Оцените материал

Просмотров: 210467

Где учиться современному искусству в Европе

05/05/2009
Страницы:
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Во многих упомянутых школах тоже есть postgraduate programms. А вот здесь — только они. Как уже говорилось, это наиболее перспективный путь, но, чтобы сюда поступить, нужно уже что-то собой представлять, иметь высшее образование и опыт участия в выставках или аналогичных проектах.

Рейксакадемия, Амстердам

©  constantdullaart / flickr.com

Мастерская в Райксакадемии

Мастерская в Райксакадемии

Оптимальный вариант для «уже начавшего» художника. Рейксакадемия — идеальное место быть замеченным: сюда приезжают директора музеев со всего мира.

Это не классическое образование, а «резиденции» — место для работы молодых художников со всего мира, только половина из которых голландцы. В их распоряжении — мастерская, техническое оборудование, небольшой бюджет на производство работ и технические специалисты в области видео, звука, дерево- и металлообработки, стекла, инженерного дела, графической печати и т.п., которые дают рекомендации и могут научить разным премудростям. Кроме того, творчество художников в мастерских наблюдает группа «советников» из 30 человек, состоящая из известных художников, кураторов, арт-критиков и теоретиков. Среди «советников» 2009 года — мексиканский художник Карлос Аморалес, известнейший куратор и директор музея Ван Аббе в Эйндховене Чарльз Эше (Charles Esche), сокуратор последней Берлинской биеннале Елена Филипович (Elena Filipovic), кубинский художник и участник 1-й Московской биеннале Карлос Гарайкоа и другие.

Общение с официальными «советниками», как и с другими периодически заглядывающими профессионалами, проходит в режиме studio visits, когда художники представляют свое творчество у себя в мастерской. Таким образом завязываются связи в профессиональном мире.

Среди известных российских художников, побывавших в Рейксакадемии, Ольга Чернышева.

Продолжительность «резиденции» 1—2 года. Рассчитано на молодых художников с высшим образованием или опытом профессиональной деятельности от 3 до 5 лет. Общение проходит на английском языке.
Для участия в программе «резиденций» необходимо заполнить заявку на сайте Рейксакадемии до 1 февраля. На первом этапе конкурс проходят отправленные заявки и визуальные материалы. На втором — кандидаты приглашаются на собеседование. Определяющими являются художественное качество работ, мотивация и потенциал развития. Примерно из тысячи поступающих отбирают 25 молодых художников. Средний возраст участников — тридцать лет.
Прошедшие отбор художники вносят 2000 евро за год при поступлении, но при этом получают стипендию на расходы, связанные с проживанием (в 2008 году она составила 11 тысяч евро в год). Получив подтверждение о зачислении, студент содействует администрации академии в поиске гранта, как правило, из страны своего проживания; в идеале он должен достигать 12 500 евро в год. При нахождении соответствующего гранта студенту возмещают 2000 евро, уплаченные при поступлении.


Королевский колледж искусств, Лондон

©  Alys Tomlinson

Где учиться современному искусству в Европе
По части современного искусства (помимо дизайна, моды и т.п., которым тоже тут можно учиться), есть отделения живописи, фотографии, печати, скульптуры и междисциплинарная студия рисования. Кроме того, здесь есть междисциплинарное отделение критики (Critical & Historical Studies) и кураторское отделение.

Отделение живописи закончили Трэйси Эмин, Крис Офили и другие суперизвестные британские художники включая Дэвида Хокни. Скульптуру — Гэвин Турк, Динос Чепмен. На отделении фотографии учились нынешние молодые звезды Руна Ислам, Морин Палей, Маргарет Солмон — в общем, ясно, что место очень «карьерогенное», хотя и очень и очень дорогое.

Постдипломное образование в области современного искусства и дизайна (MA — 2 года, MPhil — от 2 до 4 лет, PhD — от 4 до 6 лет). Зачисление по портфолио и (если пригласят) собеседованию, причем на собеседование можно принести сами работы, даже большую живопись. Стоимость: около £22 850 в год.

Академия Яна ван Эйка, Маастрихт

©  likenoone.egloos.com

Где учиться современному искусству в Европе
Очень важное место. Художники, дизайнеры и теоретики с уже законченным высшим образованием (MA) занимаются здесь исследованиями — которые могут принять и форму произведения искусства. Они подают аппликацию на собственное исследование или могут включиться в исследования, инициированные самой академией. Например, в этом году (прием аппликаций уже закончен) выдвинуты среди прочих такие темы: «После 1968-го. Что такое «политическое»?», «Отрицание дизайна», «Воображаемая собственность», «Мультикультурное и антимодернистское».

Тут ежедневно происходят дебаты, дискуссии, лекции и открываются различные выставки. Это не учебное заведение, здесь нет профессоров и преподавателей, здесь все — исследователи. Однако есть «советники по исследованиям», с которыми можно заниматься. В этом году, например, это британская художница Имоджен Стидуорси, которая сделала очень запоминающуюся инсталляцию на последней «Документе».

