Ничто так не характеризует «бывший Запад», как Первая биеннале международного светового искусства

Оцените материал

Просмотров: 11414

Феликс Гонзалес-Торрес и другие денди

Давид Рифф · 29/01/2010
Новый подход к Гонзалесу-Торресу. Джефф Кунс — это Оскар Уайльд сегодня. Световую инсталляцию — в каждый дом

Имена:  Аллан Секула · Гэвин Турк · Джефф Кунс · Джордж Браммел · Марта Рослер · Оскар Уайльд · Трэйси Эмин · Феликс Гонзалес-Торрес · Франческо Веццоли · Шарль Бодлер · Элизабет Пейтон

©  The Felix Gonzalez-Torres Foundation, Courtesy of Andrea Rosen Gallery, New York.

Феликс Гонзалес-Торрес. Без названия. (Золотое). 1995

Феликс Гонзалес-Торрес. Без названия. (Золотое). 1995

Тотальный Феликс Гонзалес-Торрес
Куратор Елена Филипович объезжает Европу с новой ретроспективой Феликса Гонзалеса-Торреса под названием Specific Objects without Specific Form («Определенные объекты без определенной формы»). «Оспаривая идею, что выставка — это нечто фиксированное, а ретроспектива — нечто подводящее итоги» (как говорится в релизе), экспозиция будет представлена в трех версиях — каждую из которых сделают в сокураторстве с каким-то современным художником. Первая версия экспозиции открывается в WIELS Contemporary Art Center в Брюсселе 16 января, но затем она будет свернута и заново смонтирована художником Дэном Во. Вторая будет создана в сокураторстве Филипович и Кэрол Бов в Базельском Fondation Beyeler. В третьей версии (весной 2011 года) Филипович будет сотрудничать с Тино Сегалом (Tino Sehgal) во Франкфуртском MMKMuseum fur Moderne Kunst. Елена Филипович быстро становится одним из самых влиятельных кураторов в Европе. Она была одним из кураторов последней Берлинской биеннале и организаторов недавней конференции, проходившей в Бергене и посвященной теме биеннале. Интересно посмотреть, будет ли толк в подобном коллаборативном подходе и не является ли он лишь приманкой, чтобы раскрутить и без того уже канонического по своему статусу Гонзалеса-Торреса.

Действительно, Гонзалес-Торрес повсюду: Artpace San Antonio в Техасе организует совсем другую ретроспективу, представляющую 13 билбордов, созданных в период с 1989 по 1995 год. Билборды будут выставлены в течение всего года в районе городов Далласа, Эль-Пасо, Хьюстона и Сан-Антонио и ежемесячно перемещаться между этими городами.

«Полония и другие сказки»

©  Allan Sekula

Алан Секула. Из проекта «Полония и другие сказки». 2009

Алан Секула. Из проекта «Полония и другие сказки». 2009

В варшавской Национальной галерее «Захента» до 28 февраля проходит выставка американского фотографа-концептуалиста Алана Секулы «Полония и другие сказки». Эта ретроспектива тоже не обычная. В новом проекте, созданном специально для этой выставки, Секула рассматривает тему польских иммигрантов в США (сам он тоже польского происхождения) и своих путешествий в Польшу в период с 1990 по 2009 год. Эта новая работа выставлена вместе с некоторыми его классическими вещами — например, Aerospace Folktales (фотосерия на тему детства в мещанской семье из пригорода) и Waiting for Teargas (документация акций протестов антиглобалистов в Сиэтле в 1999 году). Хотя проект финансируется польским министерством культуры, он, безусловно, не будет романтизацией национальных корней. Следует ожидать типичной для Секулы смеси меланхолии с безжалостной критикой. Потом выставка поедет в Чикаго, Будапешт и Белфаст.

Трейси Эмин и Элизабет Пейтон — тоже денди
Фигура денди превращается из манекена на витрине магазина в медийную звезду на выставке «О дендизме сегодня», проходящей в CGAC Centro Galego de Arte Contemporánea в испанском Сантьяго-де-Компостела. Экспозиция обещает сравнение трех знаковых фигур в истории дендизма (Джордж Браммел, Шарль Бодлер и Оскар Уайльд) с суперзвездами — главным образом, хотя и не только, из числа молодых британских художников (причем среди них есть и женщины): это Трэйси Эмин и Гэвин Турк, Элизабет Пейтон, Джефф Кунс и Франческо Веццоли. Сравнение с девятнадцатым столетием уместно, но выглядит немного льстивым: Браммел, Бодлер и Уайльд — настолько монументальные фигуры, что на их фоне Кунс не более чем чиновник.

