Оцените материал

Просмотров: 63338

Где искать современное искусство в Лондоне

Елена Зайцева · 14/10/2008
В Лондоне хорошее искусство живет не только в центре. Концы огромные! Для осмотра хотя бы только самых важных выставок три дня — это минимум

©  Stephen White

 ICA

ICA

Перед началом нашего века в преддверии открытия галереи Tate Modern лондонские институции заключили договор, что традиционные музеи будут заниматься искусством, созданным до 1900 года, а музеи современного искусства — после. По этому случаю Национальная галерея и Tate обменялись своими Моне, Сезаннами и Матиссами в соответствии с временным рубежом. И вот теперь назревает скандал: Национальная галерея объявила об открытии в ноябре инсталляции Эдда и Нэнси Кинхольц The Hoerengracht (1984), которая воссоздает атмосферу Квартала красных фонарей в Амстердаме, со всеми ужасами социального унижения и отчаяния обездоленных. Она разместится в прямом соседстве с освященными традицией картинами голландских мастеров XVII века. Таким образом, падет последняя цитадель верности старым мастерам. Современное искусство теперь можно будет увидеть в каждом крупном художественном музее Лондона.

Тон в современном искусстве Великобритании задают нонпрофитные галереи: Институт современного искусства, Whitechapel, Serpentine, Camden Arts Centre. Их кураторы определяют политику в современном искусстве и отбирают те явления, за которыми будущее. Местом добросовестной исторической репрезентации искусства ХХ века является Tate Modern. Крупнейшие игроки на рынке искусства — галереи White Cube, Gagosyan Gallery, Lisson Gallery, Haunch of Venison.

Как правило, вход в галереи свободный. Также свободен вход в постоянные экспозиции крупных музеев — Tate, Национальной галереи, V&A. Крупные выставки в музеях чаще всего платные, и билет стоит недешево.

Мы разделили обзор мест, где показывают современное искусство, по районам: на Запад, Восток, Север и Юг. Прежде всего, потому, что так, в первом приближении, мыслят деление своего города сами лондонцы.

ЗАПАД (West End)

С присущей этому народу политкорректностью, избегающей иерархий и централизации, лондонцы называют центр своего города «Западным краем» — West End. Именно в Вест-Энде находятся Пикадилли, Трафальгарская площадь, Вестминстер и Букингемский дворец — то, что мы, чужаки, привыкли считать центральными достопримечательностями.


ICA
(Институт современного искусства)
: безупречная репутация, демократичная обстановка
The Mall, London, SW1Y 5AH (в минуте ходьбы от Трафальгарской площади)
Ежедневно 12.00—19.00, четверг до 21.00. С 1 сентября вход свободный


Институт современного искусства, дорогой каждому россиянину тем, что здесь проходила первая выставка инсталляции Ильи Кабакова (1989), а сердцу британца — как место рождения брит-попа (в 1950-е это было место встреч Independent Group, на одной из которых Эдуардо Паолоцци впервые показал свои коллажи), отмечает в этом году 60-летие. Современное искусство само по себе вряд ли старше этой авторитетнейшей организации, образованной вскоре после Второй мировой войны. Празднование юбилея проходит с присущей данному учреждению свободой и футуристическим размахом: в течение года открывается 60 персональных выставок молодых художников, каждая из которых длится неделю. Таким образом, целому поколению молодежи институт помогает продвинуться. И они далеко не единственные, в чьей карьере институт сыграл решающую роль. В дни ярмарки Frieze на аукционе Sotheby’s будут продавать (!) коллекцию, принадлежащую ICA. Нет, это не опечатка: бескорыстная организация, каковой является Институт современного искусства, продает принадлежащую ей коллекцию на аукционе с целью заработать средства на свое развитие. Коллекция собиралась целенаправленно, в течение двух лет: кураторы ICA посетили художников, на судьбу которых институт оказал большое влияние, и попросили в благодарность подарить для аукциона по одной работе. Многие с радостью согласились.

