Организация, руководящая деятельностью художников, осталась в советском прошлом, и все этому рады. Вопрос об организации, которая бы защищала минимальные насущные интересы…

Оцените материал

Просмотров: 50559

Нужно ли деятелям культуры создавать профсоюз?

07/04/2010
Страницы:
   
    

«ПРОФСОЮЗ — ЭТО СРЕДСТВО ВЫБИТЬ ГОНОРАР?»

Кети Чухров. Я хотела продолжить то, что сказала Маша и что упомянула Катя. Вопрос в том, что если мы считаем центральной единицей художественного процесса и художественной системы галерею, то совершенно меняется вообще функция искусства. Меняется то, как мы полагаем творческую деятельность и как художник понимает себя: как частного предпринимателя либо как работника творческого труда. Если мы считаем галерею важнейшей точкой художественной системы, то даже художник автоматически подражает галеристу как частному предпринимателю. И тогда ему не нужен никакой профсоюз, никакая организация. Но я хочу сказать, что творческие союзы, которые существовали в советское время, конечно, были все, так сказать, начетническими. Но они существовали, постольку поскольку художественная деятельность была некоммерческой, и поэтому предоставляли поддержку и социальную защиту. На что, где жить художнику, пока он делает работу? Как ему осуществлять семейную жизнь, пока он творчески работает? Здесь Владимир Дубосарский говорил о переносе западной системы сюда —тотально перенести ее невозможно, и сразу это невозможно сделать, потому что мы отстаем на 50 лет минимум. У нас, если сравнить с системой западной, нет системы искусства. У нас квазифеодальные отношения. Галеристы, несколько довольно ригидных институций, которые постоянно контролируются и не имеют свободы. А на Западе есть целый реестр художников, которые совершенно не хотят работать с галереями и при этом являются очень продвинутыми и важнейшими художниками нашей современности. Например, Марта Рослер не имела не то что галерейных, а музейных выставок до 60 лет. Тем не менее она была символом современного искусства, важнейшей фигурой. Проблема еще в том, например, что когда художник заканчивает Дюссельдорфскую академию, если он хорошо ее заканчивает у известного профессора, то имеет возможность на 50 процентов меньше платить за квартиру, в течение года поехать на несколько резиденций. Это целая система поддержек и социальных защит, которых здесь нет. Здесь говорили о том, что труд не оплачивается. Труд не оплачивается, потому что у нас нет такой категории, как artist’s fee [гонорар], но это тоже паллиатив, должна быть гибкая система, когда подготовка произведения, каким-то образом обществу и творческому сообществу нужная, оплачивается и есть какие-то буферы…

Гутов. Можно в виде справки: artists’s fee есть, в пятидесяти процентах случаев я получаю гонорар за свои инсталляции. Я просто говорю: я эту работу не буду делать без гонорара. Не будешь, иди вон. Или: на тебе гонорар. О чем вы говорите, друзья…

Рифф. Просто в виде справки: artists’s fee вообще появился только по ходу профсоюзной борьбы. Например, в Германии до 1993 или 1994 года вообще этого не было. Музеи всегда так аргументировали, что музейная выставка — это всегда хорошо, художник получает пространство, это повышение его статуса, и вообще, что вы хотите. Там есть такая организация, она называется IG Kultur; это профсоюз, условно говоря, в который очень легко вступить, ты можешь в принципе там анонимно находиться. Это огромная организация, она оказывает мощное давление на такие институции, как музей. В результате художникам действительно стали платить. Это не вопрос личной договоренности: «не дадите — ну тогда я пошел». Мне кажется, это очень наивный взгляд, что все зависит от личности художника. А что, если человек не может себе этого позволить?

Дёготь. В России многое выгоднее решать на личном уровне…

Рифф. Надо осознавать, что система есть, она не строится за один день, есть разные фазы. Artists’s fee — это завоевание. Это, например, нужно, если я хочу работать и не заниматься коммерческим искусством…

