Оцените материал

Просмотров: 54037

Куда пойти в зимние каникулы

29/12/2011
Вернисажей пока нет, самое время посмотреть то, что пропустили. Наша обязательная программа в Москве, Петербурге, Киеве, Лондоне, Париже, Риме и Нью-Йорке

Имена:  Анни Лейбовиц · Караваджо · Карстен Хёллер · Маурицио Каттелан · Николай Ге · Саня Ивекович · Синтия Марселле · Уильям Блейк · Эдвард Мунк

©  Предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина

Кандинский В.В. Железная дорога (Поезд) в Мурнау. 1909

Кандинский В.В. Железная дорога (Поезд) в Мурнау. 1909

В МОСКВЕ

Караваджо
Уильям Блейк и британские визионеры

ГМИИ им. А. С. Пушкина
По 19 февраля

©  Галерея Тейт Бритен, Лондон

Уильям Блейк. Жалость. Около 1795

Уильям Блейк. Жалость. Около 1795

В отличие от многих других заведений музей работает 1 января (с 12:00 до 19:00), и, возможно, в этот день здесь как раз не будет огромных очередей на улице, с которыми уже прочно ассоциируется этот адрес. Со своей стороны мы настоятельно рекомендуем к посещению выставку Караваджо, к которой полезно присовокупить и просмотр выставки «Уильям Блейк и британские визионеры» (обе выставки в главном здании). Показ Караваджо — настоящее событие, это первая выставка такого масштаба за пределами Италии. Хотя предоставленный римской церковью Санта Мария дель Пополо шедевр «Обращение Савла», вероятно, уже покинул стены музея, оставшиеся десять полотен великого итальянского художника, среди которых «Положение во гроб», чрезвычайно редко покидающее стены Ватиканского музея, гарантируют сильнейшее переживание от встречи с прекрасным. Надо сказать, биография художника (в экспозиции рассказана драматичная история его короткой, но полной приключений жизни) впечатляет не меньше.


Кандинский и «Синий всадник»
Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990—2005

Музей личных коллекций
По 15 января

©  Предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина

Кандинский В.В. Впечатление III. Концерт. 1911

Кандинский В.В. Впечатление III. Концерт. 1911

В Музей личных коллекций не стоит очередей, хотя обе выставки того заслуживали бы. На выставке «Синего всадника» впервые в Москве показывают коллекцию экспрессионизма мюнхенской галереи Ленбаххаус, завещанную музею немецкой подругой Кандинского — художницей Габриэле Мюнтер. Среди произведений — тридцать полотен самого Кандинского, который с началом мировой войны вынужден был покинуть Германию, а также работы Алексея Явленского, Франца Марка и других художников.

На выставке Анни Лейбовиц, входящей, пожалуй, в число самых знаменитых сегодня фотографов (и уж точно самой известной женщины-фотографа), помимо хорошо известных работ показывают снимки из ее частной жизни, что, на наш взгляд, гораздо более интересно.


Что есть истина? Николай Ге
«Бесконечная Татлин чаша великого...»

Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, д. 10
По 5 февраля (Николай Ге), по 26 февраля (Татлин)


©  Предоставлено ГТГ

Николай Ге. Закат на море в Ливорно. 1862

Николай Ге. Закат на море в Ливорно. 1862

Юбилейная выставка к 180-летию знаменитого русского художника Николая Ге, в ряде своих работ абсолютно сопоставимого по масштабам с Караваджо. Особенно примечательной ее делают знаменитое «Распятие» (1892) из Музея д’Орсе и крупноформатные рисунки Ге из коллекции Кристофа Больмана (музей приобрел их в мае благодаря финансовой поддержке ОАО «Банк ВТБ»). Рисунки чудом избежали забвения, сам Больман купил их за бесценок в Швейцарии, на некоторых даже видны следы башмаков. Лучшие картины Ге из т. н. «Страстного цикла» — «Что есть истина?», «Голгофа», «Суд Синедриона» — были запрещены царской цензурой к показу на посмертной выставке работ Ге в 1895 году и исключены из его альбома 1903 года.

Выставка Татлина — оммаж одному из лидеров русского авангарда. Она названа словами Николая Пунина: «Бесконечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему — одному поколению». Выставка небольшая, но весьма убедительная. Устремленные в будущее утопические проекты и чрезвычайно актуальные и сегодня идеи; причаститься к чаше-Татлину настоятельно рекомендуется.


©  Предоставлено фондом культуры «ЕКАТЕРИНА»

Георгий Гурьянов. Авиатор. 1999

Георгий Гурьянов. Авиатор. 1999

Новая академия. Санкт-Петербург
Фонд культуры «Екатерина»
По 29 января

Первый масштабный показ в Москве важного движения в современном искусстве Петербурга 1990—2000-х годов. Основанное покойным художником Тимуром Новиковым, с момента его смерти в 2002 году, оно заметно утратило былую энергетику. Обманчивый консерватизм со всеми признаками настоящего авангарда, не слишком любимый в Москве, но довольно высоко ценимый в мире.