Берлин в фокусе на Armory Show

©  The Armory Show

Феликс Гонзалес-Торрес и другие денди
Двенадцатая ярмарка Armory Show, которая откроется 4 марта в Нью-Йорке, открывает новую секцию, посвященную городам. В этом году в центре внимания окажется Берлин и его 22 галереи. Среди них — как хорошо известные и влиятельные, так и новые галереи, но все они очевидным образом ориентированы на рынок. Здесь представлен полный список. Идея «перекрестного опыления» Нью-Йорка и Берлина не нова, но теперь она репрезентирует прочную ось влияния, которая находится под угрозой кризиса, но якобы чудесным образом остается им не затронутой. А так ли это на самом деле? То, что эта старая идея преподносится в новой упаковке, — жест не просто консервативный. Это жест отчаяния.

С бывшего Востока…
В начале 2010 года будапештский Ludwig Museum представляет выставку видеоарта из Центральной и Восточной Европы под названием «...на Восточном фронте». Она включает в себя много знакомых имен: Анри Сала, Артур Жмиевски, Яэль Бартана, группа «Что делать?», группа «Радек» с Дмитрием Гутовым и т.д. Забавно, что эта подборка, которая выглядит точно как показ «политических фильмов», интерпретируется с психологической точки зрения. Выставка является тематической подборкой из Transitland, архива музея; в нем сто одноканальных видеоработ, сделанных с 1989 по 2009 год о переходном периоде в постсоциалистической Европе. В дальнейшем будапештский Ludwig Museum откроет доступ к этому архиву, где можно будет его изучать и просматривать через специальные оптические автоматы.



…на бывший Запад
В последние несколько месяцев голландский город Утрехт стал олицетворением понятия «бывший Запад». Как помнят читатели OPENSPACE.RU, так назывались исследовательский проект и конгресс, проводившийся по инициативе BAK (Basis voor Aktuellen Kunst). Теперь же в расширенных рамках этого проекта BAK проводит индивидуальную выставку классика концептуального искусства Лоуренса Вайнера. Пресс-релиз звучит загадочно: «Объекты на этой выставке, воплощенные в языке, как это характерно для работ Винера, одновременно тематизируют понятия иерархии и гегемонии и, в силу своей сдержанности, осуществляют отказ от них во всех возможных формах — как в текущих глобальных политических, социальных и экономических обстоятельствах, так и в искусстве и культуре». Выставку курирует директор BAK — Мария Хлавайова.

Другое важное выставочное пространство в Утрехте — Casco — небольшое помещение с программой мирового уровня. Этой зимой оно представляет архивный проект знаменитой американской политической художницы Марты Рослер. Проект обращается к ее классическому проекту If You Lived Here... (1989—1991), исследованию на тему джентрификации, приватизации и бездомности на Манхэттене. Проект If You Lived Here Still…, курируемый директором Casco Бинной Чой, откроется симпозиумом, в котором среди прочих будут участвовать Марта Роcлер, издатель e-flux Антон Видокл и художник-куратор Марион фон Остен.

Современное искусство освещает самые глухие углы

©  Фото Achim Peter

Арт-атолл на озере Бальденай, Эссен (макет)

Арт-атолл на озере Бальденай, Эссен (макет)

Ничто так не характеризует «бывший Запад», как Первая биеннале международного светового искусства, запланированная в рамках культурного фестиваля RUHR.2010. Если понимать буквально, то ее цель — «осветить» одну из самых темных провинций Западной Германии, а именно восточную, наиболее сельскую часть «метрополии» Рур. Проект весьма странный. Художники международного уровня (а также не вполне международного) построят световые инсталляции в шестидесяти частных пространствах (квартирах, складах, магазинах и т.д.) в городах Бергкамен, Бёнен, Фрёнденберг-на-Руре, Гамм, Люнен и Унна, то есть в местах, расположенных на самых отдаленных станциях западногерманской региональной железной дороги. Сама биеннале — это частная корпорация, получающая финансирование от государственных и муниципальных фондов. Рекламная кампания уже началась: региональное телевидение WDR недавно сделало об этом репортаж. Семейная пара из Дортмунда (провинция Рур) со скептическим видом слушает двух современных художниц (двух сестер), которые предлагают им внести несколько китчевые, но тем не менее радикальные изменения в их жилище. Это довольно смешно, если вы понимаете по-немецки. Но и не так смешно, если задуматься: «Собор Света» Альберта Шпеера переносится в гостиную в стиле бидермейер в доме мещанской семьи из пригорода, и все это служит неолиберальной пропагандистской кампании по пиару «творческого капитала» региона.

Перевод с английского Дмитрия Венкова

 

 

 

 

 

Все новости ›