Осмоловский. Я здесь в продолжение высказывания Давида и в споре с Дмитрием Гутовым. Когда Дима говорит, что разговор с галеристом — личная проблема художника, это, конечно, высказывание звезды, потому что звезда может диктовать условия. Я тоже работаю с галеристами на разных условиях, некоторые и пяти процентов от меня не получают. Но есть молодые художники, которые находятся в чудовищных эксплуататорских отношениях с галеристами. С которыми делают… ну я не знаю, просто ломают так, что ничего не остается. И ведь на самом деле не идет разговор о проблеме с деньгами, ломка здесь происходит моральная. Потом, этот человек может не высказывать свое мнение, он забитый, запуганный, он ничего не может сказать своего. Это смерч просто. Последняя мысль. Мне представляется, что вообще-то профсоюз или какая-то там общественная организация является все-таки неким завершающим этапом формирования системы. У нас и так нет огромного количества различных институций, но, например, образовательных институций нет в России вообще ни одной. Вот я здесь сошлюсь на Медведева. Да, на того, который президент России, ну а чего? Он находится в нашем политическом поле, и он на самом деле высказал правильную мысль. Что нужно создавать определенные университетские структуры. Вот, собственно, мне кажется, что это создание университетских структур, в которые одновременно интегрированы художественные инициативы, кураторские, преподавательские классы, образовательные классы; там же могут выступать поэты. Я имею в виду, если мы будем говорить про такой тип творчества, как поэзия. Вообще, только через такие анклавы интеллектуальные может что-то получиться в творческом смысле. Потом уже, после того как эти анклавы, если они будут созданы и будут работать, могут объединиться, какая-то часть людей может создать те самые общественные организации. А начинать это все через идею, через концепцию — просто нереально. Образовательное учреждение — это насущно, и, главное, все могут в этом участвовать.

Ольга Чернышева. Извините, хотела коротко справку дать. Может, кто-то не помнит, вот мы все говорили, что надо институции европейские сюда перенести. А ведь несколько лет назад Иосиф Бакштейн ходил с анкетами, художники вступали в такую общемировую организацию. Я знаю про это меньше многих, потому что я там не участвую, я получила такую анкету, где у меня четыре ошибки было в фамилии, и я решила, что как-то не катит. Но смысл в том, что художники — молодые, процветающие, престарелые — сдают свои работы, и эта организация устраивает выставки и как-то их промотирует. Возит и возит, потом продает, а деньги создают как раз вот такую кассу. Эта организация не закрыта для русских художников, я помню, что-то обсуждали с Вадиком Захаровым, Ира Корина, кажется, туда входит… Ну то есть из российских художников — вполне такие увесистые. Если кому-то интересно, они делают очень много выставок, я постоянно получаю рассылку… В общем, есть такая история.

Арсений Жиляев. Пару слов скажу от молодых художников. Понятно, что ситуация суперсложная, что она постоянно мутирует, что это крайне типично не только для ситуации с искусством — прекаритет и так далее. Понятно, что Россия — очень специфичная страна, куча проблем; понятно, что художники обладают разным политическим весом и по-разному приходится выстраивать отношения с институциями и галереями. Но когда речь идет о конкретной инициативе, мне кажется, что это не вопрос того, что так сложно и что нам не хочется, это вопрос просто инициативы. То есть если есть люди, которые хотят что-то сделать, это очень круто. И в случае с профсоюзом, мне кажется, даже в случае его неудачи это будет суперуспех, потому что хотя бы что-то в этой ситуации прояснится, хотя бы какой-то опыт будет получен. Я думаю, это важно не только для российского контекста, не только для художников, а важно вообще, просто для ситуации будущего, где мутирует труд, старые схемы не работают, какие-то идеологические темы перестают быть продуктивными, но хотя бы попытка в них разобраться — это действительно хорошо. И я просто счастлив, что есть люди, которые на это отваживаются. И второе, что мне хотелось бы сказать: очевидно, что речь идет о статусе художника. Какие-то художники могут позволить себе говорить «я хочу так, а так не хочу», а какие-то не могут. Я соглашусь с Давидом: это какая-то романтическая позиция, что если мы художники, то зачем нам об этом говорить. Я предлагаю отказаться от иллюзий. Совершенно очевидно, что искусство — это серьезная, мощная индустрия, которая зарабатывает деньги. Мы можем думать, что мы возвышенные люди, но какой-то своей частью мы в нее включены, и закрывать на это глаза — это просто играть в поддавки. Касательно российской ситуации меня могут поправить, но мне кажется, что большая часть институций, наверное «Винзавод» даже, — это результат самоорганизации. Да, не все. Но многие. Начиналось всегда с инициатив снизу, художнических или еще каких-то, но совершенно понятно, что в какой-то момент порог дружеской коммуникации на уровне комьюнити окажется пройден. Институции имеют свою ригидность, они бюрократизируются. Эта двойственность отношений: типа, мы друзья, но на самом деле мы не друзья… И мне кажется, минимум, что можно сделать, это отношения прояснить.

