Не обязательно сознательно работать на рынок, чтобы стать частью его идеологического наступления.

Оцените материал

Просмотров: 13497

Либерализм и чудо

Илья Будрайтскис · 23/11/2010
Сколково сможет обойтись и без науки, и без образования. А вот без современного искусства – вряд ли

©  www.skolkovo.ru

Это не инновационный центр «Сколково». Это Международная школа управления

Это не инновационный центр «Сколково». Это Международная школа управления "Сколково". Инновационного центра "Сколково" пока вроде бы нет

Либеральная экономическая теория отрицает чудо – равно как и всё, что лежит за пределами утилитарного разума. Экономический и общественный прогресс, как не устают нас убеждать, есть прямой результат органичного сочетания индивидуальной свободы и общественной кооперации, основанной на взаимовыгодном обмене. А любая разновидность веры в сверхъестественное, как и в осуществимость иного, лучшего и совершенного общества, рассматривается как нездоровая и неумная риторика, годная разве что для самооправдания неудачников.

И тем не менее свободный рынок непредставим без чуда. «Чудо возможно» – под таким заголовком в начале года было явлено очередное и, вероятно, одно из наиболее важных программных посланий Владислава Суркова. Говоря о перспективе появления грандиозного инновационного центра, Сурков писал: «Возникновение великих идей, как и жизни, пока считается чудом. Конечно, чудотворцев среди чиновников и бизнесменов нет, но мы вместе должны создать обстоятельства, при которых чудо возможно». (Текст был опубликован первоначально в газете «Ведомости», но там доступен только подписчикам.)

Освобожденная от пут государственного вмешательства и вредных химер вроде приоритета общественных интересов, энергия предприимчивых индивидов способна создавать чудеса в промышленных масштабах. Достаточно лишь дать возможность встретиться без посредников и лишних свидетелей продавцу и покупателю, производителю и потребителю, идее и капиталу – и пустые полки магазинов наполняются свежими и разнообразными продуктами, посреди пустыни вырастают сверкающие здания из стекла и металла, а на смену нищете и скудости приходят изобилие и комфорт.

В отличие от религиозного чуда, представляющего вторжение сверхъестественного, либеральное чудо, напротив, является интервенцией естественного и разумного в мир, полный заблуждений и лишних границ. На пути чуда стоят косные учреждения вчерашнего дня – налоговые системы, государственные пенсионные фонды, бюрократия, профсоюзы и левые партии, занудно бубнящие о социальных гарантиях и защите слабых. Все силы старого нелепого и обреченного мира, где интересы и мнение большинства еще продолжают приниматься в расчет, сплачиваются в борьбе против неуклонно прокладывающего себе дорогу прогресса свободного рынка. И стоит только пробить хоть одну брешь в этой стене всеобщего невежества, как на свет рождается нечто новое и сияющее, всякий раз поражающее воображение и вызывающее новые приступы бессильной злобы серой патерналистской массы.

Собственно, либеральное чудо вообще является таковым вынужденно, ведь через исключение оно стремится стать правилом. Всякие временные и уникальные обстоятельства чуда неизменно должны становиться всеобщими и привычными. Особые правила свободных экономических зон становятся законами государств, за налоговыми каникулами следуют отмены прогрессивной шкалы, а режимы «строгой экономии» приобретают бессрочный и обязательный характер. Разумеется, результатами чуда на первых порах смогут воспользоваться лишь немногие, но в некой отдаленной перспективе процветания, конечно, не избежит никто. Так устроен мир. Так учит история капитализма. И очередное напоминание этих уроков обязательно сопровождает подготовку населения к новым чудесам.

Последние двадцать лет наша страна в принципе научилась относиться к инновациям с пониманием и терпением. Критика, встречающая каждую новую реформу или масштабный корпоративный проект, быстро сменяется мудрым примирением с новой реальностью и робкой надеждой на перемены к лучшему.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • sun· 2010-11-23 14:00:14
    А вы, собственно, саму эту выставку видели?
  • kustokusto· 2010-11-23 14:13:08
    Шарика тута - шарика тама - шарика нету. Чудо - как фокус, искусство - как дизайн, Сурков - как Копперфилд.
    Статую свободы двигать будем?
  • sir-charlie· 2010-11-23 15:26:35
    Поэтично написано)) Образный ряд мгновенно выстраивается))
    Борьба культур, миров. Точнее, антикультуры с культурой, «антимира»:) с миром.
    Записки Суркова - как “Евангелие от Антихриста”, а какой-то там манифест — “Манифест Антихриста”.
    И не подумаешь, что речь всего лишь об унылых и, как бы мягче сказать, не слишком одаренных (уж какие есть) распильщиках, желающих быть не просто унылыми распильщиками, а искрометно-инфернальными творцами прогресса в никуда, эдакими апостолами Сатаны. Тогда как всего-то - искусство дойки и битья.
  • users.livejournal.com/_iga· 2010-11-23 20:54:48
    Удивительные статьи могут писать бывшие троцкисты.

    Но ещё удивительней привычка апологетов "инновационного центра Сколково" иллюстрировать свои тексты фотографиями, не имеющими к нему никакого отношения.

    Вот и на этом фото - вопреки подписи "Инновационный центр «Сколково»" - изображен вовсе не "Инновационный центр Сколково", а одноимённая бизнес-школа, никак с ним не связанная.
    Вы бы ещё фотографии ЦКС «Сколково» (центр космической связи, бывший телепорт НТВ) разместили . А что? тоже красивенький, с "тарелками".
  • degot· 2010-11-24 00:30:33
    На предыдущее замечание: а сейчас по-прежнему неправильно? мы что-то сами уже запутались в этих многочисленных сколковых, извините
  • dorfmeister· 2010-11-24 11:21:35
    Да, сейчас неправильно. На картинке - Международная школа управления "Сколково", финансируется на частные деньги. Инновационного центра "Сколково" не существует в природе, и, говорят, существовать не будет.
  • degot· 2010-11-24 15:54:31
    ОК, так и напишем
  • yuwelir1· 2011-01-15 13:14:00
    Автор Илья Будрайтскис.- вот уж такой галиматьи с "умным видом" от имени Искусства я не ожидал встретить на данном ресурсе. Пока такие "мудрецы" выставляют себя элитой Искусства возможно заблуждение малосведующих о состоянии "мозгов" настоящего современного Искусства. Это моё субъективное восприятие от прочитанного. Может это у автора временное отключение от нормального состояния ( правда я не знаю, а какое оно у него: может для него это и есть неормальное). Буквояд
Все новости ›