В списке дарителей значатся: Питер Блейк, Марсель Бротарс, Питер Дойг, Нэн Голдин, Динос Чепмен, Энтони Гормли, Ричард Гамильтон, Дэмиен Херст, Илья и Эмилия Кабаковы, Барбара Крюгер, Йоко Оно, Томас Шайбиц и многие другие. Комментарии здесь излишни. Только организация с абсолютно безупречной репутацией и колоссальными заслугами перед культурой, каковой является ICA, может себе позволить такую вольность в обращении со своими знаменитыми экспонентами.

Отдельного внимания заслуживают проходящие здесь авангардные кинофестивали и музыкальные концерты. Это место прекрасно своей удивительно свободной атмосферой: в залах, книжном магазине и кафе здесь можно встретить как начинающих авторов, так и живых классиков, свободно попивающих газировку за соседними столиками.

Serpentine Gallery: место странное в хорошем смысле слова
Ежедневно 10.00—18.00, пятница до 22.00. Вход свободный

©  John Offenbach

 Serpentine Gallery

Serpentine Gallery


Павильон Serpentine посреди Гайд-парка — образец невиданного потлача, демонстрирующего богатство (в самом буквальном смысле) институции современного искусства. Каждое лето на лужайке перед галереей строится дорогущая недвижимость, которая стоит с конца лета до середины осени, а потом разбирается, исчезнув бесследно. В этом году павильон спроектировал Фрэнк Гери, построивший легкую, летящую конструкцию из канадского кедра и каленого стекла. Как это ни кажется странным, но открытый во всех направлениях (включая небо), полный солнечного света павильон хорошо защищает от ветра и дождя, а его внутреннее пространство располагает к общению даже с незнакомыми людьми. В нем так удобно сидеть, забравшись с ногами на не покрытые лаком теплые деревянные скамьи, образующие вытянутый в две линии амфитеатр.

С приходом в эту нонпрофитную галерею куратора Ханса-Ульриха Обриста ее выставочная политика приобрела качество непрерывной интриги: площадка стала более открытой для молодых художников из разных стран. Если же представлен известный классик послевоенного искусства, то часто — небесспорной (либо малоизвестной) стороной своего творчества. Поэтому сюда всегда интересно приходить, так как зрителю любого уровня гарантировано узнавание чего-то нового. Например, сейчас открыта выставка самых свежих по времени работ Герхарда Рихтера: серия 4900 Colours:Version I (2007—2008). Летом показывались живописные работы одной из первых мастеров европейского видеоарта Марты Лассинг, которые она исполнила в середине 2000-х, в возрасте 85—87 лет. Но также здесь бывают и масштабные ретроспективы: за прошедший год здесь проходили выставки Мэтью Барни и Дерека Джармана, полно и даже скрупулезно представляющие их эстетическую эволюцию. Здесь находится лучший в Лондоне магазин книг по современному искусству, который открыт даже в дни, когда галерея закрыта на подготовку новой выставки.

Вот уже третий раз в павильоне Serpentine проходит марафон, посвященный будущему современной культуры, в котором принимают участие известные художники, критики, архитекторы, философы, писатели. Это 24-часовое непрерывное интервью с ведущими деятелями актуальной мысли, ведет Ханс-Ульрих Обрист, который и организовал это событие. В этом году марафон проходит с 12 часов дня 18 октября до 12 часов дня 19 октября. Все происходит на свежем воздухе, нужно одеваться очень тепло.

Tate Britain: колыбель премии Тернера
Millbank SW1P 4RG
Ежедневно 10.00—17.40, первая пятница месяца до 22.00. Вход в экспозицию свободный, на крупные выставки до 12,5 фунта


©  www.flickr.com

 Tate Britain

Tate Britain

После открытия Tate Modern старушка Tate, которую тогда переименовали в Tate Britain, не перестала заниматься современным искусством. Разделение Tate произошло не столько по временному, сколько по географическому признаку. Tate Modern показывает интернациональное искусство модернизма и постмодернизма. В Tate Britain, коллекция которой начинается работами 1500 года, проходили и проходят выставки современных британских мастеров. «Британский художник» широкое понятие. Ни национальность, ни паспорт здесь совершенно ни при чем — важно, чтобы мастер был каким-то образом связан с британской культурой: жил здесь некоторое время или регулярно приезжал, участвовал в выставках или учился.