Чехонадских. Я в продолжение. Часто личными отношениями можно прикрывать существующие проблемы, в том числе с молодыми художниками. Всегда кажется, что мы все друзья, что мы один круг. У нас одни и те же проблемы, и поэтому неформальная система отношений… Но за ней скрываются реальные формы эксплуатации, очень жесткие, когда художник вынужден искать десять приработков, куратор тоже вынужден искать… Все мы в такой ситуации, а все прикрывается дружбой.

Кто-то. Галерист тоже должен уголовщиной заниматься, чтобы денег заработать на содержание галереи.

Чехонадских. Инициатива, о которой я сегодня рассказывала, это как раз самоорганизация, она не сверху пытается насадить экспертов, которые бы за деньги там что-то организовывали. Здесь первый этап — проявление всех этих проблем, разбор конкретных ситуаций, трудовых конфликтов. Я считаю, что невозможно дальше замалчивать и обходить стороной эту непрозрачность.

Гутов. Я правильно понял, что результат — это просто будет исследование?

Чехонадских. Нет, не исследование. Исследование уже проводится. Дальше мы обратились к проблеме легализации этого труда. Но для того чтобы начать конкретные действия, а ведь мы всего три месяца работаем, необходимо проанализировать арт-систему. И это не означает, что задача этой группы состоит только в теоретической работе. Мы будем подключать юристов, компетентных людей, которые будут нам помогать.

Кто-то. ФСБ не забудьте подключить, они очень заинтересованы.

Николай Олейников. Ребята сказали все самые важные вещи, поэтому у меня будет просто вопрос, классовый в том числе… Кстати, очень смешно, ну не смешно, но я это заметил, что галерка состояла немножечко из других лиц в самом начале. При слове «бедственное положение художников» галерка просто хохотала. Я сижу прямо напротив них…

Гутов. Я попрошу…

Олейников. О-кей, Дима не смеялся один. Так вот, вопрос, который я хочу задать: кого устраивает бесплатная работа художника? Ответив на него внутри себя, вы поймете, к какой стороне, к какому классу вы относитесь. Готовы вы включиться в бесплатную работу, если вы художник? Готовы вы принять бесплатную работу художника?

Дёготь. Прости, в таком случае у меня вопрос очень конкретный. Под трудом ты имеешь в виду, что ты создаешь работу, которую продавать не собираешься? Она будет уничтожена после выставки? Потому что только в этом случае ты совершаешь такой труд, который прибыли тебе не принесет. Я не понимаю позицию художника, который хочет и гонорар получить, и потом работу продать.

Олейников. Речь не идет о продаже работы сейчас, я говорю также об институциональной включенности художника, который часто работает в музеях бесплатно. При этом гонораром не может считаться билет в Пермь и обратно.

Дёготь. Но работа остается художнику или нет?

Олейников. Ну, как в нескольких моих случаях… да, конечно, это моя, естественно, проблема, что я не подписал контракт… О-кей, с этими вопросами также будет работать одна из инициатив, которую презентовала Маша. Таких инициатив, с разных сторон подходящих к этому вопросу, несколько. Сейчас одна из идей, которыми мы занимаемся, — это первомайский конгресс, который будет эти вопросы суммировать и приводить к каким-то конкретным решениям, шагам, к солидаризации, с разных позиций…

Гутов. Таким образом, профсоюз нужен, чтобы требовать artists's fee

Олейников. Ну, в том числе.

Дубосарский. Я вот практик, что ты говоришь — ничего не понимаю… Анализ какой-то…

Олейников. Много чего непонятно.

