Сказать «да» чему-то неопределенному – это очень по-дадаистски.

Оцените материал

Просмотров: 34680

Адриан Нотц: «Сегодня дадаизм – это демократически избранное искусство»

Екатерина Лазарева · 08/09/2011
Содиректор «Кабаре Вольтер» о дадаизме у Леди Гаги, у группы Война, Yes Man и братьев Чепмен

Имена:  Адриан Нотц

©  Courtesy AdrianNotz

Адриан Нотц

Адриан Нотц

Содиректор «Кабаре Вольтер» в Цюрихе и куратор специального проекта 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры: Dada Moscow» Адриан Нотц рассказал ЕКАТЕРИНЕ ЛАЗАРЕВОЙ о планах «Кабаре Вольтер» в преддверии столетия дадаизма (1916—2016) и поделился опытом переосмысления и актуализации наследия дада.


— Дадаизм иногда называют первым постмодернистским течением. Действительно, кажется, что он все еще актуален сегодня — в отличие от других великих «измов» — футуризма, конструктивизма или сюрреализма. Возможно, дада сохраняет свою релевантность как раз в силу отсутствия у него ясно сформулированной позитивной программы благодаря идее антиискусства, которую ваша соотечественница Биче Куригер почему-то объявила неактуальной?

— Да, глядя на работы совсем молодых художников, учащихся художественных школ, можно заметить, что все они попадаются на крючок дада. Его дикость, протест, амбициозность и неопределенность близки пубертатному состоянию. С дада очень легко идентифицироваться — это множественная, разнообразная и противоречивая история. Кроме того, «дада» хорошо звучит, это отличный бренд. Многие течения и группы в истории искусства с ним связаны: сюрреалисты, леттристы, ситуационисты, битники, Флюксус, панк-движение и так далее. Все они складываются в своеобразную линию преемственности от дада.

— Дадаизму удалось стать международным движением или это была скорее попытка создать его?

— Тцара, конечно, всегда говорил о mouvement Dada, но, как сказал Тобиа Беццола на лекции в Москве, это была скорее декларация. Я думаю, что это было не движение и не стиль, а нечто вроде места встречи или метадвижения. На своей первой выставке здесь, в Цюрихе, в первой дадаистской галерее Coray, дадаисты показали работы Пикассо, Де Кирико, а также африканскую скульптуру… Дада удалось объединить множество стилей.

— И, вероятно, именно в силу этого пребывания вне эстетики, вне стиля дадаизм по-прежнему представляется неисчерпанным.

— Забавно, но многие художники, когда мы приглашаем их сделать что-то у нас, с удивлением обнаруживают в дадаизме какие-то совершенно новые вещи, даже если сам дадаизм не слишком их увлекает. Хотя, если покопаться, можно найти множество связей с дада даже на чисто формальном уровне. Например, делая проект с Джейком и Диносом Чепменами, я понял, что показать их рядом с дада — это все равно что тушить пожар огнем: вместе они просто убивают друг друга. И те и другие своего рода трикстеры, они вызывают недоверие, и если свести их вместе, то перестаешь верить вообще чему бы то ни было. То же самое можно сказать про другого трикстера — и, на мой взгляд, настоящего дадаиста — Маурицио Кателлана. Мне было интересно сходить с Чепменами в Кунстхаус, посмотреть их глазами на дадаистов, но выставка, которую они здесь сделали, не работала. В их проекте здесь была показана настоящая работа Брейгеля 1607 года, но никто не верил, что это подлинник. В сочетании «Кабаре Вольтер, дада, Джейк и Динос Чепмены» было слишком много неизвестного, поэтому подлинность Брейгеля выглядела сомнительной.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • zAdorno· 2011-09-08 19:39:36
    О русском «дадаисте» в Цюрихе, очень любопытный материал:
    http://www.topos.ru/article/1721
  • Lena Kallo· 2011-09-09 13:15:51
    Дада в России - это прежде всего Валентин Яковлевич Парнах, только он не цюрихского извода, а берлинского и парижского. И это очень интересная тема для будущих исследователей.
Все новости ›