Оцените материал

Просмотров: 88796

Ханс Хааке и его политические исследования

Ксения Гурштейн · 08/06/2009
Главные работы

1. Куб с конденсацией (Condensation Cube). 1963—1965

Одна из лучших ранних работ Хааке. Материалы: плексиглас, вода, свет, потоки воздуха, температура в выставочном пространстве. В прозрачном, герметичном, пластмассовом кубе есть вода. На куб направлен яркий свет. Постепенно температура внутри него становится выше температуры внешней, вода начинает конденсироваться. Маленькие капли превращаются в большие, большие капли — в потоки, потоки начинают стекать и двигаться по стенкам куба, движимые незаметными изменениями в потоках воздуха выставочного пространства — включая, например, дыхание посетителей. О «Кубе с конденсацией» Хааке написал: «…процесс конденсации не прекращается. То, как выглядит ящик, медленно, но постоянно меняется и никогда не повторяется. Эти условия сходны с живым организмом, который гибко реагирует на окружающую среду. То, как будет выглядеть конденсация, нельзя точно предсказать. Она свободно меняется, ее пределами являются только статистические ограничения. Мне нравится эта свобода».

Куб с конденсацией. 1963-65

Куб с конденсацией. 1963-65

Другие работы того же периода включают в себя «Синий парус» (Blue Sail). 1965 (коллекция San Francisco Museum of Modern Art, см. тут и тут): подвешенный над переносным вентилятором кусок ткани колеблется и меняет форму в зависимости от направления струи воздуха. В 2008 году в галерее Полы Купер (Paula Cooper Gallery) была воспроизведена схожая с «Синим парусом» работа «Широкий белый поток» (Wide White Flow). Медитативное видео можно посмотреть здесь.

В 1965 году Хааке написал своего рода манифест, объясняющий логику его тогдашнего творчества. Он гласил:

...создай что-то, что чувствует свою окружающую среду и реагирует на нее, меняется, является нестабильным...
...создай что-то неопределенное, чей внешний вид постоянно меняется, чья форма не может быть точно предсказана...
...создай что-то, к чему «зритель» должен прикоснуться, с чем он может играть и что он таким образом может оживить...
...создай что-то, что живет во времени и заставляет «зрителя» ощутить время...
...сформулируй что-то Естественное...


Среди других ранних работ Хааке — эфемерная «Трава растет» (Grass Grows) (картинку можно посмотреть здесь), которую он показал в феврале 1969 года на выставке «Земляное искусство» (Earth Art) в Корнельском университете. Там же были показаны «Брызги итакского водопада, замерзающие и тающие на веревке, 8, 9, 10... февраля 1969» (Spray of Ithaca Falls, freezing and melting on a rope, February 8, 9, 10… 1969). К концу 1960-х эксперименты Хааке с процессами природы достигли вроде бы предельной, хотя и обманчивой простоты. Постепенно он стал интересоваться не только базовыми физическими элементами окружающего мира, но и процессами — тоже одновременно и предсказуемыми, и уникальными — в мире животных. В 1969 году в работе «Вылупление птенцов» (Chickens Hatching), которую можно увидеть здесь, он поместил в галерею восемь инкубаторов с яйцами и стал ждать результатов. В том же году он создал «Муравьиный кооператив» (Ant-Coop), где наблюдал за установлением в муравейнике социальных связей и сопряженного с ними взаимодействия. В каком-то смысле движение в сторону дальнейшего интереса к социальным системам среди людей стало очевидно уже тогда.

2. Новости (Nachrichten). 1969. Kunsthalle, Дюссельдорф

Новости (Nachrichten). 1969

Новости (Nachrichten). 1969

К концу 60-х Хааке постепенно стал переходить от систем природных к системам социальным. На выставке «Горизонт-69» (Prospect 69) художник поместил в зале телекс, который в реальном времени выдавал и распечатывал все новости немецкого агентства новостей DPA. Новости лезли из машины, как каша из волшебного горшка, и оставались в зале, сначала для чтения, потом в форме документации (или макулатуры). В технологическом плане это было первое использование подобного детища прогресса в музее и первая прямая трансляция новостей в нем. На заре эпохи СМИ — не только средств, но еще и систем распространения массовой информации — гора моментально устаревающих новостей была ранним призывом задуматься о том, кто стоит за этими новостями и откуда берется наша уверенность в собственном понимании происходящих вокруг событий. Аудиоописание работы здесь. Вариант 2008 года можно посмотреть тут.