Гутов. Ну так спроси, вон человек сидит, он двадцать лет этим занимается…

Дубосарский. Я почему говорю Запад — просто там можно посмотреть. Там молодые художники тоже ничего не получают, но они более защищены, как и любой человек там более защищен. У них есть страхование. Государственная система позволяет иметь много неформальных, спонсорских, общественных организаций. У нас этого просто нет. Нет, как Толик сказал, образования, я про это просто устал говорить. У нас вся арт-система неполноценна и государство неполноценное. Илья сказал геройскую фразу, типа: «А я считаю, что главное — иметь желание, и все будет хорошо». Ну, ты как-то так сказал. Мы уже взрослые люди, знаешь, я тоже таких лозунгов наслушался, ерунда все это. Просто есть реальность, и в этой реальности можно что-то сделать. Я почему говорю, потому что я делаю реальные вещи. Да вот взял и сделал «АРТСтрелку», пошел, договорился, позвал. И я после этого знаю, как работает сообщество. Оно не то что «спасибо» не скажет — оно еще будет палки в колеса тебе вставлять. И «Арт-Клязьму» так же я делал, взял вот своими руками и сделал с покойной Лопуховой, и все. Два человека, все можно сделать. Вот эти разговоры про то, что ты не можешь договориться с галеристом, — это просто твоя инфантильность. Все наше художественное сообщество инфантильно. Более того, я тебе скажу так: на том же Западе я видел разные истории. Например, художник молодой, он может получать 30% или чуть больше. И галерист в него вкладывает. Проходит время, к пятидесяти годам художник уже отдает свою картину на реализацию, и тогда галеристу он отдает 10% или 15%, и то они в очереди стоят. Это предмет власти, у кого власти больше. У кого больше значимости. Это обычная история. Ее нельзя изменить, потому что, пока ты молодой, это нормально, мы все через это прошли, и это не бином Ньютона. В любом случае какая-то юридическая контора, которая защищала бы права, нужна. Если профсоюз, то только как художественный проект. Молодые, энергичные, листовки, акции. Чтобы взбудоражить систему. А сломать ее сложно.

Чернышева. Она хромая лошадь — как ее сломать? Она вообще как инвалид. Она инвалид, российская художественная система, еще и больная чахоткой.

Дубосарский. Она в плохих руках, понимаешь? А если говорить о художниках и галеристах, что они в одной повозке, то у меня вообще мнение такое (извините, я про художников говорю, потому что я художник), что для художника главная проблема — это арт-система. По молодости и по наивности мы думаем, что попадем в хорошую галерею. Там все только начинается, там сразу все и заканчивается. Проблема художника — что он должен всю жизнь бороться за свободу, и бороться ему приходится именно с художественными институциями. С кураторами и с критиками, с профсоюзами и со всеми.

Дёготь. Сейчас скажу пару слов, и, наверное, перейдем в кулуары, оператор устал… Должна сказать, что я теоретически являлась большим поборником идеи профсоюза или союза, но у меня были сомнения. И вот после нашей встречи эти сомнения только увеличились. Что не означает, что это все заранее погублено, вовсе нет, это просто означает, что действительно нам очень о многом надо подумать. Здесь много говорилось о ситуации художников, и я понимаю возражения тех художников, которые нашли формы взаимодействия с галеристом и не хотят профсоюза. Рынок, в который вовлечены галеристы и художники, — он очень специфический, непрозрачный, он не подлежит никаким законам верификации даже с точки зрения либерально-капиталистического рынка. Люди, находящиеся в этих отношениях, дорожат ими, они могут беспокоиться за внесение регулирующей институции сюда. Здесь всё во многом существует на доверии. А введение artists's fee выводит искусство из ситуации частного рынка к ситуации обслуживания, скажем, городского заказа. Это может показаться освобождающей ситуацией, но может закабалить по-другому.

Но я хочу привести пример из области не художнической. Тут почти не говорилось о положении куратора, и вот я, как куратор, пока вас слушала, думала: а на что же мне пожаловаться? Что бы я попросила у этой волшебной золотой рыбки, которой является профсоюз? И я вспомнила, что, когда я делала одну большую-большую выставку в одной большой-большой московской институции, институция никак не хотела на нее денег давать (точнее, она еще бюджет не получила, а выставку надо было делать срочно). Институция мне намекнула: давай, мол, инвестируй свои, а мы потом тебе отдадим. И я инвестировала, две тысячи долларов, четыре, шесть. Вернула ли мне институция эти деньги? Нет. Собирается ли она это делать? Нет. Жалею ли я об этом? В общем, нет. Но вся ситуация, которая существует в нашей стране, подталкивает меня как куратора к положению антрепренера, к положению индивидуального предпринимателя. Меня всё подталкивало к ситуации, чтобы я какую-то часть работ, которые я показала на этой выставке, продала бы, превратилась бы в дилера и окупила свои затраты. Нам всем так оказывается проще, все общество построено так, что эту роль осуществлять удобнее, под это уже накатаны рельсы, известно, как это делать. Вот я подумала: могла бы я сейчас написать от имени профсоюза жалобу на директора, чтобы он мне вернул деньги, предать все это гласности, поссориться с ним навсегда, не иметь больше возможности никогда сделать у него выставку (при том что музеев у нас не так много, а тех директоров, которые еще пока со мной разговаривают, и того меньше)? Готова ли я к этому? Я не уверена. Означает ли это, что профсоюз не нужен? Нет, не означает. Но это, мне кажется, означает, что мы должны осознать свои интересы, проговорить их. Надо продвигаться по этому пути.

