Пока дом не заселен, в него вместо кошки запускают современное искусство

Оцените материал

Просмотров: 83149

Что смотреть во время Московской биеннале

07/09/2011
Вот что мы советуем не пропустить в сентябре и октябре – как профессионалам, так и просто заинтересованным зрителям

©  Из собрания галереи «Триумф»

AES+F. Allegoria Sacra. Видеоинсталляция. 2011

AES+F. Allegoria Sacra. Видеоинсталляция. 2011

Московская биеннале все больше становится похожей не на биеннале, а на «фестиваль искусств»: каждый куратор, каждый художник, каждая галерея в Москве (а теперь и не только в Москве, но и в Киеве, Нижнем и Лондоне, но это уже за рамками нашего обзора) считают своим долгом в это время что-то особенное показать. Главная выставка теряется среди сотен мелких, подобно каким-нибудь сетям фастфуда, и в конце концов потребитель начинает руководствоваться принципом «что ближе к дому». Вот список того, что нам кажется заслуживающим, как говорят в туристических путеводителях, отдельной поездки. Выставки структурированы по важности (сначала групповые актуальные, потом групповые исторические, потом персональные), но не по дате открытия. Вы, конечно, обратите внимание на то, что в проектах очень часто повторяются одни и те же авторы, порой по три-четыре раза, и что «спецпроектов биеннале» уже чуть ли не больше, чем художников в Москве; это, несомненно, явится предметом всеобщих насмешек.

Все события биеннале появятся в свое время в рубрике «Вернисажи недели», тем более что сейчас время и иногда даже дата открытия не утверждены.


Основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры / Rewriting Worlds»
Центр дизайна Artplay
ЦУМ Art Foundation 

23 сентября — 30 октября
Открытие — 22 сентября, четверг


©  Courtesy Ai Weiwei and Christine König Galerie, Vienna

Ай Вэйвэй. Пекин: Второе кольцо. Видео. 2005

Ай Вэйвэй. Пекин: Второе кольцо. Видео. 2005

Главная выставка биеннале разместится на двух площадках, но никакой тематической разницы между ними нет. Ее куратор — художник и теоретик Петер Вайбель, известный своей установкой на новые технологии. В выставке участвуют 64 художника и 16 художественных групп из 33 стран, о некоторых авторах мы еще расскажем подробнее. Что за выставку подготовил Вайбель, предсказать сложно, учитывая, что подозрения в преобладании новых медиа он развеял еще в июне, а концепцию «переписывания мира» можно понимать как угодно. Будет много высокотехнологичных инсталляций с участием видео- и аудиоэлементов, но кто сейчас этого не делает? Живопись тоже будет. Учитывая, что среди российских участников одновременно группа «Электробутик» (яростный защитник неолиберального порядка и роли художника как дизайнера капиталистического общества, что выражается в самоопределении «артóк») и «Группа учебного фильма» (Евгений Фикс, Давид Рифф, Илья Будрайтскис, Николай Олейников), которая придерживается диаметрально противоположных позиций, — относительно содержания выставки мы просто не знаем, что и думать. Но будет множество звездных имен (Ай Вэйвэй, Ричард Гамильтон, Стен Дуглас, Герхард Рихтер, Валид Раад, Нео Раух, Ребекка Хорн, Кристоф Шлингензиф, Олафур Элиассон, Элмгрин и Драгсет и т.д.), и выставка будет явно зрелищная, так что, думается, можно будет приходить с детьми, и даже с малыми.


Невозможное сообщество
Государственный музей современного искусства РАХ
Гоголевский б-р, д. 10 

8 сентября — 6 ноября
Открытие — 7 сентября, среда, 19:00


Формально эта выставка не вписана в рамки спецпроектов биеннале (в общем-то в этом вопросе играет роль только желание или нежелание куратора, и ни на что это фактически не влияет), но смотреть ее все равно нужно, потому что столь фундаментальные проекты в Москве вообще показывают редко. Куратор выставки — издатель и главный редактор «Художественного журнала», международный куратор Виктор Мизиано работал над проектом около двух лет, «вырастив» планировавшуюся первоначально ретроспективу Программы ESCAPE до масштабного международного проекта, стремящегося «подвести итог» искусству т.н. «эстетики взаимоотношений». Центральный вопрос выставки: «Идея “escapе'а”, ставка на “исход”, родилась из сомнения в возможности реализоваться в рамках господствующей системы искусства… Однако что значит сегодня “исход”? Возможно ли создание иных альтернативных программ и социальных ниш?» Название выставки вроде бы само подсказывает ответ, хотя ряд специальных проектов биеннале, кажется, готовы предложить больше аргументов за сообщество. Впрочем, общение ради общения («Возможно ли ныне, в эпоху омассовленной коммуникации, вести разговор адресно, интимно и исповедально?») сегодня действительно уже не фетишизируется, в этом смысле практики взаимодействия девяностых, подготовленные шестидесятыми и семидесятыми, и правда готовы музеефицироваться, возможно, открывая дорогу чему-то новому — искусству действия, например?


Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства
Белые палаты
Ул. Пречистенка, д. 1/2

16 сентября — 16 октября
Открытие — 16 сентября, пятница, 15:00 — дискуссия о новых самокритичных институциях, 19:00 — вернисаж и музыкальная программа, курированная Давидом Тер-Оганьяном и Александрой Галкиной, далее ежедневная программа


©  Courtesy Artur Zmijewski; Foksal Gallery Foundation, Warsaw

Артур Жмиевски. Они. Видео. 2007

Артур Жмиевски. Они. Видео. 2007

Сюда есть смысл приходить в любой день на протяжении месяца ближе к вечеру, т.к. каждый день (или почти) будут скрининги и публичные дискуссии (и вход свободный). «Отсутствие публичности» — главный диагноз, поставленный создателями проекта крупнейшему и самому противоречивому городу Европы Москве, с ее 14 млн жителей и 101 миллиардером. Проект, организованный Музеем современного искусства Варшавы, задуман одновременно как выставка, школа и платформа для обсуждения. Вопросы ставятся так: является ли политический активизм единственным ответом на вызовы времени или своя сила есть у созерцания и критической рефлексии? Что приходит после активизма? Как можно «изобрести» публичность? Кураторы Екатерина Дёготь, Иоанна Мытковска и Давид Рифф впервые привезут в Россию ряд произведений абсолютно знаковых художников (Яэль Бартана, Артур Жмиевски, Деймантас Наркявичюс и др.), многие авторы сами приедут в Москву с лекциями и воркшопами для студентов, молодых художников и широкой публики. Российские участники выставки (Сергей Братков, «Группа учебного фильма», Яков Каждан, Полина Канис, Юрий Лейдерман и Андрей Сильвестров, Ольга Чернышева, Хаим Сокол и другие) покажут свои новые работы, частично сделанные специально для этой выставки. В программе проекта «Аудитория Москва» лекция куратора Чарльза Эше, художников Кристиана фон Борриса и Маттайса де Бройне, дискуссия с Артуром Жмиевским и журналом «Политическая критика» и многое другое. Уточненная программа вот-вот появится тут.


Медиаудар. Международный фестиваль активистского искусства
Центр дизайна Artplay
Нижняя Сыромятническая ул., д. 10

25 сентября — 10 октября
Открытие — 24 сентября, суббота, 19:00


©  Предоставлено коллективом Silence=Death

Коллектив Silence=Death. Тишина значит смерть. 1987

Коллектив Silence=Death. Тишина значит смерть. 1987

Масштабный фестиваль, организованный куратором Татьяной Волковой, познакомит российского зрителя с разными формами западного активизма, и, вероятно, именно этим он и интересен. В нем участвуют пионеры тактических медиа — группы Gran Fury, Silence=Death Collective и The Yes Men. Кроме того, на фестиваль с лекциями и перформансами приедут куратор и теоретик американского активизма Нина Фелшин, американский медиаактивист Эндрю Бойд, польский художник Рафал Бетлеевский, интернациональный активистский коллектив Organ kritischer Kunst и греческий тандем Kavecsprojects. Речь пойдет об искусстве, создаваемом так называемыми «художниками нового типа» — объединяющимися с субкультурами и общественными движениями и провозглашающими себя активными участниками современной общественно-политической жизни. Россию представляют около сорока художников-активистов и коллективов из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара, Кишинева, Киева, многих из которых регулярно показывала галерея «Жир».


Dada Moscow
Центр дизайна Artplay
Нижняя Сыромятническая ул., д. 10

14 сентября — 27 сентября
Перформанс knowbotiq — 14 сентября, среда, 19:00
Открытие посольства Королевства Элгаланд-Варгаланд и бесплатный фуршет для бедствующего олигарха Райнера Ганаля — 22 сентября, четверг, 19:00
Лекция Карлоса Аморалеса и Адриана Нотца — 23 сентября, пятница, 16:00
Открытие — 24 сентября, суббота, 18:00


©  4-я Московская биеннале современного искусства

Работа Карлоса Аморалеса

Работа Карлоса Аморалеса

В проекте, организованном цюрихским «Кабаре Вольтер» по следам «ДаДа-фестиваля», прошедшего весной в «Гараже», участвуют художники AES+F, Вадим Фишкин, Карлос Аморалес (Мексика), Джейк и Динос Чепмены (Великобритания), Райнер Ганаль (Австрия), IRWIN (Словения), Лия Пержовски (Румыния), а кроме того, в списке участников выставки — Тристан Тцара, Владимир Маяковский, Казимир Малевич и Владимир Татлин. Жаль, что не удалось привлечь Илью Зданевича и Даниила Хармса, но в целом попытка привезти в Россию отличный художественный бренд дада с 95-летней историей, учитывая актуальную практику «Кабаре Вольтер», может оказаться интересной. Интервью с куратором выставки и содиректором «Кабаре Вольтер» в ближайшее время будет опубликовано на OPENSPACE.RU.