3. Опрос в Музее современного искусства (MoMA Poll). 1970. Музей современного искусства (Museum of Modern Art), Нью-Йорк

Эта инсталляция была создана для легендарной выставки «Информация» куратора Кинастона Макшайна. На ней он представил работы художников из разных стран,
Опрос в Музее современного искусства (MoMA Poll). 1970

Опрос в Музее современного искусства (MoMA Poll). 1970

которые к началу 70-х стали превращать искусство из источника абстрактного, необъяснимого эстетического удовольствия в носитель конкретной информации. Выставка проходила в нью-йоркском музее МоМА — старейшем и самом престижном в мире музее современного искусства. Членом попечительского совета музея среди прочих был тогдашний губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер, который баллотировался на переизбрание на этот пост и несколько раз пробовал баллотироваться на пост президента США.

Работа Хааке называлась «Система как искусство: изыскание, алгоритм для ответов, визуализация откликов». Он повесил на стене вопрос: «Мог бы тот факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику Ричарда Никсона в Индокитае послужить для вас причиной не голосовать за него в ноябре?» Посетители могли ответить на вопрос «да» или «нет» путем голосования, бросив бюллетень в прозрачные урны. К концу выставки ответов «да» было в два раза больше, чем ответов «нет». (После смещения Никсона Рокфеллер стал вице-президентом при президенте Джеральде Форде.)

4. Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и др., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971 (Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971). 1971

Эта работа — событие, которое до сих пор считается самым знаковым в художественной карьере Хааке. В «Шапольски и др.», предназначенной для его персональной выставки в Музее Гуггенхайма — достижения весьма значительного, — Хааке представил в документальной форме сведения о двадцатилетней коммерческой деятельности некоего Хэрри Шапольски. Тот был владельцем нью-йоркской риелторской фирмы и другом и деловым партнером нескольких членов попечительского совета музея. Работа включала в себя 146 фотографий недвижимости на Манхэттене, шесть фотографий переговоров, текст-объяснение и карты двух «проблемных» районов города, Гарлема и Lower East Side, где арендодатели получали огромную прибыль, заставляя арендаторов жить в ужасных условиях. Под каждой фотографией были даны адрес здания и описание финансовых операций, с ним связанных.

Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и пр., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971

Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и пр., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971

Хотя сам Шапольски непосредственного отношения к музею не имел, он был влиятельной фигурой с влиятельными друзьями. Когда Хааке отказался убрать работу с выставки, выставка была отменена за шесть недель до открытия. Волна протеста против цензуры со стороны художественного сообщества была впечатляющей. Художники заняли здание музея, и многие присоединились к бойкоту: Даниель Бюрен (Daniel Buren), Дэн Грэм (Dan Graham), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Роберт Смитсон (Robert Smithson) и другие. Куратор выставки, Эдуард Фрай (Edward Fry), тоже остался на стороне художника, за что был уволен. Выставка так и не состоялась, но механизмы воздействия реальной грубой финансовой силы на чистый мир искусства были обнажены, чего Хааке, собственно, и добивался.

Инцидент этот радикализовал его стратегии и положил знаменательное начало ряду последующих столкновений с цензурой. В США Хааке, правда, не выставлялся на протяжении последующих пятнадцати лет и продолжал работать в основном благодаря поддержке частного дилера Джона Уэбера. По словам немецкого искусствоведа Вальтера Грасскампа, оказалось, что «именно покровители искусства угрожали его автономии и выставляли всем на посмешище его культурный престиж... Цензура Гуггенхайма внезапно сделала идеологическую роль и культурно-политическую власть посредников, собирателей и меценатов центральной темой творчества Хааке».

В 1974 году Хааке взял реванш, продокументировав на этот раз уже неоспоримые связи попечительского совета Музея Гуггенхайма с корпорацией, занимавшейся эксплуатацией труда в Чили.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • oleo· 2009-06-09 03:15:35
    ребята, а кто автор материала?
Все новости ›