Архитектор власти. К 120-летию со дня рождения Бориса Иофана
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
По 26 февраля

©  Предоставлено Государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева

Иофан Б.М., Гельфрейх В.Г., Щуко В.А. Дворец Советов. Разработка варианта, принятого за основу. Перспектива. 1934

Иофан Б.М., Гельфрейх В.Г., Щуко В.А. Дворец Советов. Разработка варианта, принятого за основу. Перспектива. 1934

Юбилейная выставка главного архитектора сталинского ампира, начинавшего свою карьеру в Италии. Его грандиозным планам преображения центра Москвы не суждено было сбыться. На выставке показывают графику, фотографию и макеты, многие — впервые. Сам архитектор до смерти прожил в построенном по его проекту Доме на набережной, однако о злополучной судьбе его соседей выставка предусмотрительно умалчивает.


В ПЕТЕРБУРГЕ

Святая Русь
Государственный Русский музей, Михайловский замок
По 5 февраля

©  Государственный Русский музей

Икона. Чудо святого Георгия о змие. Вторая четверть XV века. Новгород

Икона. Чудо святого Георгия о змие. Вторая четверть XV века. Новгород

Летом выставку показывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу, до этого в Лувре. 350 шедевров X — начала XVIII веков, раскрывающих «созидательную роль православия» в истории Древней Руси. Уникальные образцы иконописи, ювелирного дела, шитья, прикладного искусства, скульптуры, берестяные грамоты, редчайшие рукописные и печатные книги допетровского времени. Выставка недвусмысленно идеологическая и официозная (она организована по инициативе президента Медведева), но когда еще вместе увидишь такое количество уникальных вещей, собранных из множества музеев и архивов?


В КИЕВЕ

Синтия Марселле. Видеть, чтобы быть увиденным
Выставка двадцати номинантов премии PinchukArtCentre 2011

PinchukArtCentre
По 8 января

©  Сергей Ильин  ⁄  Предоставлено PinchukArtCentre

Синтия Марселле - Сергей Ильин

Синтия Марселле

Бразильская художница Синтия Марселле, обладательница прошлогодней премии Future Generation Art Prize 2010, показывает в Киеве монументальную инсталляцию из ковра, который скрывает под собой сформированный из пыли ландшафт. Работа должна служить метафорой постоянных попыток человечества спрятать ошибки и грязь с глаз подальше, хотя у нас этот образ, может быть, будет прочитан как-то иначе. Дополняет инсталляцию фильм «Столетие», снятое совместно с кинематографистом Тиаго Мата Мачадо: яркий образ того, как и что век выбрасывал на свалку истории.

Одновременно в центре все еще идет выставка двадцати номинантов первой частной общенациональной премии в области современного искусства для молодых украинских художников до 35 лет — премии PinchukArtCentre 2011. В 2011 году премия вручалась во второй раз (вручение происходит каждый нечетный год и чередуется с Future Generation Art Prize). Все работы созданы специально для выставки, в большинстве своем это довольно эффектные инсталляции. Видео почти нет, и просмотр выставки не займет много времени. Как известно, обладателем главной премии стал Никита Кадан, а двух специальных премий удостоились Жанна Кадырова и Сергей Радкевич. Работа Радкевича, единственная из всех, экспонирована не в Центре, а в соседнем здании Бессарабского рынка. Зайдите туда: сцена Евхаристии на торцевой стене вовсе не киевский модерн эпохи М.А. Врубеля (как вы бы наверняка подумали, не предупреди мы вас вовремя), а самый что ни на есть contemporary art.


В ЛОНДОНЕ

©  Jean-Paul Goude

Grace Jones in a maternity dress designed by Jean-Paul Goude and Antonio Lopez. 1979

Grace Jones in a maternity dress designed by Jean-Paul Goude and Antonio Lopez. 1979

Постмодернизм: Стиль и субверсия 1970—1990/Postmodernism: Style & Subversion 1970 — 1990
Музей Виктории и Альберта
По 15 января

Чрезвычайно посещаемый музейный проект, посвященный постмодернизму. В экспозиции произведения современного искусства объединены с предметами дизайна, печатными изданиями, голливудским кино, музыкой и т.п. Сами мы выставку, к сожалению, не видели, но слышали о ней самые восторженные отзывы.



Строя революцию: Советское искусство и архитектура 1915—1935/Building The Revolution: Soviet Art and Architecture 1915—1935
Королевская академия искусств
По 22 января

©  www.royalacademy.org.uk

El Lissitzky. Sketch for Proun 6B. 1919-21

El Lissitzky. Sketch for Proun 6B. 1919-21

Советский архитектурный авангард вплоть до 1935 года, вдохновленный открытиями супрематизма и конструктивизма. Рисунки архитекторов (Мельникова, Гинзбурга, Голосова, Весниных) сопоставлены с работами художников (Малевича, Татлина, Поповой, Лисицкого, Клюна, Клуциса), а также фотографиями Ричарда Пэйра. Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Салониках (где хранится коллекция Костаки) и при участии Музея архитектуры имени Щусева. Весной она переедет в Берлин, о чем читайте в арт-гиде на 2012 год.