Артхаус Сквот Форум
ARTHOUSE
Тессинский пер., вл. 2—6/19

24 сентября — 22 октября
Открытие — 24 сентября, суббота


Новая точка на художественной карте Москвы, несколько проектов. Международный междисциплинарный фестиваль (куратор — Катя Бочавар), который проходит на территории жилого комплекса «АртХаус», расположенном на берегу Яузы на территории 13 тысяч кв. м, заимствует историческую форму самоорганизации художников — сквоттинг — как метод «преодоления разрозненности и индивидуализации внутри культурного сообщества». На самом деле это такая же стилизация под сквот, как и сам «АртХаус» − стилизация под классический лофт (в выстроенное с нуля элитное жилье в центре Москвы, пока дом не отделан или не заселен, вместо кошки запускают современное искусство). В рамках биеннале в «АртХаусе» покажут около двадцати «полноценных независимых» выставок, в том числе отдельно заявленные в программе спецпроектов «Вкл. Выкл» (куратор — Давид Тер-Оганьян), «Скептицизм на диване» (куратор — Николя Одюро) и «Бега» (куратор — Георгий Острецов). Также будет показана программа «Охота за реальностью» студентов школы документального кино «Мастерская» Марины Разбежкиной и программа видеожурнала Vidiot (главный редактор — Кирилл Преображенский) с участием студентов и выпускников Школы Родченко. Предполагается, что на фестивале произойдет «тесная коммуникативная интеракция на границе, где пересекаются современный театр, музыка, танец, кино и визуальное искусство».


Нужное искусство
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

20 cентября — 1 декабря

Сергей Воронцов и Юлиана Бардолим. Круги

Сергей Воронцов и Юлиана Бардолим. Круги

Выставка куратора Юлии Аксеновой об искусстве в публичном пространстве. Новый проект «Гаража» впервые осуществляется в городе, на территории всего парка им. Горького. Куратор пригласила к участию Алексея Кострому, МишМаш, Романа Сакина, Ольгу Трейвас, Жанну Кадырову, Ирину Корину и Ивана Бражкина, предложив им самим определить границу между эстетическим и целесообразным, избегая крайностей «паблик-арта» — декоративного украшательства городской среды и превращения художественного высказывания в полезную вещь, хотя как раз о втором и писал Владимир Татлин, лозунг которого цитирует пресс-релиз («Ни к старому, ни к новому, а к нужному»). Но поскольку определить характер «нужности» сегодняшнего искусства организаторы не берутся, то выставка, опять же, стремится стать «открытой зоной, где различные высказывания формируют платформу для дискуссии, а художественные объекты создают ситуации для активного зрительского соучастия».


Winter Garden: Исследование микропоп-воображения в современном японском искусстве
ГЦСИ
Ул. Зоологическая, д. 13 / 2

24 сентября — 23 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00


©  Aya Takano / Kaikai Kiki Co., Ltd

Aya Takano. Princess Trehopper's Call to Arms and Dreams. 2009

Aya Takano. Princess Trehopper's Call to Arms and Dreams. 2009

Название выставки «Зимний сад» может быть понято как сад, утопающий в снегу, и как оранжерея с тепличными условиями в любое время года, и эта двусмысленность отражается в работах художников, реагирующих на сложные «погодные» условия современности. В частности, на глубокие культурные противоречия в современном японском обществе и на неолиберальную политику правительства, которая, по словам куратора выставки Мидори Мацуи, «опрокидывает жизнь в рационально обоснованный хаос». На выставке представлены работы четырнадцати современных японских художников (их имена нам пока незнакомы), посвященные незначительным деталям повседневной жизни, формирующим окружающее пространство, а также работы, рассматривающие роль японских субкультур (манга, аниме и т.д.) в создании нового мифа. Третий блок работ посвящен способам самозарождения в мире минералов, растений и животных. Выставка организована ГЦСИ, посольством Японии и Японским фондом.


Внедрение
LABORATORIA Art & Science Space
Пер. Обуха, д. 3

24 сентября — 30 октября

©  Ира Корина

Ира Корина. Нейрон рисует нейрон. 2011

Ира Корина. Нейрон рисует нейрон. 2011

Выставка представит плоды сотрудничества современных художников с группой ученых из Курчатовского института: художники должны были погрузиться в современные исследования мозга, а к их произведениям применялись критерии «адекватного видения» научно-художественного диалога, в том числе понимание научной проблематики и способность слышать другого — ученого. В итоге часть художников (Ирина Корина, Валя Фетисов, Ростан Тавасиев) успешно действовали в рамках научного эксперимента и расширили рамки научного исследования. Другие художники сделали «смелые предположения», научную актуальность которых подтвердить пока невозможно (Сергей Шутов, Наталья Зинцова, Максим Ксута). Третьи — вообще критически отнеслись к возможности взаимодействия художественного и научного сознания и констатировали непреодолимый языковой барьер (Андрей Кузькин, Дмитрий Теселкин, Юрий Альберт и Аркадий Насонов). Куратором от искусства выступила Дарья Пархоменко, от науки — Михаил Бурцев.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • kustokusto· 2011-09-07 19:44:38
    На фоне крушения западного модернизма и загибания выделенного для третьего мира постмодерна - как всегда спасает старый проверенный русский декаданс. Нажми на кнопку - получишь результат - и твоя мечта осуществится.
    Но и 17 год не за горами.
Все новости ›