Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы.

Оцените материал

Просмотров: 20621

Недко Солаков и его одиннадцать историй

Екатерина Лазарева · 09/11/2010
Экзистенциальные переживания и ироничные наблюдения как успешный метод покорения Запада

Имена:  Недко Солаков

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989-1990

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989-1990

Кто он такой
Болгарин Недко Солаков (Nedko Solakov) — один из наиболее востребованных и успешных на Западе восточноевропейских художников. Он родился в 1957 году в болгарском городе Червен-Бряг, в 1981 году окончил Софийскую художественную академию по классу настенной живописи, а в 1985—1986-м учился в Nationaal Hoger Instituut voor Schone Kunsten в Антверпене. Накануне падения Восточного блока он перешел от станковой живописи к концептуальным объектам. В 1986 году вместе с коллегами-живописцами организовал группу «Город» и провел одноименную выставку без картин, где были показаны только объекты и инсталляции. Начиная со Стамбульской биеннале 1992 года Недко Солаков стремительно завоевывает Запад и мир — Aperto в Венеции в 1993-м, биеннале в Сан-Паулу в 1994-м, «Манифеста-1» в Роттердаме в 1996-м. Его популярность растет как снежный ком: Солаков участвует во множестве групповых выставок и биеннале, а в 2007-м, после 52-й Венецианской биеннале (где он был удостоен «Почетного упоминания») и «Документы-12», становится одним из ведущих мировых художников. Солаков работает в основном по приглашению европейских и международных кураторов, поскольку на родине найти деньги на его проекты почти невозможно. В родной Болгарии Солаков выставляется не часто, в прошлом году у него была большая ретроспектива, первая за двадцать лет (в 1990-е удавалось показать лишь скромные проекты). Он активно участвует в работе независимого Института современного искусства Софии (возглавляемого Ярой Бубновой) и всячески стремится помочь местной ситуации. В 1999 году Солаков инициировал выставку Locally Interested — умное и теплое знакомство с ведущими мировыми художниками, такими как Даглас Гордон, Питер Коглер, Олег Кулик, Пипилотти Рист, Риркрит Тиравания и Ури Цайг, о которой писала в «ХЖ» Мила Бредихина. В 2001 году художник сыграл роль в фильме Олега Мавромати «Самое большое кюфте в мире».

©  Nedko Solakov

Недко Солаков

Недко Солаков

Что он делает
У Недко Солакова есть любимые медиа, но нет узнаваемого почерка, если не считать его собственный почерк, которым написаны на стене его истории-рассказы, являющиеся неотъемлемым компонентом многих работ. Солаков делает рисунки, объекты, инсталляции и видео, а также устраивает перформансы и интервенции в общественном пространстве. Стилистически его работы напоминают то графику Пепперштейна, то объекты Тишкова, но в отличие от казуса с русскими художниками, которые продолжают оставаться очень изолированными, все это оказалось актуальным и необыкновенно востребованным западной и интернациональной художественной сценой.

О чем все это
Солаков ставит перед западной институциональной системой обезоруживающе прямые, подчас провокативные вопросы, хотя его ироничный и лирический голос не позволяет назвать художника радикалом. Как правило, даже в тех случаях, когда речь идет о персональных мифах, они легко могут быть поняты в любой точке земного шара и связаны с актуальными проблемами человечества. Трогательная наивность и остроумная дерзость странным образом уживаются в его работах, представляющих редкий микс критики и лирики. Солаков говорит на экзистенциальные «вечные» темы с помощью ярких и ясных метафор. Он часто играет с ожиданиями зрителя и вообще с тем контекстом, в котором создаются и выставляются его работы. Художник говорит: «Я верю, что через юмор и сарказм затрагиваю действительно важные темы». Сайт Московской биеннале пишет, что его работы «многосмысловы», но, кажется, речь идет о парадоксальности, двусмысленном сочетании иронии и серьезности, хитрости и открытости.