В феврале в четвертый раз будет проходить Триеннале в Tate. Ее куратор Николя Буррио строит ее вокруг вопроса о смысле модерна в наши дни, отмеченные глобализацией культуры, и вводит новое понятие — Altermodern, которое и ляжет в основу концепции биеннале. Художника эпохи Altermodern («другого модернизма») характеризует интерес к межкультурным взаимодействиям; легкое и естественное пересечение границ — государственных, культурных, междисциплинарных; использование художественного вымысла в качестве инструмента автономии; противостояние неолиберализму; приверженность стратегиям возможного.

Другое важнейшее регулярное событии в Tate Britain — ежегодная премия Тернера. Ее основные номинанты объявляются в конце сентября, а результаты оглашаются по четвертому каналу телевидения в декабре. Выставка четырех номинантов, прошедших в шорт-лист, открывается в залах Tate с целью инициировать общественные дебаты: во время ее работы каждый может проголосовать за того или иного кандидата и записать на видео свое мнение. Наиболее интересные из них включат в телевизионную программу. Таким образом, вручение премии превращается в общественно важное событие в жизни Великобритании, а ее лауреат — почти в национального героя.

Председатель жюри премии директор галереи Tate Николас Серота убежден, что шорт-лист премии должен скорее отражать пристрастия жюри, нежели быть политкорректным кивком всем важным тенденциям в искусстве. Это значит, что ясных критериев оценки художественного процесса нет и быть не может, но есть профессиональное жюри, куда входят критики и кураторы, отслеживающие процесс и в некоторой степени влияющие на него. Премия существует с 1984 года, ее лауреатами в разное время были Гилберт и Джордж, Тони Крэг, Аниш Капур, Марк Квин, Энтони Гормли, Дэмиен Херст, Джереми Деллер.

V&A: дизайн, но с умом
Cromwell Road, SW7 2RL
Ежедневно 10.00—17.45, пятница до 22.00. Вход в музей свободный, на крупные выставки платный


©  vam.ac.uk

 V&A

V&A


Victoria and Albert Museum — крупнейший в мире музей, представляющий декоративно-прикладное искусство. Здесь гигантская и очень дидактичная коллекция английского дизайна начиная с эпохи Генри IV. Но музей собирает и коллекцию современного искусства, включая работы русских художников — Тимура Новикова, Игоря Макаревича и других. Здесь регулярно проводятся выставки современного дизайна, архитектуры и кино. Выставка «Модернизм», проходившая два года тому назад, значительно превзошла границы жанра и существенно изменила наши взгляды на утопические проекты и искусство ХХ века. Сейчас (до 11 января) здесь открыта другая эпохальная выставка: «Модернизм «холодной войны»: дизайн 1945—1970», которая сопоставляет бытовые, идеологические и архитектурные проекты по обе стороны «железного занавеса».

Национальная портретная галерея: иногда и сюда стоит зайти
2 St. Martin's Place, WC2H 0HE
Ежедневно 10.00—18.00. Вход в экспозицию свободный, на выставки 5—10 фунтов


Вопреки своей крайне консервативной (и свободной от зрителей) постоянной экспозиции, представляющей в основном портреты королей и королев, Национальная портретная галерея регулярно представляет современную живопись и фотографию: до февраля здесь открыта очень хорошая выставка Энни Лейбовиц, после чего ее сменят портреты Герхарда Рихтера. Здесь также учреждена премия за современный фотографический портрет, Taylor Wessing, выставка номинантов которой открыта ежегодно с ноября по февраль.

