Оцените материал

Просмотров: 34069

Чего мы ждем от «Гаража»?

Полина Жураковская · 09/09/2008
Должны ли руководители и советники «Гаража» быть предпочтительно иностранцами или местными? А в будущем?

Олег Аронсон. Хотелось бы, чтобы они были умными, открытыми и заинтересованными в искусстве людьми, осознающими его нынешние проблемы, а не только бизнесменами от искусства.

Иосиф Бакштейн. И такие, и такие. Чтобы эти советники отражали и местную художественную сцену, и мировую. Чтобы точки зрения были разные — отсюда и важность людей извне.

Марат Гельман. И там и там есть компетентные люди. Можно все возложить на них. Второй путь — взять чужую модель. Это путь импорта — ничего нового таким образом не создашь.

Игорь Маркин. Иностранцы — это может быть оригинально, потому что в России еще пока нет иностранцев среди руководителей культуры. Хорошо, если будет западный мозговой центр. Западные выставки лучше организует иностранный куратор — у него больше связей. Я считаю, что у нас в стране нет качественных руководителей. Лучше приглашать русских кураторов на отдельные выставки — Ерофеева, Деготь, Бакштейна.

©  Виктория Ломаско

 Дарья Пыркина

Дарья Пыркина


Дарья Пыркина. Я считаю, что кураторы могут быть разными и вести разные проекты. Хорошо, когда есть коллегиальность. Главное, чтобы их не было слишком много. Наверное, интересна практика попечительских советов. Входить туда могут самые разные эксперты — как международные, так и отечественные. Если институция хочет быть достаточно независимой, она должна быть подкреплена мнением экспертного сообщества.

Валерий Чтак. Местными, конечно. Зачем нужны иностранцы? Нужно воспитывать свою среду. Зачем нам Жижек, когда есть Подорога, какие-то свои мыслители. Правда, Осмоловский считает, что нужен викинг какой-то. Шведский или норвежский куратор или искусствовед.

Какие политические ошибки, по вашему мнению, «Гараж» не должен совершить?

Олег Аронсон. Я бы сказал, что он обязан совершать политические ошибки, если речь идет о реальной политике. То есть быть критичным в отношении господствующих политических приоритетов.

Андрей Монастырский. Открытие мне очень понравилось. Все ждали ошибок, какого-то бескультурья. Но все почему-то было очень спокойно, ровно, тихо. Я думаю, вот в этом стиле они и продолжат.

Дарья Пыркина. Это частный институт — у него есть шанс сохранить независимость от власти. С другой стороны, он не должен прогибаться под рынок. Рынок, конечно, важен, но он не всегда реально отражает художественную ситуацию. Очень важно не потерять художественные инициативы, которые еще удивительны или пока еще не подходящи для рынка. Хотя кто бы мог подумать, что фотографии мастурбирующего Аккончи будут продаваться за бешеные деньги.

Что «Гараж» должен сознательно делать, чтобы не влипнуть в гламурную культуру?

Олег Аронсон. Не так страшна гламурная культура. Она неоднородна и давно уже часть массовой культуры. Гламур — ложный враг. Куда хуже потакать амбициям сложившихся авторитетов от искусства, использующих последнее в своих вполне прагматичных целях...

Иосиф Бакштейн. Нужно все делать серьезно, как это делает любая большая интернациональная институция в любом городе мира. Как немецкие кунстхалле, английские выставочные пространства, например Whitechapel и прочие (их примерно шесть в Лондоне). Есть хорошие примеры западных некоммерческих институций немузейного типа.

Андрей Монастырский. Тут все зависит от Даши Жуковой и от кураторов. Аналогичная ситуация была со Стелой Кей. Она хотела гламура, но у нее была куратор Тереза Мавика, которая прекрасно понимает искусство и обладает фантастической интуицией. Как только Тереза оттуда ушла, у Стелы все пошло в какие-то подозрительные сферы.

Валерий Чтак.

©  Виктория Ломаско

 Валерий Чтак

Валерий Чтак


Не иметь отношений с всякими Ксюшами Собчак. Не делать магазин. Не выставлять только звезд. Нельзя ни в коем случае делать закрытых мероприятий, платный вход, очень высоко задирать нос. Надо водиться с художниками.

Лучше, чтобы это был полностью частный музей или фонд или чтобы для проектов использовалось также и стороннее, в том числе и государственное, финансирование?

Юрий Аввакумов. Частный.

Олег Аронсон. С одной стороны, финансирование необходимо. С другой — можем ли мы представить незаинтересованного заказчика (мецената), тем более если он государство?