Здесь принимают на год, два или на срок проекта, и поэтому количество мест каждый год разное, но примерно это по восемь на каждом из трех отделений (искусство, дизайн, теория). Для производства различных исследовательских продуктов — книг, фильмов, инсталляций, серий фотографий и так далее — есть все технические возможности, мастерские и ассистенты. Академия выступает продюсером и дистрибьютором этих продуктов.

В списке тех, кто здесь побывал, есть целый ряд художников из Восточной Европы, а из русских засветился Виктор Алимпиев. Дедлайн в этом году был 13 апреля.

Высший институт изобразительных искусств Фландрии, Гент

Очень престижное место. Постдипломное образование в области визуальных искусств продолжительностью в 2 года. Нечто среднее между классическим обучением и «резиденцией» для молодых художников с упором на индивидуальной практике. Учебные курсы сочетаются с лекциями и посещением мастерских (studio visits) приглашенными художниками, кураторами, критиками и теоретиками.

Среди настоящих и прошлых приглашенных преподавателей — куратор Ярослава Бубнова, французский художник Пьер Бисмут, куратор и критик Елена Филипович, художница, философ и теоретик Марина Гржинич, художник Кенделл Гирс и другие.

Стоимость: регистрационная плата 1000 евро в год + однократный взнос 300 евро.

Павильон при Пале-де-Токио, Париж

Эта учебная программа лабораторного типа основана на общении и взаимодействии между ее участниками — молодыми художниками со всего мира, что должно расширить их опыт и обогатить личную практику. Индивидуальное творчество происходит параллельно коллективной работе над групповой выставкой — это итог обучения. Программа предусматривает путешествия и серию воркшопов во Франции и других странах, а также встречи с художниками, кураторами и критиками, в основном французами. Минусы подобной программы — неизбежность конфронтаций в среде участников, а также необходимость подстраиваться под политику институции, хотя прошли те времена, когда участников программы принуждали участвовать в рекламных выставках (например, «Ультракожа» под спонсорством Nivea в апреле 2006 года).

Продолжительность обучения — 8 месяцев. Рассчитано на молодых художников и арт-критиков с высшим образованием (эквивалент Master, т.е. 5 лет обучения) или опытом профессиональной деятельности. Знание французского и (или) английского языка обязательно. Руководитель программы — французский художник Анж Леччиа.
Около десяти участников программы выбираются из более чем трехсот кандидатов на основе рассмотрения портфолио и проекта на заранее объявленную тему (к примеру, в этом году темой проекта стала память). На заключительной стадии происходит собеседование. Стоимость — около 300 евро при зачислении, около 190 евро за студенческую страховку. Затраты на визы и поездки, предусмотренные программой, за свой счет. Зато участники программы получают ежемесячную стипендию, которая в 2008/09 учебном году составляла 1000 евро.


Национальная школа изобразительных искусств, Лион

Постдипломное образование продолжительностью в 1 год, рассчитанное всего на пять студентов. Нечто среднее между классическим обучением и «резиденцией» для молодых художников. Учебные курсы сочетаются с лекциями приглашенных преподавателей и индивидуальными встречами с ними студентов, а также учебными поездками в другие страны. Среди приглашенных лекторов — философ Ален Бадью, художница Елена Ковылина, художники Васко Арауджо, Оливье Моссет (Olivier Mosset) и др.

Стоимость: бесплатно, студенты получают стипендию в 4000 евро. Дата аппликации — 15 мая.Материал подготовлен при участии Елены Яичниковой