Главные проекты

«Совершенно секретно» (Top Secret). 1989—1990

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989-1990

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989-1990

Наиболее известный проект Солакова, выполненный в форме персонального архива, представляет собой исповедь художника, признающегося в сотрудничестве с органами болгарской госбезопасности. В молодости Солакова действительно угораздило стать информатором примерно на восемь лет, а в 1983-м он сам вышел из игры. К 1989 году он считал этот факт своей биографии постыдной тайной и, хотя никакое официальное разоблачение ему не грозило, решил разоблачить себя сам в такой артистической форме. Сам ящик с карточками представлял собой рукописную картотеку с разными историями и рисунками, реальных документов в нем не было — поверить художнику можно было только на слово. Созданный на волне бархатной революции 1989 года, этот проект был показан в Софии весной 1990-го и вызвал бурную реакцию общественности. В местной печати был опубликован подробный исповедальный текст, который с тех пор сопровождает проект, ставший иконой своего времени — эпохи падения коммунизма и развала Восточного блока. После этого проект, в частности, выставлялся на «Документе-12» (2007) в сопровождении видео, где Солаков зачитывает свои карточки.

«Новый Ноев ковчег» (New Noah’s Ark). 1991—1992

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Новый Ноев ковчег. 1991-1992

Недко Солаков. Новый Ноев ковчег. 1991-1992

История о том, как однажды утром некоему современному Ною явились на полу его ванной загадочные существа из другого, погибшего мира. Под подушкой он находит камень со словом «ты» и получает указание спасти их (а отнюдь не свой мир, обреченный на гибель в тот же день). Гранитный камень, дюжина акварельных рисунков с изображением ковчега, шумовая музыка и около сотни ярко раскрашенных пластиковых существ, предназначенных к чудесному спасению, составили первую большую нарративную инсталляцию художника, которая была показана на 3-й Стамбульской биеннале (1992) и положила начало его стремительной международной карьере.

«Жизнь (черное и белое)» / A Life (Black and White). 1998

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Жизнь (черное и белое). 1998

Недко Солаков. Жизнь (черное и белое). 1998

Еще один хит Солакова; эта инсталляция пользуется фантастическим успехом (на 2-й Московской биеннале в 2007 году она была показана в семнадцатый раз). На сайте художника есть подробная инструкция о том, как нужно выставлять эту работу, а весь ее тираж в количестве пяти экземпляров находится в музейных и частных коллекциях. Два маляра, следуя друг за другом, красят стены выставочного зала по кругу, один белой краской, а другой следом — черной. Доступность метафоры о том, что жизнь — чередование черных и белых полос, и аналогия с бесконечным взаимопоглощением Инь и Ян, а также модная процессуальность делают «Жизнь» идеальным примером «биеннального» искусства. В Москве эти отделочные работы, организованные художником, иронично перекликались с самой площадкой — свежевыстроенными и неотделанными пространствами башни «Федерация».

«Заявление» (Announcement). 1999

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Заявление. 1999

Недко Солаков. Заявление. 1999

После тридцатилетнего отсутствия Болгарии в ряду стран — участниц Венецианской биеннале куратору Яре Бубновой и художнику Недко Солакову удалось добиться участия Болгарии в официальной программе биеннале 1999 года. Реализованный Солаковым официальный проект представлял собой 15 тысяч открыток и 200 маек с изображением болгарского флага, надпись на котором на трех языках гласила: «Очень важное сообщение. После почти 30-летнего отсутствия в ряду официальных участников Венецианской биеннале Республика Болгария имеет честь заявить о собственном участии в следующей биеннале в 2001 году». К сожалению, обещанного не случилось, и у Болгарии по-прежнему нет своего павильона, как у многих других восточноевропейских стран. А своим проектом Солаков положил начало целой череде ироничных художественных высказываний на тему болгарской культурной политики.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • andreason· 2010-11-09 14:25:23
    Большое спасибо за материал. Еще один достойный представитель современного искусства не останется без внимания начинающих искусстволюбителей.
  • serge· 2010-11-09 22:57:18
    Отличная статья. Во-первых, четко структурированная. Во-вторых, очень информативная. В-третьих, аффтар умер в своем персонаже, что, к сожалению, бывает так редко. Обычно арт-критики используют художника, о котором пишут, как фон для рассказа о себе, любимых. Здесь этого нет. Ну и персонаж достойный - работы Солакова на любой мегавыставке выделяются своей "вещностью", продуманностью, уважением к зрителю.
Все новости ›