игру.
«Посвящается неизвестным художникам» (Dedicated to the Unknown Artists). Инсталляция из 350 открыток, таблиц и карт, соединенных в 14 панелей. Каждая панель 66х104.8. 1972—1976
Одна из самых известных работ художницы, для которой она собрала множество старых открыток с изображением бушующих волн, разбивающихся о скалистый берег. Этот мотив чрезвычайно популярен в массовой культуре до сих
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:11
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588921
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2382376
- 3. Норильск. Май 1277116
- 4. ЖП и крепостное право 1111093
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900313
- 6. Закоротило 825858
- 7. Не может прожить без ирисок 799614
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769952
- 9. Коблы и малолетки 748643
- 10. Затворник. Но пятипалый 485299
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 418222
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 378415
Для американо-еврейского уха (а оба необрезанных уха г-жи Хиллер именно таковы) разница между Jew и Jewish представляется весьма чувствительной, и немецкие Юденгассе в ее понимании относятся именно к первому классу.
Кстати, антропологический вопрос: отчего это среди адептов ТНСИ так много евреек?