Оцените материал

Просмотров: 9939

Вышла новая книга Вадима Гаевского

Анна Гордеева · 23/09/2008
Работы выдающегося критика часто вызывали в балетном мире скандал и гонения на автора. Станет ли исключением его новый опус?
Из-за курсовой работы Вадима Гаевского вызывали на допрос в органы госбезопасности. Курсовая тогдашнего студента ГИТИСа была посвящена оперетте в Вахтанговском театре, но в 1949 году собак спускали даже за невинный эскапизм. Первая книга Гаевского, «Дивертисмент», была запрещена к распространению, а выпустившего ее редактора уволили из издательства «Искусство». Вторая книга, «Дом Петипа», вышла в 2000 году — и уж тут сочинителя на допрос было не вызвать, тираж не уничтожить, поэтому война пошла демократическими методами злобных рецензий. Сейчас в издательстве «А.Р.Т.» выходит третья книга — «Хореографические портреты». Ждем, что будет...

Землетрясение, связанное с «Дивертисментом», было легко объяснимо: в книге, вышедшей в 1981 году, автор вежливо, но вполне определенно заявил, что главный балетмейстер Советского Союза Юрий Григорович себя исчерпал, а у главного балетмейстера и поклонники были главные. Юрий Николаевич, «папа», «Григ» правил театром, как Ким Ир Сен Кореей, и тут ему приносят книгу с отчеркнутыми карандашиком неласковыми строчками. Выходит — он не так велик? Телефонный звонок, жалоба: ну вы сами подумайте, сегодня они авторитетов в балете не признают, а завтра? Начинается разгром в издательстве, автор же вносится в «черный список» — публиковаться ему не разрешено нигде.

Почти через двадцать лет вторая книжка попала в самый разгар властной драки в Большом театре: Михаил Швыдкой только что генеральным директором театра назначил Анатолия Иксанова, уволив Владимира Васильева. Замечательный танцовщик, правивший Большим в течение пяти лет, оказался плохим руководителем и еще худшим хореографом. Сам он этого, конечно, не признал и ушел в оскорбленных чувствах, но сражаться не стал. Войну повел его завтруппой — Алексей Фадеечев. На пресс-конференции он заявил, что Вадим Гаевский является «агентом влияния» конкурентов. Логика в этом была следующая: Гаевский часто ездит в Мариинку и пишет о ней хорошо; Швыдкой назвал Гаевского своим советником (это была не должность — бесплатная обуза); крушение карьерных планов господина Фадеечева, ухитрившегося за время своей службы в качестве завтруппой «отредактировать» самый репертуарный спектакль Большого «Дон Кихот» и получить право на авторские проценты — великое несчастье для театра. Вот друзья и родственники воинственного менеджера и кинулись на «Дом Петипа» — и все под псевдонимами, под псевдонимами...

Сейчас на балетном фронте затишье, так что вряд ли случится какой скандал и драка. Кстати, еще две книги Гаевского: «Флейта Гамлета» (1990), посвященная драматическому театру, и «Книга расставаний» (2007), воспоминания о коллегах-критиках — сражений не спровоцировали. Накануне своего восьмидесятилетия, что будет в ноябре, один из лучших (а по мне, так просто лучший) русский балетный критик перебирает темы, уже затронутые в прежних его сочинениях. Великие хореографы ХХ века, великие танцовщицы его. Огромный раздел отведен дягилевским балетам — и тут если и есть осознанное оскорбление, то это оскорбление умолчания: в книге нет ни слова, например, об Андрисе Лиепе, уже лет двадцать эксплуатирующем дягилевскую тему в своей антрепризе. Значительная часть книги — о Баланчине. Но и здесь Гаевский просто не упоминает о ненавистниках американского балетмейстера, собравшихся в дружную кучку в Санкт-Петербурге; о театральных педагогах, требующих «русского» репертуара в Мариинке. Ему интересна хореография, а не битвы вокруг нее. Просто потому, что он совершенно уверен: главные битвы уже выиграны, Баланчина никто не сможет вычеркнуть из репертуара, да и вообще силам зла отведена в балетной истории жалкая роль.

Человеку с такой биографией, право слово, хочется верить.

В. Гаевский. Хореографические портреты. М., А.Р.Т., 2008

 

 

 

 

 

Все новости ›