В ПАРИЖЕ

Эдвард Мунк. Современный глаз/Edward Munch. L’Oeil Moderne
Яёи Кусама/Yayoi Kusama

Центр Помпиду

По 23 января (Мунк), по 9 января (Кусама)

©  www.centrepompidou.fr

Edvard Munch. Starry Night. 1922-1924

Edvard Munch. Starry Night. 1922-1924

Эдвард Мунк после смерти, подобно Ван Гогу, превратился из маргинального одаренного невротика в одного из самых популярных у широких масс художников ХХ века, чему способствовало и то, что его картины из музеев все время воруют (а может быть, эти кражи как раз являются следствием моды на Мунка). Так что если вы еще не были в Норвегии, посмотрите на Мунка в Париже: его депрессивность поможет оттенить тот разгул потребления, которому вы, без сомнения, предадитесь во французской столице. Позже выставка пройдет во Франкфурте и Лондоне, см. наш арт-гид на 2012 год. Одновременно в музее проходит первая во Франции ретроспектива (150 работ) весьма причудливой пожилой японской художницы, которая располагается где-то между авангардом и art brut — Яёи Кусамы. С 1958 по 1973 год она жила в Нью-Йорке и была участницей самой радикальной сцены, а ныне уже много лет находится по собственному выбору в психиатрической больнице в Японии и продолжает творить там. Она живописец, скульптор, перформер, писатель и певица и становится очень известной в последние годы.


В РИМЕ

Индийское шоссе / Indian Highway
Музей MAXXI
По 29 января

©  Courtesy Jitish Kallat and ARNDT, Berlin

Jitish Kallat. Baggage Claim - Courtesy Jitish Kallat and ARNDT, Berlin

Jitish Kallat. Baggage Claim

Если вы в Риме уже в сотый раз и обошли все церкви, то посмотрите совместный кураторский проект Ханса Ульриха Обриста, Гуннара Кварана и Джулии Пейтон-Джонс, который объездил уже пол-Европы и посвящен не слишком известному в мире современному искусству Индии. Благодаря этому туру оно, возможно, станет не менее популярным, чем некогда китайское и африканское искусство.


В НЬЮ-ЙОРКЕ

Карстен Хёллер: Опыт / Carsten Höller: Experience
New Museum
По 15 января

©  Benoit Pailley

Вид экспозиции «Experience» в Новом Музее в Нью-Йорке

Вид экспозиции «Experience» в Новом Музее в Нью-Йорке

Масштабная ретроспектива живущего в Стокгольме бельгийского художника, подготовленная куратором Массимилиано Джони. Один из самых известных художников, появившихся в 1990-е, Карстен Хёллер покажет свои инсталляции с хитроумными световыми и пространственными эффектами, объединенные некой общей сценографией. Здесь можно прокатиться на знаменитой хёллеровской спиральной горке (детям-подросткам можно, маленьким нельзя), поучаствовать в других «партиципаторных», как сейчас говорят, проектах, и вообще, видимо, развлечься на славу.


Маурицио Каттелан: Всё / Maurizio Cattelan: All
Музей Соломона Гуггенхайма
По 22 января

©  David Heald / Solomon R. Guggenheim Foundation

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Маурицио Каттелан долго отказывался от ретроспективной выставки своих работ в Гуггенхайме, объясняя это тем, что многие его произведения привязаны к месту или основаны на перформансе. В итоге он решил выставить все сделанное им с конца 1980-х до наших дней, просто подвесив более 130 своих работ в центральном пространстве знаменитой спирали Гуггенхайма. Отказ от стен и последовательности залов позволил ему нарушить конвенциональный хронологический порядок и побороть любые иерархии. Музейщикам же пришлось совершить настоящий инженерный подвиг.


Саня Ивекович: сладкое насилие/Sanja Iveković: Sweet Violence
MoMA
По 26 марта

©  2011 Sanja Iveković / www.moma.org

Sanja Iveković. Make-Up. 1979

Sanja Iveković. Make-Up. 1979

Музейная ретроспектива знаменитой хорватской художницы Сани Ивекович охватывает сорок лет ее творчества: увлечение феминизмом, противостояние официальному искусству, ранние эксперименты с видео и перформансом продолжаются современными исследованиями постсоциалистической официальной политики, гендерных ролей и парадоксов коллективной памяти. Как нам сообщают из Нью-Йорка, попасть на ее живые перформансы (если они еще будут иметь место к вашему приезду) крайне трудно.

 

 

 

 

 

Все новости ›