Оцените материал

Просмотров: 42397

Памяти Ольги

Екатерина Дёготь, Мэтью Баун · 15/12/2009
МЭТЬЮ БАУН и ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ – о том, почему без Ольги Лопуховой российское искусство осиротело. И о том, как теперь быть

Имена:  Ольга Лопухова

©  Валерий Леденёв

Памяти Ольги
Об Ольге Лопуховой многие пишут в ЖЖ Государственного центра современного искусства, в ее фейсбуке и на других сайтах. Тех, кому хотелось бы оставить добрые слова о ней и здесь, мы просим писать комментарии.


Мэтью Баун

Я познакомился с Ольгой Лопуховой в 1989 году через ее тогдашнего мужа Андрея Ройтера; мы с ним вместе участвовали в выставке «Визуальная художественная культура», одной из первых независимых выставок эпохи перестройки, которую организовал Леонид Бажанов в ДК недалко от метро «Беляево». Я сразу понял, что Ольга обладает хорошим глазом на инновативное искусство, что у нее честный и прямой подход к делу и что она чудесный, душевный человек. И это впечатление за двадцать лет не изменилось.

Ольга и Андрей расстались, Андрей переехал за границу, Ольга осталась в Москве с маленькой дочкой и постепенно стала очень важным элементом растущей сцены современного искусства в Москве. Мы часто встречались. Несколько раз за девяностые годы я воспользовался ее советами и контактами. В те дни никто не догадывался, что за такие вещи, как совет, можно получать деньги. Когда я спросил ее, чем могу отблагодарить ее за услуги, которые она мне оказала, она предложила, чтобы я дал ей уроки английского. Что я и делал некоторое время в ее квартире на «Динамо».

Ольга не была высокоинтеллектуальным куратором и не была куратором богатым и гламурным. Как галерист, мне казалось, она делала выставки хоть и коммерческие в теории, но явно отсылающие к немеркантильному духу восьмидесятых и девяностых. В результате она слишком часто оставалась в тени. Но я считаю ее одной из ключевых фигур постсоветской художественной сцены. Многие из ее проектов были инновативны и предвосхитили то, что произошло позже. «АРТСтрелка», например, была миниатюрным «Винзаводом» — первым намеком на сообщество современного искусства в постсоветских рыночных условиях. Премия «Инновация», в организации и вручении которой она регулярно принимала участие, предвосхитила, разумеется, премию Кандинского. А ее галерея «АРТСтрелка Projects», которая показывала целую программу молодых и недостаточно известных художников, была лучшим элементом «АРТСтрелки». Я помню отличные выставки Хаима Сокола, Андрея Кузькина, Ани Желудь. И Ройтера.

©  Дмитрий Беляков

Памяти Ольги
Трудно себе представить, что кто-то окажется способен сравняться с ней в сочетании энергии с доброжелательностью, интуиции с опытом, преданности искусству — с полным отсутствием тщеславия. И в том очень важном видении искусства, которое ей было присуще. Она укрепляла надежды на то, что искусство — это не рыночная площадь, не поле битвы надутых эго и не очередной повод выпить бокал шампанского. Что не означает, что она была против шампанского. Мне будет не хватать ее и профессионально, и лично. И мне кажется, московскому художественному сообществу было бы правильно создать какую-то инициативу, которая увековечила бы ее память. Читать текст полностью

Благодарим за предоставленные фотографии Веру Ройтер и Государственный центр современного искусства (фото из семейного архива); Валерия Леденева и Дмитрия Белякова

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • actual· 2009-12-15 20:07:59
    Симпатично написано.
  • monika_sosno· 2009-12-16 00:19:05
    какие замечательные фотографии!!
  • amgor· 2009-12-16 13:43:30
    Премия будет непременно. МЕНЕДЖЕР, действительно, слово корявое, из другого ряда.Смысл в том, что Оля была всегда была ОРГАНИЗАТОРОМ: события, процесса etc...Может, так и премию назвать?Сейчас думаем над регламентом, будем рады советам. Вручать будем в Нижнем, 9 апреля, в Олин день рождения. В этом году она специально приезжала к нам его отмечать.И еще важно, что МОЛОДЫМ ОРГАНИЗАТОРАМ - это тоже Олина особенность - молодых поддерживать...
Читать все комментарии ›
Все новости ›