Я работаю с обрывками повседневной жизни, обрывочное мнение – все, что у нас есть.

Оцените материал

Просмотров: 37717

Сьюзан Хиллер и ее чудеса в повседневном

Екатерина Дёготь, Полина Малая · 03/02/2012
Она симпатизирует наивной вере людей в НЛО и вещие сны, потому что это лучше, чем стандартная корпоративная культура

Имена:  Сьюзан Хиллер

©  Susan Hiller. Courtesy Timothy Taylor Gallery, London

Susan Hiller. Magic Lantern. 1987

Susan Hiller. Magic Lantern. 1987

Кто она такая

Сьюзан Хиллер работает очень давно, и неизвестным автором ее не назовешь, но лишь в самое последнее время ее работы привлекли к себе пристальное внимание — как это, к сожалению, нередко бывает в случае женщин-художниц (см. казус Луиз Буржуа, которая прославилась чуть ли не в 80-летнем возрасте). Как отмечают все пишущие о Хиллер (хотя она сама морщится от этого), по своему первому образованию она антрополог, и материал, с которым она работает, берет свое начало в повседневном, незаметных аспектах человеческой культуры. Ее интересуют языковые и визуальные практики человека на протяжении всей его истории.

Родившись в 1940 году в США (Таллахасси, штат Флорида), Сьюзан Хиллер закончила университет, где получила докторскую степень по антропологии, но одновременно стала заниматься искусством. Ее художественная карьера стартовала в начале 70-х годов и развивалась в художественном плане под влиянием минимализма и концептуализма, в идеологическом и политическом — в русле феминистской теории и практики, с которыми она продолжает быть тесно связанной. Уже в самом начале своего пути она, выйдя замуж, переехала в Лондон, где продолжает жить и сейчас.


Что она делает

Художница называет свои работы «параконцептуальными», поскольку занимается концептуальным анализом феноменов повседневной жизни в качестве языка. Результатом этих исследований являются инсталляции, аудиопроекты, перформансы, книги. Для многих Хиллер является воплощением «исследовательского искусства», которое сегодня считается наиболее перспективным и связано не столько с созданием чего-то нового, сколько с поэтическим изучением уже существующего. Связь с контекстом музея (не художественного, а исторического или этнографического), энциклопедии, книги всегда чувствуется в ее проектах, они также часто демонстрируются в помещениях вне чисто художественного контекста (Музей Фрейда, баптистская церковь). Последняя, самая крупная, выставка Хиллер прошла в Галерее Тейт в Лондоне весной 2011 года.


О чем все это

©  Tony Kyriacou / Rex Features / Fotodom

Выставка Сьюзан Хиллер в галерее Тейт в Лондоне. 2011

Выставка Сьюзан Хиллер в галерее Тейт в Лондоне. 2011

Часть материала, с которым работает Хиллер, связана со сферой паранормального, точнее, не с самим паранормальным и оккультным (художница неизменно сохраняет ясность ума и рационализм), а с их отражением в зеркале массовой и повседневной культуры (сны, рассказы про НЛО, про переживания людей в момент клинической смерти, спонтанное творчество, мифология материнства и т.п.). Сфера паранормального притягивает современного человека, который ищет в ней утешения и прорыва в область надежды по сравнению с повседневным фоном капиталистической эксплуатации и тяжкого бремени постоянного потребления. Художница относится к этой тяге к паранормальному с уважением и без всякой иронии, хотя сама и не принимает все это на веру.

Кроме того, для Хиллер выбор «повседневных» тем — это политический, феминистский выбор. Патриархальное общество заталкивает женщину в сферу быта и семьи, милостиво оставляя ей сферу «природного», иррационального, чувственного и эмоционального, что одновременно притягивает мужчин и позволяет им считать женщину существом второго сорта. Хиллер откровенно присягает этой «женской» сфере, но, во-первых, показывает ее универсальность, а во-вторых, работает с ней, а не просто живет внутри нее, — позволяет себе выйти за ее пределы на «мужскую» (как считает общество) позицию наблюдателя и исследователя. Это особенно шокировало зрителей в ее ранней работе, связанной с материнством (см. ниже).


Главные проекты

Ранние концептуальные проекты. 1970—1984

©  Susan Hiller. Courtesy Timothy Taylor Gallery, London

Susan Hiller. Recent Work. 1972-73

Susan Hiller. Recent Work. 1972-73

Первые проекты Хиллер были, как и у многих выдающихся авторов (например, Марселя Бротарса или Джона Балдессари), связаны с уничтожением собственных произведений. В проекте «Блоки живописи» (1970—1984) она разрезала свои холсты на куски и сшила их в толстые пачки, похожие на минималистские кубистические скульптуры. В проекте «Реликвии» (с 1972-го по настоящее время) она сжигает свои картины и бережно хранит пепел в сосудах, расставленных как в химической лаборатории. Это прямо воспроизводит одну из ранних идей Малевича, высказанную им в статье «О музее» (1919), но статья эта даже сейчас малоизвестна, а в 1970-х еще не была переведена. В работе «Произведение в процессе» (Work in Progress) (1980) Хиллер на глазах у зрителей в галерее нить за нитью расшивала свои собственные холсты и сплетала эти нити в косы и другие странные сюрреалистические «куклы», визуализируя творчество как растворение материального и как субъективную игру.

«Посвящается неизвестным художникам» (Dedicated to the Unknown Artists). Инсталляция из 350 открыток, таблиц и карт, соединенных в 14 панелей. Каждая панель 66х104.8. 1972—1976

©  Susan Hiller. Courtesy Timothy Taylor Gallery, London

Susan Hiller. Addenda to Dedicated to the Unknown Artists. 1978

Susan Hiller. Addenda to Dedicated to the Unknown Artists. 1978

Одна из самых известных работ художницы, для которой она собрала множество старых открыток с изображением бушующих волн, разбивающихся о скалистый берег. Этот мотив чрезвычайно популярен в массовой культуре до сих пор, обычно эти открытки подписаны словами «Бурное море» (Rough Sea). Художница методически классифицировала открытки по месту съемки, подписи и формату. Очевидный сюжет работы — одомашненное «возвышенное», массовая культура как сфера укрощенных бурных эмоций. Но название отсылает также и к неизвестным, невидимым авторам этих фотографий, которые имеют шанс попасть в историю искусства только благодаря вмешательству художника-коллекционера. Как это ни покажется сегодня странным, работа вызвала огромное возмущение английских концептуалистов, которые сочли ее профанацией их методов на каком-то ничтожном материале.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • zAdorno· 2012-02-03 15:38:53
    Прекрасный материал, иллюстрирующий мутацию концептуализма в дизайн среды обитания и индустрию развлечений.
  • Aleks Tarn· 2012-02-04 12:32:14
    J. Street следует перевести как "Улица Ж.", а не как "Улица Е."
    Для американо-еврейского уха (а оба необрезанных уха г-жи Хиллер именно таковы) разница между Jew и Jewish представляется весьма чувствительной, и немецкие Юденгассе в ее понимании относятся именно к первому классу.

    Кстати, антропологический вопрос: отчего это среди адептов ТНСИ так много евреек?
  • zAdorno· 2012-02-04 13:45:08
    Вопрос философский. Много не только евреек, но в основном т.н. современное ис.-во сформировали евреи-теоретики и евреи-практики(художники). Вероятно, можно вспомнить Шмот 20:4 и 20:20. Прибавляем марксизм(!). Тщательно перемешиваем - contemporary art. Если в двух словах.
Читать все комментарии ›
Все новости ›