Иосиф Бакштейн. Отдельные проекты могут быть с участием государственных денег. Любая выставка может подать заявку на госгрант. Кабаков осуществляется отчасти на государственные деньги.

Марат Гельман. Всем художественным институциям надо научиться работать с государственными деньгами разного уровня — муниципальными, федеральными. В Америке если ты не получил хотя бы 10% государственных денег, значит, тебе очень сложно получить и частные. Получение государственных денег, во-первых, означает, что тебя проверили (что ты тратишь эти деньги правильно, они никуда не уплывают); во-вторых, это некая гарантия того, что институция с этим проектом справится (проект может быть очень хорошим и интересным, но институция не обладает необходимыми ресурсами — именно это соответствие проверяют на государственном уровне). У нас, правда, государство идиотское. И я для себя принял решение, что я с государственными деньгами не работаю.

Николай Палажченко. Как любой зритель, про деньги я думаю в последнюю очередь. Если ребята договорятся на своем уровне, то они сэкономят.

Дарья Пыркина. Мне очень нравится опыт Барселонского музея современного искусства, который существует на деньги из трех источников финансирования: деньги Каталонии, деньги муниципалитета и специального фонда, в который в качестве учредителей вошли, по-моему, 40 фирм. Это позволяет музею сохранять автономию и не подчиняться полностью ничьим интересам.

Если это Центр современной культуры, может ли и должно ли быть там представлено еще и кино, современный танец, авангардный театр, музыка?..

Олег Аронсон. По-моему, неплохо, если бы все это было...

Иосиф Бакштейн. Насчет театра не знаю, он все-таки имеет серьезную структурную, функциональную специфику. А кино наверное. То, что сочетается функционально. Музыка, да...

Игорь Маркин. Все это надо делать для пиара. Это будет привлекать людей, разные группы. Если у этого будет основа в виде интересной выставки, потихонечку люди будут узнавать больше и приходить больше. А иначе это будет сходить на ноль.

Андрей Монастырский. Чтобы завлечь публику — это было бы правильно. Но в «Гараже» должна сохраняться доминанта высокой культуры. Я только музыку там вижу.

Дарья Пыркина. Все может быть. Сейчас настолько стерты границы! Довольно сложно понять, где заканчивается современное визуальное искусство и начинается кино. То же и с театром, и с музыкой, и с поэзией. Было бы здорово, если бы был центр, который высвечивал тенденции, не замыкаясь на чем-то одном.

Валерий Чтак. Что бы они там ни делали, все это должно носить факультативный характер, чтобы можно было разогнать щелчком пальцев. Чтобы это не было какой-то студией, куда люди ходят, ходят и ходят годами. Ни в коем случае нельзя писать так: ««Гараж». Искусство. Уроки танцев. Шахматы». Писать надо: ««Гараж». Искусство. Только хорошее искусство, только суперхорошие художники и только для вас!» Такая реклама. А вся эта мишура — мы откроем арт-центр, там будут магазины, бутики, там будет каток, скейт-парк, скалодром, танцевальная площадка, две сцены для хип-хоп-батлов, одна сцена для рок-н-ролла, суперзвук! Нет, этого не должно быть. Место, где осуществляются самые лучшие выставки в Москве, — вот так должно быть.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Diaconov· 2008-09-10 01:37:10
    Чего ждать от "Гаража"? Платной парковки, разумеется.
  • lenprud· 2008-09-17 00:38:04
    Я не понимаю, почему есть мнение, что у нашем искусстве нечего смотреть, что это никому не интересно. В такой огромной стране и нечего... Правельно, если только прыгать по верхушкам - известные имена, или искать чем привлечь, шокировать публику, отталкиваясь от соображений комерческого толка, конечно получается, что вроде больше и некого. Ну почему бы хоть иногда не дать возможность показать , что же на самом деле происходит сейчас с искусством в России - дать дорогу и регионам. Почему художник , создающий искусство, а не работающий на коньюктуру никому не нужен. На чем воспитывается молодежь? На " рваных телах", некрафилии, ужасах? Или на пустом месте... Нужно дать место и для настоящего! позволить молодым художникам, в групповых выставках участвовать. Иначе ....., к чему мы идем? Ну где же мы увидим истинное и дадим понять людям о морали и о вечном . Каждый должен иметь право быть увиденным. Организовать отбор по интернету. Каждый заинтересованный. считающий, что ему есть что сказать художник мог бы отправить свои работы на " ВАШ" суд. Или призвать к сотруднечеству Российский союз художников. Я все сказала. Художник из Питера.
Все новости ›