Благодарим кафе «Цурцум» за помощь в проведении дискуссии
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • esenin-type· 2010-04-07 20:21:29
    В расшифровке реплики Олейникова почему-то подписаны именем Жиляева, и наоборот.
  • artnalist· 2010-04-08 03:03:16
    нужно больше и больше создавать различных обществ, объединяющих людей искусства. будь то профсоюз или другая форма организации
  • degot· 2010-04-08 07:41:20
    To esenin: спасибо, поправили - техническая ошибка
  • evgenkaras· 2010-04-09 03:59:58
    у нас в украине это пока не получилось. но поскольку я занимался подобными вопросами, у меня есть рекомендации. 1. нужно создать интернет-ресурс и всех зарегистрировать-пересчитать. Учетно - инвентаризационная функция и корреспондентская сеть для определения количества и территорию сабель. 2. создать сеть по сбору взносов. либо денег, либо произведений с ежегодной реализацией на благотворительном аукционе для сбора средств в фонд деятельности, либо другого бартера. 3. создание механизма консолидации информации, выработки общих проблем и репрезентации-отстаивания в социуме. есть конкретные механизмы запуска. если интересно - как-нить поделюсь.
  • kustokusto· 2010-04-09 12:57:44
    Выскажусь и я - хоть меня и не спрашивали. Деньги - это форма обмана/ для растамана - деньги марихуана. Но раз уж без этих графических прямоугольничков одни готовы съесть живьём других - то должна появиться возможность и у остальных - немного подольше задержаться на этом свете. В советские времена был такой антисоветчик Абрамкин ( надеюсь - жив и теперь) - он устраивал такие подпольные собрания людей - скажем так - не совсем согласных с политикой партии. Называлось это - "Форточки" - это была , как теперь говорят - жесть. Так вот - если сегодня что-то и нужно художникам - так это такие - Форточки. Уберите спекулятивную составляющую - уберите перекупщиков - сделайте раз в месяц однодневные аукционы ( только не Сотбис - а Ибей ). Свяжите художников с публикой напрямую. Пусть это будет однодневная выставка-продажа NoName. Именно безымянная продажа - пусть произведения соревнуются своим качеством , а не спекулятивными (о, боже) именами.Никаких fee . Вы увидите - какие неожиданные сокровища откроются. Всё должно быть по-честняку - нижняя цена - шаг торга - и buy now. Конечно - поставьте просмотровую комиссию - пусть отбирает - главный критерий - современное качество. Это невозможно организовать в интернете - так как искусство там не видно. Наш народ ещё достаточно здоров - именно поэтому он не понимает и не принимает спекулятивную составляющую современного искусства - этих Хёрстов и Джеффов Кунсов. Это моё предложение - и Бажанову и Дёготь.
    И галеристам это полезно - для них история:
    В конце 90х - звонит в очень известную галерею в Москве художник - и говорит:
    - Хочу пообщаться с владельцем галереи.
    - А вы кто?
    - Я художник.
    - А-а-а .. (разочарованно) Художники у нас уже есть.
  • teroganian· 2010-04-12 01:16:24
    Я конечно за профсоюз! Вообще это очень круто что OPENSPACE устраивает такую дискуссию. Вношу предложение создать постоянную рубрику по этой проблеме.

    Меня как и многих этот вопрос волнует давно. Почитав дискуссию остаюсь по прежнему в ситуации тупика. Вопросов больше чем конструктивных предложений.
    Позиция высказанная Палажченко, конечно подтверждает необходимость создания профсоюза, - если спекулянты боятся – нужно делать.

    Устроить все по западным образцам вряд ли удастся. Во первых, вся социальная система на западе создавалась после войны и сейчас находится в серьезном кризисе. Во вторых, современное искусство в Росcии за последние двадцать лет утратило всякую автономию от запада и сейчас мы имеем в Москве филиалы западных институций для третьего мира и свою свирепую азиатскую мафию, и ни те, ни другие ни в какой социальной защищенности художников не заинтересованны. Заграница нам не поможет, - самим хуево.