Еще по теме:
Художник как исследователь: как, где, зачем, 04.05.2009
Елена Яичникова. Студент не должен быть «глуп, как живописец», 04.05.2009
Диана Мачулина. Где учиться современному искусству в России, 22.04.2009
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • king_of_the_pirates· 2009-05-05 20:36:30
    спасибо вам огромное за материал, поистине бесценный. я бы мечтал об аналогичном материале, но для других сфер. потому что, например, не очень понятно, где и как лучше получить за границей искусствоведческое или культурологическое образование, т.е. просто хорошее гуманитарное образование, которое и даст необходимый кругозор, и позволит остаться дальше жить и работать в Европе.
  • degot· 2009-05-05 21:54:13
    Все будет! Разберемся и напишем. Дайте время
  • sanchezo· 2009-05-07 14:03:36
    Отличный материал! Хотелось бы что-то подобное прочитать но про кинематографическое образование. А так как вы написали "все будет!", то безоговорочно верю и жду =)
  • Polina· 2009-05-08 03:39:19
    Спасибо за своевременный материал. Неадекватность образования наших художников давно меня беспокоит. Казалось бы, работникам языка должно быть труднее пересекать границы, ан нет, оказывается, дело в зачатках философии и истории литератур и идей, а не тех. навыках. Поэтому лингвистов я встречаю за рубежом в самых разнообразных сферах от экономики до политики, а художников - рисующими портреты на улицах.
    К сожалению, первый вариант - ехать туда сразу после школы - отсеянный вами, видится мне оптимальным, ибо 5 лет в русском художественном вузе убивает в ребятах последние зачатки современного конкурентоспособного художника. Плюс то, что вы верно отметили про излишнее веселье русского студента.
    Здесь ещё смолоду привыкли получать халявные мастерские. В Лондоне художники работают где могут, чтобы наскрести на оплату своих крошечных студий!
    Вот бы вы ещё проанализировали, насколько искусство художника зависит от его внутренней свободы, которую ведь тоже так трудно воспитать и так легко загубить! Считаю, что образование (или даже просто долгое пребывание) в Европе помогает развить в себе это чувство самоиронии, без которого искусство не будет современным.
  • nota_be· 2009-05-08 10:38:21
    Уважаемая Полина!
    Вам не стоило бы быть такой категоричной, совершенно не разбираясь в вопросе. По поводу мастерских – молодым их получить совершенно невозможно. На то, чтобы вырвать себе угол у мосховской геронтократии, может уйти вся молодость. Те молодые, кому досталась мастерская от родителей, вынуждены платить такие взятки, чтобы ее сохранить, что проще снимать крошечную комнатушку. Но если на Западе можно получать гранты, то у нас их не существует.
    А что касается рисующих на улицах – вы ходите не в те места, где можно встретить русских художников. Попробуйте зайти на менее туристические и более интеллектуальные территории – на биеннале или в музей современного искусства, а то лингвисты там представлены только в виде милых переводчиц, сопровождающих деятелей искусства. Но очень редко – так как для лингвистов перевод бесед о современном искусстве является почти непосильной задачей, несмотря на знание философии и истории литератур и идей.
  • Art_gav· 2009-05-11 13:13:27
    Про комментарий Полины.
    Все прекрасно, вы, наверно, отлично разбираетесь в нашем образовании. Гм.
    Но только вот чтоб убить индивидуальность, нужно чтобы она была.
  • Polina· 2009-05-13 02:35:10
    Ну, значит не зря я журфак закончила: написала категорично, и вот 2 коммента заслужила! ))
    Конечно, переводчик (на выставке! представляю, какие там бюджеты на перевод выделяются! А в Европе ещё часто на таких мероприятиях volunteers используются, т.е. бесплатно - много, кстати, вы бесплатно работающих (русских) художников видели?!;) так вот, переводчик на выставках на такой же низшей ступени стоит, что и художник на улице. Слава богу, первому не надо столько сил на выбивание мастерских тратить. И на биеннале ноги зря не бьют: с последним английским художником, не получающим гранты, интереснее поговорить (дома за чаем), чем со средним нашим. Про наши начитанные звезды я не говорю.
    А звезд так мало! )
  • Polina· 2009-05-13 02:49:53
    Интеллектуальные территории вот какие: я получила MA in Arts Management в City University в Лондоне. Место неплохое, тем более когда находилось прямо в Barbican Centre. Мой бывший препод сейчас в Сотбисе работает, он сюда с лекцией приезжал, помните? Однокашники - по всему миру, просто класс! Но на художников там не учат. Да и на куратора лучше пойти в Слэйд или Голдсмит - точно не помню, где отдельный курс, которому позавидуешь - их досконально учат всем деталям!
    В Глазгоу неплохая считается арт школа (во всех смыслах).
    Вы спрашивайте - я, может, ещё чего вспомню )
  • bakuten· 2009-05-20 04:43:55
    Полина, а Вы не в курсе, где в Европе учат на аниматора? есть ли курсы анимации в художественных вузах? и наоборот - учат ли именно рисовать в анимационных школах?
  • zub4ik· 2009-10-22 19:44:40
    спасибо! очень интересный материал!
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:11:10
    "Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий."
    Совершенно все наоборот, к сожалению, тем больше вложишь в образование, тем выше будет Ваша зарплата..Элитные Школы никогда не бываеют БЕСПЛАТНЫМИ, Вы путаете их с университетами..и еще забыли сказать, что, например, во Франции, в Эколь де Бузар, принимают людей не старше 25 лет:( имеено в школах, опять же не путайте с университетом:)
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:14:55
    bakuten, конечно учат анимации!! еще бы:)
  • nata1111· 2011-09-11 19:04:19
    спасибо! очень актуально! не хватает информации о школах в более теплых местах как испания или италия.. было просто великолепно! =)
  • Fatima Medvedeva· 2011-09-19 23:31:04
    А я присоединяюсь к самому первому комментарию ещё 2009 года: расскажите, пожалуйста, про приличное искусствоведческое образование за границей и как его получить.
  • Alexey Gromov· 2011-10-07 12:07:15
    Перевестись из российского вуза в европейский можно и нужно!!! Я пропустил свою возможность так как поехал по обмену в берлинскую kunsthoschule на 5 курсе а возможость даётся до 3го курса..Вот так ! А перевести меня могли бы на бесплатную основу.
  • Alexandra Katonina· 2011-11-20 10:08:36
    Спасибо! А можно поподробнее про магистратуру в области дизайна? И про учебу в нехудожественных уни с дизайнерским факультетом?
    И кстати, есть ли подобный материал, где учат дизайну в России? Помимо Британки как минимум в Строгановке и Текстильном, но в Текстильном страшный бардак, это я вам как пятикурсница говорю.
Все новости ›