White Cube, Mason’s Yard: очень знаменитое место
25—26 Mason’s Yard. SW1Y6BU
Вторник — суббота 10.00—18.00. Вход свободный


Первое помещение галереи одного

©  Courtesy Jay Jopling/ White Cube (London)

 Masons yard

Masons yard

из самых влиятельных лондонских дилеров Джея Джоплина, которая родилась на волне интереса к YBA («молодым британским художникам») и во многом благодаря личной дружбе Джоплина с Дэмиеном Херстом. Несмотря на то что к тому времени художники круга YBA работали с галереей Саатчи, Джоплину удалось стать официальным дилером многих из них, таких как Трейси Эмин, Марк Квин, братья Чепмен, Энтони Гормли, Сэм Тейлор-Вуд. Во многом — благодаря тому, что Джоплин явился заказчиком наиболее амбициозных произведений этих авторов. Так, именно он профинансировал создание работ Херста «Физическая невозможность смерти в представлении живущего» (1992, пятиметровый аквариум с акулой в формальдегиде) и «Из любви к Богу» (2007, инкрустированный алмазами череп). В этом году среди номинантов премии Тернера — подопечная Джоплина Руна Ислам. И это неудивительно: White Cube работает со многими лауреатами премии.

Галерея открылась в 1993 году в крошечном помещении на третьем этаже в здании на Сент-Джеймс и буквально представляла собой белый куб, встроенный архитектором Клаудио Силвестрином в существовавшую очень скромных размеров комнату. Традиция воплощать в дизайне выставочного пространства форму белого куба, который, как известно, с 1970-х годов является метафорой институции современного искусства, сохраняется и в новых зданиях галереи. В здании в Ист-Энде главное выставочное помещение приближено к кубу, и не только стены, но и пол в нем белые. Выставочный зал в Мэйфер слишком велик, чтобы его высота могла равняться ширине, но полы в нем тоже белые. Зато в этом здании, перестроенном из электрической подстанции, сохраняется структура, описывающая устройство современного общества (см. Белый куб на площади Хокстон).

White Space Gallery: хорошая русская галерея
13 Mason's Yard, St James's, SW1Y 6BU
Вход свободный, нужно звонить в звонок


В одном дворе с «Белым кубом» разместилась скромная зеленая дверь, за которой находится одна из старейших в Лондоне галерей современного русского искусства (основана в 2001 году). «Русская галерея в Лондоне» — это понятие нарицательное, обозначающее нечто недолговечное, уходящее в подполье после первой выставки. Этому есть объективные причины, к которым прежде всего относится историческая невключенность отечественных художников в мировой художественный процесс. Но галерея White Space, которой руководит петербуржка Аня Стоунлейк, находит возможность продавать работы российских художников в национальные музеи, издавать книги, проводить конференции, виртуозно балансируя на тончайшей грани между институциональной и коммерческой сферами. Галерея выставляла работы Ильи Кабакова, Олега Кулика, Гоши Острецова, Ольги Чернышовой, Бориса Михайлова, Сергея Браткова, Филиппа Донцова и других художников из России, Восточной Германии и стран бывшего Советского Союза.

The Photographers’ Gallery: интеллектуальная фотогалерея
Адрес до 16 ноября: 5 & 8 Great Newport Street WC2H 7HY
С начала декабря: 16—18 Ramillies St., W1


Публичная галерея, которая специализируется на фотографии — от исторических архивов до работ молодых художников. Одна из лучших в мире, представлявшая выставки всех значительных мастеров самых разных поколений. В течение 37 лет она находилась в самом сердце Сохо и была его главной интеллектуальной достопримечательностью: в кафе галереи назначали встречи философы, писатели, художники. Теперь она переезжает поближе к Мэйфер, где строится новое здание. Пока все выставки работают до 16 ноября, о новых выставках галерея не объявляет.

Royal Academy of Arts: королевский ВУЗ
Burlington House, Piccadilly, W1J 0BD
Ежедневно 10.00—18.00, в пятницу до 22.00. Вход на выставки платный


©  Richard Davies

 Royal academy of arts

Royal academy of arts

В начале лета Королевская академия всегда открывает так называемую Summer Exhibition, одну из самых больших (по количеству художников) выставок современного искусства. Summer Exhibition, представляющая работы ныне живущих художников, существует здесь с 1769 года, ее целью было и есть собрать средства на развитие художественных школ в Великобритании. Работы представляют сами художники, их отбирает жюри из академиков. Поскольку кураторская идея этой выставки, в отличие от тех самых школ, с XVIII века не претерпела развития, осматривать ее страшное мучение. Этому мучению ежегодно добровольно подвергают себя галеристы всего мира, так как здесь можно увидеть работы начинающих перспективных авторов, с которыми галереи спешат заключить контракт. В остальное время в Королевской академии проходят выставки довольно-таки разного качества — как повезет.

