Оцените материал

Просмотров: 3720

Николай Олейников в квартирной галерее «Черемушки»

Леонид Студеникин · 08/05/2008
Возможно ли средствами искусства поставить революционную задачу? Художник с трагическим видом разводит руками
Выставка Николая Олейникова «Отряд "Фантом"» занимает одну комнату и представляет собой нечто среднее между концептуальным альбомом и комиксом. В верхней части стены разворачивается комиксовый диалог между хозяином галереи Кириллом Преображенским, куратором Петром Быстровым и самим автором (все трое художники). На нижнем уровне висит ряд акварелей с изображением юной балерины у станка. Все это сопровождается музыкой Листа и Шопена. Автор комментирует все это так: «Я задаю вопрос: возможно ли средствами искусства поставить революционную задачу?»

В этом вопросе слились надежда и безнадежность, ставшие основной тональностью выставки: художник трагически разводит руками. Девочки, которые сегодня стоят у станка и повторяют движения под романтическую музыку, вырастут и, возможно, сохранят романтизм и истовую веру в правду революционной борьбы. Но, что более вероятно, они так и будут на вторых ролях в балете. Олейников говорит: «Я иронизирую над самим собой, но это трагическая самоирония. Может казаться, что мы опускаем руки. Но мы делаем это лишь для того, чтобы поднять штангу. Которую, впрочем, нам не поднять».

Зато второй уровень экспозиции – тот, где, словно герои комиксов, перекидываются репликами Преображенский, Олейников, Быстров – более оптимистичен. Эти портреты на стенах – фантомы нескончаемых кухонных дискуссий «среди своих», которые продолжались и на вернисаже.

Выставка проходит в квартирной галерее, где все говорит о личном, интимном пространстве человека. Здесь уже нет никаких секретов, все они остались за входной дверью. Здесь есть уверенность в себе и в собственной безопасности. А люди, которые приходят, с большой долей вероятности окажутся друзьями или приятными знакомыми – своими людьми. И кухня впустит всех.

«Отряд «Фантом»« – некая ментальная проекция всего этого. Ибо потребность настоящего – потребность коммунального объединения на фоне всеобщего разобщения. Видимо, именно поэтому Кирилл Преображенский открыл квартирную галерею.

 

 

 

 

 

Все новости ›