    Ожидать и анализировать возможности и советской профсоюзной системы и союза художников не будем – проехали.

    Деготь сразу очень правильно поставила вопрос о разделении на работников и работодателей.

    Отлично – объединимся против галеристов и будем отстаивать свои интересы.

    Итак, - Долой галлеристов!

    С этим вопросом все понятно и за исключением вопроса как жить без денег, никаких вопросов не последует.

    Выдвинув подобный лозунг желающие объединяться быстренько идут надуй, а галеристы быстренько лепят новеньких, благо, это в их власти.

    И тут сразу первые тупики, - Гутов очень точно нарисовал ситуацию изнутри, определив ее как «черную», мафиозную. Внутри мафии профсоюзов не бывает. Нужна легальность, которой не ожидается. Дубосарский определяет единственно успешную стратегию как индивидуальную и его опыт убедительно об этом свидетельствует. Внутри мафии каждый сам «отвечает за базар». Этим же путем движутся и декларотивно левые, когда я изъявил желание присоединится к группе «Что делать?» то без замедлении получил ответ от Виленского что, - рабочая группа уже создана, и в новых членах не нуждается. Понятно, что большие коллективы с неопределенными функциями малоэффективны в современных условиях.

    Отлично, - Долой коррумпированных!

    И еще стоит ли, к примеру, мне, поступаться малым, чтобы Кабаков получал большее. А поступит ли симметрично Кабаков? Прямо скажем – вряд ли.
    Современная корпоративная художественная структура имеет вполне общие интересы – деньги. И если мы тоже хотим денег то вряд ли внутри этой корпорации мы найдем солидарность.

    Далее, - Долой успешных!

    И тут снова возникает вопрос о разделении. Для того чтобы объединяться необходимо разъединяться. Разъединятся по внутри художественным интересам. «Искусство для денег» или «искусство для искусства», есть среди нас и те и другие. Но тут новый тупик, - нашим искусством давно завладели, кроме торгашей галлеристов – коррумпированные музейщики, кураторы и критики. И именно они могли бы отделить художественное жулье от «настоящих художников», но все больше и больше отлынивают от своей прямой функции. А те которые есть со своей функцией явно не справляются и только поддерживают видимость здоровой ситуации.

    Соответственно и заслуженно, - Долой музейщиков, кураторов и критиков!

    Проблема кризиса современной цивилизации связанные с наступлением нового неолиберального порядка не новы. Проблемы кризиса современного искусства наглядны и очевидны. Вообще не нужно быть особо талантливым и умным, чтобы понять что социально-критическое искусство актуально. «Рисовать» нигде не учат, а книжки читать еще в школе научили. Что мы имеем, - новые ряды пиздаболов карьеристов. Хуевых художников ориентированных на академические западные институции. Претендующие в России на свою исключительную актуальность, аргументируя ее своей «некоммерческостью. Интересно, что они претендуют не только на статус художников, но и на статус интеллектуалов.

    «Что делать» с этими, - Долой хитрожопых проходимцев!

    Это еще не все. Дело обстоит еще хуже. Дело в том, что все наше искусство которое создавали честные, бескорыстные, талантливые и продвинутые художники. Стараниями всех вышеперечисленных категорий было освоено, имитировано, воспроизведено и перевоспроизведенно. И разобраться в нем не только простому зрителю но и молодым художникам без помощи не коррумпированных профессионалов невозможно. А профессионалы как создающие искусство так и занимающиеся его интерпретацией связанны вышеописанной мафиозной системой не имеют достаточной свободы для разгребания всего этого говна в котором тонет бисер наших гениальных шедевров.

    И если мы это говно не разгребем, то придется провозгласить, - Долой современное искусство!

    А это конец, по тому что вместе с этим заебавшим «современным искусством», мы посылаем на хуй и Пикассо, и Малевича, и себя самих. А взамен получаем - сами знаете что!

    И как со всем этим быть, против кого дружить будем? Против себя?

    А сейчас я скажу самую большую банальность, - хорошие против плохих, левые против правых, авангардисты против реакционеров, новое против старого. И разъединятся придется всем. И художникам, и критикам, и кураторам, и музейщикам, может даже и некоторые галлеристы перейдут на нашу сторону.

    Но это самое сложное, по тому, что разругаться придется всерьез, а не просто прийти и записаться в профсоюз.

