Оцените материал

Просмотров: 41443

Вернисажи недели. 19–25 марта

19/03/2012
Крис Маркер в ММСИ, Дмитрий Гутов в галерее Гельмана, Андрей Филиппов в Stella Art Foundation

Имена:  Дмитрий Гутов

©  Courtesy the artist and Peter Blum Gallery, New York

Крис Маркер. Без названия (из «Пустых людей»). 2005

Крис Маркер. Без названия (из «Пустых людей»). 2005

19 марта, понедельник, 17:00
Институт Сервантеса в Москве
Новинский б-р, д. 20-а, стр.1—2

Луис Рамон Марин. Фотографии 1908—1940

©  Предоставлено ММАМ

Фотограф Луис Рамон Марин у самолетика. 1910-е годы

Фотограф Луис Рамон Марин у самолетика. 1910-е годы

Архив фотожурналиста и репортера Луиса Рамона Марина (1884—1944) состоит из более 15 тысяч стеклянных пластин. Несколько десятилетий он хранился замурованным в стене кухни, куда его спрятала вдова Марина, опасаясь репрессий режима. Фотографии Марина запечатлели довоенную жизнь Испании, портреты Альфонса XIII и членов королевской семьи, республиканцев, а также сцены мадридской жизни, портреты интеллектуалов, артистов, авиаторов и автогонщиков; автор привлекает внимание к спрятанным и забытым страницам испанской истории. На выставке в рамках «Фотобиеннале-2012» будут показаны современные копии с шестидесяти черно-белых фотографий Луиса Рамона Марина, хранящихся в архиве Фонда Пабло Иглесиаса.
По 25 апреля


19 марта, понедельник, 19:00
Московский музей современного искусства
Тверской б-р, д. 9

Крис Маркер. Фильмы и фотографии

©  Courtesy the artist and Peter Blum Gallery, New York

Крис Маркер. Люди Совы. 1995

Крис Маркер. Люди Совы. 1995

На выставке одного из самых влиятельных кинематографистов послевоенной эпохи (р. 1921) будут представлены его самые известные фотосерии: «Корейцы», «Который ей час?», «Киноафиши», «По мотивам Дюрера», «Пустые люди». Ожидается также показ фильмов Криса Маркера, «Взлетная полоса» и «Без солнца» и пятиканальной видеоинсталляции «Немое кино», в которой автор выражает чрезвычайно личную реакцию на празднование столетия изобретения кино. Маркер вот уже более пятидесяти лет находится на передовом фланге технологии и эстетики, идеологии и формы, и его выставка в России — настоящее событие.
По 29 апреля


20 марта, вторник, 18:00
Галерея «Риджина»
4-й Сыромятнический пер, д. 1

Евгений Антуфьев. Исследование материала: поглощение

©  Предоставлено галереей «Риджина»

Работа Евгения Антуфьева

Работа Евгения Антуфьева

Как признается сам художник, изучение мифологических систем привело его к пониманию тесного родства героев современной мультипликации с древними архетипами: «Пластические свойства монстров и героев мультсериалов опираются на архаические каноны мифологических изображений. Практически любой сериал про роботов-трансформеров, затерянные царства или волшебные мечи создает собственные пантеоны из героев и злодеев, чьи черты удивительно напоминают богов и демонов. Каноны ритуальных изображений мигрировали. Трансформеры, например, явно прослеживают свое происхождение от индуистских богов». Новый проект Антуфьева посвящен пластике мультфильмов и дешевых фильмов ужасов, а его новые объекты на этот раз сделаны не из старых, а из новых материалов.
По 21 апреля


20 марта, вторник, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Дискуссия «Площадки перформанса на мировой актуальной художественной сцене»
Участники встречи — Вольдемар Татарчук (Польша), Джоанна Матушек (США), Юлия Аксёнова, Лиза Морозова, Андрей Кузькин (Москва) — обсудят многообразие перформативных практик и пространства для перформанса, в частности, расскажут об основных мировых его площадках, таких как Performa (Нью-Йорк, США), Фестиваль перформанса в Салониках (Греция) и др.