Gagosyan Gallery: в представлении уже не нуждается
17—19 Davies Street W1K 3DE
Понедельник — суббота 10.00—18.00;
6—24 Britannia Street WC1X 9JD,
вторник — суббота 10.00—18.00


У галереи Гагосяна два помещения: аккуратный белый зал в районе Bond Street, где показывают живопись и фотографию, и бывший склад недалеко от Британской библиотеки, где можно воздвигать инсталляции и крупную скульптуру. Художники галереи — классики Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эд Руша, Ричард Серра, Сай Твомбли, представители нео-поп Синди Шерман, Джефф Кунс, Том Фридман и многие другие. Чаще всего это исторически проверенный материал, своеобразная частная история искусства ХХ века.

Lisson Galery: одна из самых уважаемых галерей в Лондоне
52—54 Bell Street NW1 5DA, 29 Bell Street NW1 5BY
Понедельник — пятница 10.00—18.00, суббота 11.00—17.00


©  www.flickr.com

 Lisson galery

Lisson galery


Два помещения на одной улице. Lisson Galery была основана в 1967 году студентом художественного вуза Николасом Логсдейлом как галерея не кураторов, а художников. Во все времена она тяготела к молодым авторам. В 60-е это были Сол Левит, Дональд Джадд, Карл Андре, в 80-е — Ричард Дикон, Тони Крэгг, Аниш Капур и Джулиан Опи. В 90-е галерея сосредоточила внимание на художниках, работающих с социально-ангажированной тематикой, таких как Дуглас Гордон, Тони Оурслер, Франсис Алюс. С большинством из них галерея сотрудничает и по сей день. Сейчас требование социальной рефлексии продолжает оставаться определяющим в подборе авторов: здесь выставляются Аллора и Калсадилья, Клер Фонтейн, Сантьяго Сьерра. Неомодернистское здание галереи по адресу 52—54 Bell Street, которое построил Тони Фреттон, является одной из архитектурных достопримечательностей города.

Gimpel Fils: кураторские проекты
30 Davies Street W1K 4NB UK
Понедельник — пятница 10.00—15.30, суббота 11.00—16.00


Образованная почти сразу после Второй мировой войны, галерея интересна проектами приглашенных кураторов с участием молодых художников.

Haunch of Venison: последние деньки независимости?
6 Haunch of Venison Yard W1K 5ES
Понедельник — среда, пятница 10.00—18.00, четверг 10.00—19.00, суббота 10.00—17.00


©  Courtesy Haunch of Venison

 Haunch of Venison

Haunch of Venison


Коммерческая галерея основана уже в нашем десятилетии. В прошлом году ее перепродали аукционному дому Christie’s, что вызвало горячий протест художественной общественности. Тем не менее она остается дилером таких выдающихся художников, как Тони Крэг, Дэн Флэвин, Ричард Лонг, а на вторичном рынке — Дэмиена Херста.

Phillips de Pury: чувствуйте себя как дома
Howick Place London SW1P 1BB

Единственный из крупнейших аукционных домов, который специализируется только на современном искусстве. На его предпродажных выставках можно увидеть редчайшие шедевры, которые потом надолго, если не навсегда, будут скрыты от глаз публики в частных коллекциях. Ни для кого не секрет, что в наши печальные дни искусство покупают не столько для души, сколько с целью инвестиции. Недавно аукционный дом купили русские.

Frieze Art Fair: вечный октябрь
Regent's Park

Раз в год (в октябре), зато мощно: лучшая (после Art Basel) ярмарка современного искусства в мире. Предварительные сведения о ее программе в этом году читайте здесь и здесь.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • actual· 2009-09-10 19:23:50
    Изумительный обзор.
  • surgenius· 2009-10-06 03:03:49
    Я туда поеду.
Все новости ›