    И самое страшное, - придется делать новое искусство. Совсем новое.



  • evgenkaras· 2010-04-12 06:10:52
    Если Россия строит гражданское общество, а художественная среда хочет стать его частью, да ещё и отстаивать свою позицию, тогда другой такой формы не существует, кроме как создание сообщества профессионалов в виде ассоциации, творческого союза или др. юридического объединения оптимального, учитывая действующее законодательство для диалога с властью и обществом. Таксисты, булочники, менеджмент-консультанты, … - все объединяются для репрезентации интересов своих сообществ в обществе и выработки внутренних правил в цивилизованном мире.
    Конфликт между субъектами сегмента экономики (!) - художниками, галеристами, музейщиками, кураторами, экспертами, работниками образования, сервиса и обслуживания – надуман. Это просто субъекты одного процесса с разными функциями и с нормальными проблемами на пересекающихся границах. Такой "профсоюз" должен урегулировать и нормализовать взаимоотношения между субъектами там, где это возможно, став дополнительно третейским судьей, учитывая взаимоотношения, которые находятся за границами законодательства. Есть угрозы, которые очевидны потенциально - ужесточение таможенных правил, агрессивность контролирующих организаций, экспансия чужого рынка, тотальная борьба за мораль и православные ценности в искусстве…, прочее. Тем "звездам", которые участвовали в дискуссии такой союз не совсем нужен либо они ещё не поняли надвигающихся угоз, по крайней мере сейчас. Но, если субъекты хотят в будущем не прятаться от налоговой, перемещать свое тело и тело своих произведений через границу, творить «свободное» искусство и просвещать общество, развивая культуру, образование и т.д. - объединенное сообщество профессионалов неизбежно.
    Государство и общество считается с организациями, которые имеют авторитет и популярность в обществе, могут собрать в одном месте несколько тысяч членов, умеют слаженную структуру. Технология создания достаточно простая. Удачи…
  • kustokusto· 2010-04-12 12:01:56
    ///Обсудили - Постановили: На время - десять, на' ночь - двадцать пять... ...И меньше - ни с кого не брать... ...Пойдем спать... ///

    Это у Маяковского. Но корень вопроса - кто кого нанимает. Вот Гройс договорился до того , что художник - это человек ( и то спасибо) , который иллюстрирует замысел куратора. А кем себя воображает галлерист ? Может быть критик считает себя ниже художника. Авдей говорит - мафия. А , простите - вся остальная страна живёт по другим законам? Ой, как в консерватории поправлять пора - кушать не могу.
    Может профсоюз вернуть первородство - тогда да . Нет - ф топку.
  • kustokusto· 2010-04-12 12:47:44
    Хотя - может Спайдер прав - к психиатру. Ведь знаю , что Блок - а пишу Маяковский.
    "...Там с левой стороны - два Бронецких: один - брат Адриан, другой - Мариан, а у меня - Мандриан!"
  • teroganian· 2010-04-12 16:07:58
    Написал вчера, отправил, и тут же понял. То о чем я говорю никакой не профсоюз, а настоящая партия.

    Партию нужно создавать. Для начала подпольную.

    А потом - оружие закупим, правда я стреляю не очень и хожу медленно поэтому буду членом ЦК.