20 марта, вторник, 19:30
Галерея Елены Врублевской
Рождественский б-р, д. 19

Бронислав Виногродский. Творчество состояний, или Искусство управляемых совпадений

©  Предоставлено галереей Елены Врублевской

Бронислав Виногродский. Из серии «Искусство управляемых совпадений». 2011

Бронислав Виногродский. Из серии «Искусство управляемых совпадений». 2011

Выставка китаеведа, переводчика знаковых китайских текстов «Книги Перемен», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» Бронисалава Виногродского продолжает цикл «Пространство Мастеров», в котором «известные практики, психологи, мастера духовных традиций воплощают и передают опыт и знания посредством визуальных искусств». В данном случае это авторские рисунки с текстами, отсылающие к китайской каллиграфии и опирающиеся на элементы практической семиотики.
По 19 мая


21 марта, среда, 19:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16

Микаэль Суботски. Бофорт-Уэст

©  Предоставлено: Микаэль Суботски и Goodman Gallery, ЮАР

Микаэль Суботски. Воскресная служба, Тюрьма Бофорт Уэст

Микаэль Суботски. Воскресная служба, Тюрьма Бофорт Уэст

Молодой южноафриканский фотограф Микаэль Суботски (р. 1981) последние восемь лет снимает печально известные тюрьмы Южной Африки, маленький городок Бофорт-Уэст и Понт-Сити — небоскреб в Йоханнесбурге. В своих сериях он сочетает прямую социальную документацию с интересом к исследованию структуры повествования и репрезентации. По словам Джонни Стейнберга, «фотографии Суботски оставляют впечатление взгляда на нечто такое, что вы знали всегда, ни разу не видя». Один из самых ярких примеров, тюрьма Бофорт-Уэст, построенная прямо на кольцевой авторазвязке, посреди самой загруженной магистрали Южной Африки. Как пишет тот же Стейнберг, этот факт «настолько поражает, что трудно даже понять, смешно это, трагично или просто безумно. Кажется, что это не фрагмент реальности, а произведение какого-то комика, попытавшегося выразить отношение этого городка к миру, проносящемуся мимо него».

Питер Хьюго. Гиена и другие люди

©  Pieter Hugo, предоставлено Yossi Milo Gallery, Нью-Йорк и Michael Stevenson Gallery, Кейптаун

Питер Хьюго. Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Лагос, Нигерия, 2007. Из серии «Гиена и другие люди». Цветной цифровой отпечаток

Питер Хьюго. Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Лагос, Нигерия, 2007. Из серии «Гиена и другие люди». Цветной цифровой отпечаток

Другой южноафриканский фотограф, Питер Хьюго, посвятил свою серию портретам небольшой группы бродячих дрессировщиков, которые путешествуют по Южной Африке и устраивают представления с дикими животными. При этом фотографа интересуют не сами представления, а скорее бродячая повседневная цирковая жизнь. Как сообщается в пресс-релизе, «в его объективе бедная, но удивительно прекрасная страна, красивые, спокойные люди, которые зарабатывают на жизнь сложным и необычным трудом».

Кохей Йосиюки. Парк

©  Kohei Yoshiyuki, предоставлено Yossi Milo Gallery, Нью-Йорк

Кохей Йосиюки. Без названия. 1971. Из серии «Парк». Серебряно-желатиновый отпечаток

Кохей Йосиюки. Без названия. 1971. Из серии «Парк». Серебряно-желатиновый отпечаток

Японский фотограф Кохей Йосиюки (р. 1946) снимал свой проект по ночам в японских парках со вспышкой на чувствительную к инфракрасным лучам пленку, застигая тайные свидания и их многочисленных подглядывающих зрителей. Впервые этот проект был показан в Токио в 1979 году при полной темноте — посетителям галереи выдавали фонарики для осмотра экспозиции. О вышедшей в 1980 году книге Мартин Парр сказал, что это «блестящий образец социального документа, превосходно зафиксировавшего одиночество, тоску и отчаяние, с которыми часто связаны половые и человеческие отношения в жестокой метрополии вроде Токио».

Тайо Онорато и Нико Кребс. Великое нереальное

©  Предоставлено ММАМ

Тайо Онорато и Нико Кребс. Из серии «Великое нереальное». 2005 – 2009

Тайо Онорато и Нико Кребс. Из серии «Великое нереальное». 2005 – 2009

Швейцарские фотографы Тайо Онорато и Нико Кребс, продолжая начатую полвека назад Робертом Франком традицию путешествий по дорогам Америки, пытаются отойти от клише «путевых заметок» и, как нам сообщают, «заново изобретают этот жанр, переосмысляя технику и содержание... Их стиль основан на сознательном или случайном вмешательстве художника в реальность, в результате чего меняется ее восприятие зрителем».

