Оцените материал

Просмотров: 3322

Две выставки глянцевых фотографов

Игорь Гребельников · 25/03/2008
В рамках Фотобиеннале открылись выставки двух фотографов, прославившихся на ниве портретирования звезд шоу-бизнеса и кино: в Московском музее современного искусства показывают «Четыре измерения Антона Корбайна», в галерее «Победа» – Visually Hungry Ранкина. Игорь Гребельников сравнил свои впечатления

Имена:  Антон Корбайн

©  Артем Прокудин

Две выставки глянцевых фотографов
В рамках Фотобиеннале открылись выставки двух фотографов, прославившихся на ниве портретирования звезд шоу-бизнеса и кино: в Московском музее современного искусства показывают «Четыре измерения Антона Корбайна», в галерее «Победа» – Visually Hungry Ранкина. Игорь Гребельников сравнил свои впечатления
Так совпало, что одновременно с выставкой фотографий Антона Корбайна в московский прокат выходит и его первый полнометражный фильм — «Контроль», посвященный жизни и творчеству Йена Кертиса, лидера культовой манчестерской панк-группы Joy Division. Он покончил с собой в 1980 году в возрасте 23 лет, успев отметиться на фотопленке Корбайна. Эта фотография есть на выставке: Иен Кертис будто случайно оборачивается в камеру, тогда как другие музыканты, спускающиеся в метро, оказались сняты со спины. Нет желания обличать постановочность этого кадра: настолько он безупречен. Смерть героя придала этому снимку в глазах поклонников качество иконы, а сам Корбайн стал одним из первых icon-maker'ов современной фотографии. Именно его снимками запомнились главные герои рок-музыки 80-х и начала 90-х: U2, Depeсhе Mode, Nirvana, Ник Кейв. Не говоря уже об обложках дисков и видеоклипах. Выставка в Московском музее современного искусства — осуществленная мечта для тех, кто вырос на этой музыке. И на ней многие до сих пор растут: подростки трясут головами в такт и подпевают видео группы Nirvana «Heart Shaped Box», демонстрируемом на мониторе. Кстати, до видеоряда этого клипа, снятого в 1991 году, по степени «кощунственности» и провокативности современным арт-хулиганам вроде братьев Чепмен очень далеко. Они в определенной степени ученики Корбайна.

Мрачноватая стилистика его портретов соответствует духу той музыки, которой они навеяны, — постпанку и гранжу. Корбайну очень повезло со временем и героями, которые сами своим обликом и манерами определили стиль эпохи. Под влиянием драных джинсов и вытянутых, застиранных футболок Курта Кобейна стиль гранж появился на подиумах (впервые — у Марка Джейкобса, и то с опозданием не на один год), а затем распространился на массовую одежду. А «косухи» и прически Depechе Mode?! Это сейчас все наоборот: имиджем музыкантов занимаются стилисты, и многие звезды снимаются в рекламе известных брендов. Стиль Корбайна — нечеткие, расфокусированные лица, периферийное расположение лиц в кадре, зернистость, будничный, как бы случайный антураж, имитация кадров папарацци — с легкостью восприняли и голливудские звезды (на выставке есть изумительные портреты Клинта Иствуда, Мэла Гибсона, Роберта де Ниро), и топ-модели (Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс).

©  Артем Прокудин

Две выставки глянцевых фотографов
Выставка «Четыре измерения Антона Корбайна» — это снимки из четырех альбомов фотографа: Famouz (1989), Star Trak (1996), «33 натюрморта» (1999), A. Somebody (2002). Измерения сложно оценить при той развеске, что практикуется в неудобных стенах музея на Петровке. Примечательно, что снимки, сделанные в 70-е годы, благодаря современной крупноформатной печати уравнялись с тем, что сделаны фотографом в последние годы. Дань ли это музейным стенам, явно предпочитающим сегодня большой формат, или здесь заложена какая-то коммерческая потенция, но такое обилие многометровых портретов лишает экспозицию историчности, связи со временем, породившим и героев, и соответствующую эстетику, проводником которой выступает фотограф Антон Корбайн.

Беззастенчиво крупный формат сближает ретроспективу Корбайна с выставкой Visually Hungry лондонского фотографа Ранкина в галерее «Победа». Стиль Ранкина, который тоже снимает звезд, ближе рекламной эстетике и мало стремится к документальности: обилие обнаженного тела, яркие цвета, безупречно гладкая кожа. Эти фотографии призваны «утолить визуальный голод», что вполне достижимо для их автора, основателя и редактора таких модных лондонских журналов как Dazed & Confused, Another Magazine, Rank.

Перенесенные из журналов в галерейные стены, эти снимки обретают не только качество коммерческого продукта (у них отменная печать), но еще и вплотную приближаются к тому, чтобы стать подлинными иконами — осталось дело за соответствующими интерьерами и щедрыми поклонниками.

©  Артем Прокудин

Две выставки глянцевых фотографов

 

 

 

 

 

Все новости ›