  • kustokusto· 2010-04-12 16:31:44
    Но о целях и задачах - молчок. А то Опенспейс закроют за терроризм.
    А для передвижения - можно броневик из музея Революции скомунизить.
  • elens· 2010-05-02 21:22:52
    Тема действительна важная и поднята совершенно правильно. И до тех пор пока не решена, но не решена опять же именно профессионалами, а не - при все уважении - творческой общественностью или избави Бог чиновниками. Общественность может предлагать свои решения, и постоянно обсуждать, но создавать механизм, систему, программу- неважно как это назовут, должны именно профессионалы. Поскольку я тоже была за тем грустно-памятным столом после похорон Оли, то хотела бы высказаться по этой теме. Сначала по теме известности-неизвестности отечественных художников в Европе или в мире. На последней Art Cologne, увы, ни одной галерии из России не было. Но выставка специфическая по строгости отбора и это общеизвестно. Правда, и из Восточной Европы там единицы, и преимущественно дочерние от западников. Из художников только Молодкин и кто-то еще. Пару имен ново-русских молодых - выпускников из Германии. А вот специальное издание Kunstzeitung к выставке в передовице умодрилось дважды процитировать Бориса Гройса. В статье "Искусство или дух?" "высказывание однако датированное 1992 г. "Сегодня художник стилизирует себя как правило под бизнесмена, который в своей активности превышает даже нормального бизнесмена." Контекст статьи говорит лишь о том, что у них там совсем иная проблематика: они как говорят в Германии Berg ab и снова возвращаются к дискуссии о духовной миссии искусства, обеспокоенные всеми аукционными ценами и т.п. Но Бог с ними. Общеизвестно, что подобные дискуссии лишь синусоидные знаки активности одной и неактивности другой проблематики. Я думаю, что российское арт-сообщество сейчас как раз в другой фазе. Здесь нет всех тех механизмов, которые защищают художника или возьмем шире - творческое сообщество в Европе. И нет смысла уводить дискуссию в прошлое и сранивать две разные структуры, а именно таковы функции союзов художников, которые кстати есть и в Европе, в сравнении с социальными или больничными кассами. Первые несут функции информациионые и представительские. Они продвигают регионы и связанные с этим ценности. Воля каждого вступать туда или нет и искать/не искать общность. Это в Союзе подобные структуры были наделены странными полномочиями - раздавали мастерские, квартиры и бичевали неугодных. Эта их миссия ныне отчасти исполнена, отчасти устаревшая. Так или иначе она корректируется. Иное дело социальные/больничные кассы, которые могут быть устроены разными способами: самый простой, который упоминает Вера Погодина - сбор денег, общая кружка - напр. на несчастные случаи и т.п. Но это лишь частичное решение, и увы, скорее дружеское, чем оффициальное. И, конечно, прав Дубосарский говоря, что не стоит изобретать велосипед: надо посмотреть, что создано на Западе. Но взять европейскую модель без адаптации не удастся. И первое, с чем все столкнуться: с готовностью/необходимостью показать собственные доходы. Оффициальные. Вся система, например, Künstler Sozialkasse в Германии именно на этом построена: сначала надо показать, что ты а. регулярно занимаешься творческим трудом, б. у тебя это основной источник дохода, с. за прошлый год твой гонорар составил.... и даже копии контрактов приложить. Есть шкала: от минимального дохода в месяц рассчитывается оплата медицинских услуг. Кажется, ок. 60 Евро/мес. Изменился твой доход - будь любезен покажи. Надо будет, доплатишь. Ведь есть еще куча нюансов: болезнь, ее длительность, нахождение в больнице, необходимость ухода... Все это виляет на повышение суммы отчислений. Думаю, что спектр услуг там в некоторой степени ограничен, т.к. состоят в ней не все. Классики они в других кассах приписаны. Но она объединяется все творческие специальности - тех, кто подпадает под категорию Freiberufler в смысле - свободно-творящие - журналисты, писатели, критики, модели, кураторы и т.п. - все, кто работает преимущественно по контрактам. Поэтому мне не совсем понятна суть некоторых высказываний, когда все переходит в излюбленно-местное: прежде чем объединяться, давайте укажем на тех и на этих, кто с нами, а кому лучше не соваться... Немного странно, т.к. в принципе все пока в общей ситуации незащищенности в одной лодке сидят. И государство, общеизвестно, ни о ком заботится не будет, пока сами не озаботятся. Теперь о юридической защищенности. Это не входит в функцию социальной кассы. Это абсолютно юридическая деятельность. Конечно, можно такую функцию с учетом местных особенностей создать и вменить ее в обязанности профсоюзом, но это функция скорее групповая и пдходит для творческих инициатив и групп в смысле консолидации общественности. Авторское же право на оффициальном уровне индвидуально защищается в судебном порядке и представляется на юридической основе. Для этого есть система страховок, которая при необходимости покрывает затраты, связанные с судопроизводством у всех сторон. Я думаю, что разработка подобных механизмов не так сложна, как готовность самого сообщества к предоставлению подобной информации. И в этом вопрос, который рано или поздно будет обсуждаться и решаться. На российском косалтинговом рынке действует много достойных игроков, чтобы предложить сообществу несколько механизмов, моделей, программ для обсуждения. И в самом художественном сообществе много достойных людей понимающих, что время для решения этих вопросов - при всей сложности ситуации - безусловно, наступило.
  • actual· 2010-05-06 16:34:06
    Кстати, в красном круто!
  • kuridzen· 2010-06-07 22:47:46
    а что было в листовках лежащих на столе про которые упоминает Илья Будрайтскис?
Все новости ›