Все четыре выставки проходят в рамках 9-го Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2012».
По 15 апреля


21 марта, среда, 11:00—18:00
22 марта, четверг, 11:00—18:00

ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Конференция «Григорьевские чтения. Языки, искусства и науки»
Конференция (куратор Виталий Пацюков), посвященная памяти Владимира Юрьевича Григорьева — математика, музыканта, историка культуры, профессора Московской консерватории, — организована в партнерстве с Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского. Предмет обсуждения — проблемы взаимосвязей художественных и научных языков, поиски новой интеграции и выявление специфики интуитивного мышления. В программе доклады психологов, биологов, математиков, физиков, музыковедов, историков искусства.


21 марта, среда, 19:00
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, флигель «Руина»
Ул. Воздвиженка, д. 5

Лекция Михаила Хазанова «Об архитектуре: идеалы и реалии»

©  Предоставлено Музеем архитектуры им. А. В. Щусева

Михаил Хазанов

Михаил Хазанов

В цикле лекций CREDO, знакомящих с творческими концепциями современных российских архитекторов, свое кредо представит известный архитектор Михаил Хазанов, автор архитектурного проекта ГЦСИ, мемориального комплекса «Катынский лес», комплекса зданий столичного правительства в «Москва-Сити» и других проектов. Он расскажет о профессии архитектора в глобальном пространстве; о том, как использовать исторический опыт предшественников; объяснит, почему в разработке архитектурных проектов важна положительная энергия.


22 марта, четверг, 19:00
Stella Art Foundation
Скарятинский пер. д. 7

Андрей Филиппов. Веерное отключение

©  Предоставлено Stella Art Foundation

К выставке Андрея Филиппова «Веерное отключение»

К выставке Андрея Филиппова «Веерное отключение»

Персональная выставка Андрея Филиппова включена в сложную выставочную конструкцию — это часть второго триптиха творческого объединения «Купидон» (первый состоялся в 2009 году; каждый из этих триптихов представляет выставку группы и сольные экспозиции ее участников). Центральное место в инсталляции занимают электродинамические объекты — складывающиеся и разворачивающиеся веера с изображением небес; за каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением держащей свиток руки ангела. Здесь можно усмотреть аллюзии на библейский образ конца света («небо скрылось, свившись как свиток») и характерное для московской концептуальной школы увлечение «китайщиной».
По 1 мая


22 марта, четверг, 19:00
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, флигель «Руина»
Ул. Воздвиженка, д. 5

Лекция Игоря Казуся «Российский неомодернизм»

©  Предоставлено Музеем архитектуры им. А. В. Щусева

Вернисажи недели. 19–25 марта
Отсутствие четких границ между ведущими архитектурными направлениями 1990-х и 2000-х — деконструктивизмом, неоконструктивизмом, хай-теком — и своеобразный «полифонизм» характерны для новой российской архитектуры. Рассказ о ней будет сопровождаться показом лучших произведений современной архитектуры Москвы — как сообщает анонс, «устремленной в будущее».


22 марта, четверг, 19:00
Галерея М&Ю Гельман на «Винзаводе»
4-й Сыромятнический пер., д. 1/6

Дмитрий Гутов. εἰκών

©  Предоставлено галереей «Гельман»

Дмитрий Гутов. Из проекта «εἰκών». 2012

Дмитрий Гутов. Из проекта «εἰκών». 2012

Новая серия трехмерных железных объектов Дмитрия Гутова посвящена древнерусской иконе, которую классическая марксистская эстетика считала идеальным искусством, живым наследием античной Греции. Актуальность обращения к иконе художник объясняет нынешней атмосферой, близкой временам распада Римской империи, когда «вера в чудеса и разные формы отказа от разума расцветали с невероятной интенсивностью». Очереди к поясу Девы Марии, дауншифтинг, интерес к восточным практикам и даже антипутинские демонстрации Гутов предлагает считать «отказом от радости потребления в пользу более возвышенных ценностей» и определяет свою роль как «Уорхол наизнанку»: «Мои иконы, совершенно, к слову сказать, канонические, но очищенные от всякой даже тени стилизации, это антибанка консервированного супа». Анатолий Осмоловский предлагает рассматривать «решетки» Гутова как особый вид пространственной скульптуры, изображение в которой начинает искажаться, стоит отойти чуть влево или вправо, причем искажение это проходит все стадии развития искусства XX века — от кубизма и экспрессионизма к радикальной абстракции. Поэтому история искусства может восприниматься как результат физического перемещения тела в пространстве или политического перемещения в границах спектра («влево» — «вправо»).
По 20 апреля


