Оцените материал

Просмотров: 8684

Неплохо законспирировались

Роман Минаев · 11/02/2008
Художник Роман Минаев принимает участие в фестивале цифрового искусства «Трансмедиале», который открылся 29 января в берлинском Доме культуры народов мира, и делится с нами своими визуальными впечатлениями
Художник Роман Минаев принимает участие в фестивале цифрового искусства «Трансмедиале», который открылся 29 января в берлинском Доме культуры народов мира, и делится с нами своими визуальными впечатлениями
«Трансмедиале» был основан в 1988 году как видеофестиваль, но, постепенно расширяя сферу интересов, превратился в ежегодное место встречи «цифровых» художников, активистов, теоретиков и музыкантов. Тема нынешнего фестиваля – «Конспирация».

Дом культуры народов мира, расположенный по соседству с Государственной канцелярией и Рейхстагом, организаторы считают «самым правильным местом» для того, чтобы переосмыслить конспиративные идеи средствами современного искусства. Куратор экспозиции Наташа Петресин-Башелес из Парижа исследовала тему заговора со всех сторон и разделила работы на семь групп: «Искаженные реалии», «Призрачные жизни, беллетризованные личности и самобеллетризация», «Утопическая политика и диссонантная поэтика», «Биоорганические системы», «Преследующее прошлое – спроектированное будущее», «Альтернативная наука / Наука против беллетристики» и «Конспиративные истины». Но, несмотря на такую подробную рубрикацию, логика выставки даже при наличии сопроводительных текстов иногда оставалась загадкой и для неподготовленных зрителей, и для профессионалов в области цифрового искусства. Слишком сильный царил разнобой: с развлекательными аттракционами, основанными на технологиях, используемых не по назначению, соседствовали совсем не законспирированные политические послания – например, групповая прогулка по городу с муляжами «калашниковых», в которые встроены радиоприемники.



Старомодный динамик, небрежно обмотанные изолентой провода, смятые газетные листы – все это прозрачно намекает на сугубо публицистическую направленность работы мексиканской художницы Хулиеты Аранды. Ее звуковая скульптура воспроизводит национальные гимны 191 страны, сливающиеся в общий продолжительный гул.



Одна из премированных инсталляций. Работа австрийского художника Гордана Савичича «Сдавленный город: повседневная пытка» (Constraint City: The Pain of Everyday Life) представляет собой автоматически сжимающий тело жилет, в который вмонтированы датчики, реагирующие на сигналы беспроводных сетей wi-fi. Чем сильнее сигнал в том или ином районе города, тем туже сжимается жилет, оставляя болезненные синяки на вашей коже.

24-часовая видеоработа немецких художников Датенштрудель и Марка Форманека весьма функциональна. На лужайке в Восточном Берлине из досок выложено электронное табло часов; каждую минуту в кадр входят рабочие и меняют расположение досок в соответствии с реальным временем.



Главный приз «Трансмедиале». Видео американских художников Джулии Мельцер и Дэвида Торна «Не важно, да или нет, важно – когда» (Not a matter of if but when) создано в 2005–2006 годах в сотрудничестве с сирийским танцором и режиссером Рами Фара. Фильм рассказывает о попытке освежить значения слов в эпоху, когда словарный запас кажется исчерпанным, и сюжетно связан с политически неспокойной ситуацией в Сирии.



Что до работы московского коллектива Electroboutique, в который кроме меня входят Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев, она, мне кажется, могла бы получить приз зрительских симпатий, если бы таковой на выставке присуждался. Посетители нас буквально осаждали. Проект Media Art 2.0 манифестирует желание группы вырваться из гетто цифрового искусства и двинуться в сторону внятности и коммерческой востребованности.



Выставка открыта до 24 февраля

Сетевым проектам немецко-итальянскиого дуэта Ханса Юберморгана и Алессандро Людовико уже во второй раз достается второй приз Трансмедиале. В 2006 году это был проект Google will eat itself, в котором авторы при помощи зарегистрированных пользователей интернета скупают акции Google за стредства, совместно заработанные на его же рекламных баннерах. Представленный на нынешней выставке хакерский проект Amazon Noir позволяет реконструировать полные тексты книг, выложенных на странице Amazon.com лишь частями в рекламных целях



Фото: TRANSMEDIALE.DE, Роман Минаев, Аристарх Чернышев

 

 

 

 

 

Все новости ›