Вокруг крутилась масса активных художников, и они, зная примерно, что нужно, готовы были подсунуть свою продукцию.

Оцените материал

Просмотров: 27335

Машина всесоюзной выставки

Глеб Напреенко · 01/11/2011
Как в СССР художники делали выставки без кураторов, кто тогда получал откаты, чья цензура была самая щадящая и многое другое

Имена:  Михаил Лазарев

©  Г. Нечипоренко

Г. Нечипоренко. Не сезон. 1971  - Г. Нечипоренко

Г. Нечипоренко. Не сезон. 1971

Мы с фотографом Евгением Гурко поднимаемся по лестнице; в конце пролета — старая табличка, на которой по трафарету, напоминающему о работах Ильи Кабакова, выведено белой масляной краской: «Научно-исследовательский институт». Это НИИ теории и истории изобразительных искусств; в комнате номер 8, за дверью, крашенной, кажется, той же шероховатой масляной краской, нас ждет искусствовед Михаил Лазарев. С ним мы побеседовали о феномене всесоюзных выставок.

Михаил Павлович Лазарев родился в 1938 году, закончил отделение истории искусств истфака МГУ, работал в отделе пропаганды Союза художников, позже был главным редактором журнала «Искусство», ныне заведует отделом художественной критики в НИИ теории и истории искусств. Его высказывания о СССР, как и о современной реальности, в целом иронически-скептические.

Михаил Павлович рассказывает о продуманной системе, созданной вроде бы во благо людей и искусства, однако люди и искусство, существуя в ней, постоянно изворачивались; например, в рамках централизованной экономики художественных заказов обнаруживались сговоры — ростки частного предпринимательства.


Во время беседы где-то на краю сознания у меня несколько раз возникал смутный, но очень настойчивый образ: будто сквозь всю серость и рутинность описываемой реальности проступает мифический, призрачный костяк другой, неслучившейся, невозможной страны. Не берусь однозначно проинтерпретировать, что за страна мне мерещилась: та, которая еще проектировалась работами конструктивистов во времена первых всесоюзных выставок, та монструозная махина, которая создавалась в сталинское время, или, наконец, что-то из альтернативной истории в духе Владимира Сорокина или Павла Пепперштейна.


— Если я правильно понимаю, всесоюзные выставки — это групповые выставки всего Союза художников, главные выставки для тогдашних живописцев, скульпторов, мастеров прикладного искусства и т.д. С какого времени вы их застали?

— С 1960-х годов, когда эти выставки начали проходить в Манеже, — в 1957 году его освободили от кремлевского гаража. До Манежа такие выставки проходили в Третьяковке, Пушкинском, Историческом музеях — начиная с основания Союза художников в 1932 году. С 1980-х годов стали устраивать выставки также и в ЦДХ. Мне кто-то говорил, что ЦДХ построен на основе проекта универмага, — архитектор Сукоян с соавторами немного его переделали. Я, кстати, сыграл свою роль в этом проекте: когда его утверждали, я посмотрел и общественного сортира на плане не обнаружил — только служебные. В универмаге, видимо, не было сортира для публики. Только тогда и исправили.

— Были ли какие-то выставки, аналогичные по масштабу всесоюзной?

— Всесоюзные были, конечно, самыми большими. Были еще аналогичные выставки Союза художников России, где не были представлены другие республики.

— Какую роль вы играли во всесоюзных выставках?

— Я занимал должность в отделе пропаганды Союза художников СССР. В итоге меня выперли, так как я был беспартийный, да еще и переписывался со своим кузеном, писателем Сашей Соколовым (находившимся в эмиграции. — OS). Отдел пропаганды был, по сути дела, отделом выставок, в том числе мы занимались и всесоюзной. В Союзе было правление, которое собиралось раз в год или полгода, был секретариат, который собирался еженедельно, и были разные отделы, где люди постоянно работали, в том числе и наш.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • fuckT· 2011-11-04 10:30:43
    Спасибо, отличная статья.
Все новости ›