22 марта, четверг, 18:00
Политехнический музей
Новая пл., д. 3/4, подъезд 1

Сила воды
Мишель Маранг. Из серии «Грязные окна». No.12

Мишель Маранг. Из серии «Грязные окна». No.12

Проект галереи East Meets West Gallery приурочен к Всемирному дню воды, учрежденному ООН в 1993 году. В этом году он посвящен безопасности воды и пищи и затрагивает разные аспекты взаимоотношения культуры, просвещения и повседневной жизни человека. Двенадцать художников — участников выставки предлагают свое прочтение универсальных тем воды и жизни, человека, искусства. Участники проекта: Наоми Маки (Япония), Татьяна Баданина, Патриция Бонанцинга (Италия), Лилиана Спикторенко, Алена Тельпуховская, Владимир Наседкин, Александр Олигеров, Геннадий Трошков, Мишель Маранг (Нидерланды), Алексей Ланцев, Ханс Мендлер (Германия), Мел Теобальд (США).
По 10 мая


22 марта, четверг, 18:00 – лекция, 19:00 – мастер-класс
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., д. 4

Педагогическая поэма
В рамках художественно-образовательной программы проекта Арсения Жиляева и Ильи Будрайтскиса «Педагогическая поэма» состоится лекция Ильи Будрайтскиса «История как рассказ. Большие и малые формы исторического исследования. Источник, свидетельство, память» и мастер-класс петербургской художницы Ольги Житлиной.


23 марта, пятница, 18:00 – лекция, 19:00 – дискуссия
Арсенал, Киев

Лекция Антона Видокля «Искусство без образования» и дискуссия
В рамках дискуссионной платформы «Искусство после конца света» (куратор – Екатерина Деготь) выступит художник, куратор, основатель рассылки и журнала e-flux Антон Видокль. В дискуссии с ним примут участие главные редакторы и представители украинских сетевых и бумажных изданий Art Ukraine (Алиса Ложкина), «Политическая критика» (Алексей Радинский), «Просторы» (Евгения Белорусец), «Коридор» (Екатерина Ботанова), «Спiльне» (Анастасия Рябчук). Ведут дискуссию Екатерина Деготь и Алексей Радинский.


23 марта, пятница, 19:00
Книжный магазин «Гилея»
Тверской бульвар, 9

Презентация книги Алека Д. Эпштейна «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии»
Российско-израильский историк и социолог, специалист по социологии образования, интеллектуальной истории и оппозиционным общественно-политическим организациям Алек Д. Эпштейн представит в «Гилее» свою новую книгу «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии». Подробнее о книге. Его предыдущая, совместная с Олегом Васильевым книга, вышедшая в «Гилее» в 2011 году, называлась «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России».


23 марта, пятница, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Круглый стол «ГЦСИ: История, эволюция»
Участники круглого стола — Леонид Бажанов, Михаил Миндлин, Елена Баканова, Евгений Барабанов, Константин Бохоров, Анна Гор, Ирина Горлова, Марина Колдобская, Захар Коловский, Евгения Кикодзе, Владимир Левашов, Александра Обухова, Виталий Пацюков, Алиса Прудникова, Ася Силаева, Евгений Уманский, Елена Цветаева, Дарья Филипповская — в преддверии 20-летия учреждения ГЦСИ (август 1992) обсудят итоги своей работы, попытаются проанализировать эволюцию, скоординировать работу филиалов и выстроить перспективы будущего развития.


23 марта, пятница, 19:00
Random gallery
Ул. Поварская, д. 20 (в помещении проекта «Открытая сцена»)

Илья Коробков. Тексты
На выставке будут непрерывно демонстрироваться пять видеоработ Ильи Коробкова: Das Kapital, «Проекции Эйлера», «Наследие», «Пустота» и «Фундамент», объединенные в одну 22-минутную программу. По словам художника, он работает с текстом, причем с текстом осязаемым, вещественным. Как пишет Сергей Гуськов, в этой «ориентации на текст... связанный крепкими узами с книгой или изображением... в самой его структуре, зависимой от превратностей материального носителя, заложены семена сомнения, которые, если верить Аристотелю, вполне могут стать началом мудрости».
По 25 марта


24 марта, суббота, 14:00
Историко-мемориальный музей «Пресня» Б. Предтеченский пер., д. 4

Педагогическая поэма
В субботней программе «Педагогической поэмы» лекция Марии Чехонадских «Фабрика как модель художественного производства: Третьяков, Дюшан, Уорхол», продолжение вводной лекции Арсения Жиляева «От пещеры забытых снов до фабрики знаний» (с 15:10) и группа по чтению Влада Софронова «Введение в критическую теорию» (с 16:20).

 

 

 

 

 

Все новости ›