На спектаклях Эйфмана маленькие дети могут узнать о жизни кое-что новое
На спектаклях Эйфмана маленькие дети могут узнать о жизни кое-что новое
Приезд спектаклей Бориса Эйфмана на «Золотую маску» неизбежен, неотвратим. Что бы ни думал экспертный совет, дирекция фестиваля в решающий момент посмотрит жалобными глазами и скажет: ну дайте же нам заработать. Народ любит Эйфмана и готов за Эйфмана платить, а вы все выдвигаете какие-то оперы, привоз которых в Москву стоит больше, чем транспортировка горы к Магомету. Эксперты каждый год сдаются (знаю, сама в экспертном совете бывала). Вот Борис Яковлевич и приезжает. В этом году даже два спектакля привез, в том числе один участвующий в конкурсе «Маски». И именно премьеру прошлого сезона, «Чайку», и один из самых старых балетов труппы — «Чайковского», поставленного пятнадцать лет назад.«Чайка» — это такой фрейдистский комикс. Из чеховского населения оставлена лишь четверка главных героев: Аркадина, Треплев, Тригорин и Нина Заречная. А действие перенесено в балетный театр, в котором Тригорин жестко задает кордебалету классические комбинации, а воюющий за «новые формы» Треплев, напротив, корежится так, как будто у него наркотическая ломка. Понятно, что обе балерины — и прима Аркадина, и восходящая звезда Заречная — выбирают Тригорина: он просто надежнее стоит на ногах, а в балете это важно. Доктор Фрейд с любопытством посмотрел бы не только сцены, где Треплев все норовит походить рядом с маменькой на корточках («я маленький, пожалей меня»), но и эпизоды, в которых опытный Тригорин легко одолевает Треплева в творческом соревновании. Тут сразу вспоминаются многочисленные заявления Эйфмана о том, что стоящих молодых дарований в России нет и что надо бы ему, Эйфману, в Петербурге построить Дворец танца, где бы он таковые выращивал и опекал.
Сделанный на полтора десятилетия раньше «Чайковский» — тоже комикс, но патетический. В 1993 году в стране только что отменили 121-ю статью УК, и стало возможным говорить о том, что некоторые мужчины, вы знаете, так случилось, иногда не любят женщин. Но уж-жасно при этом страдают. И всегда следящий за конъюнктурой Борис Эйфман ровно об этом и поставил балет, в котором главным героем стал, так сказать, неформальный символ тусовки Петр Ильич Чайковский.
Черный Двойник (в этой роли Алексей Турко) все обхватывает щуплого композитора своими жадными руками, а тот (международная звезда и худрук Берлинской оперы Владимир Малахов) все тянется к чистому творчеству, воплощенному в четырнадцати белых лебедях. Вокруг суетятся восторженные дамы; бойкая девушка ухватывает композитора и тащит его под венец, но он, бедолага, еле ноги передвигает. А сам все рвется в игорный дом, где мужчины, вместо того чтобы играть в карты, кардинально раздеваются и занимаются друг другом. Весь спектакль — это суета меж бесплотными белыми лебедями-девушками и затянутыми в черное трико крепкими лебедями-мужчинами. Прямо по товарищу Жданову: между молельней и будуаром.
На выходе из театра пунцовая дама, видимо ничего ранее не знавшая об этом спектакле, явно впервые объясняла десятилетней примерно дочери некоторые варианты людских взаимоотношений. Ну, в конце концов, просвещение — это тоже одна из важных функций комикса.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438060
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338324
- 3. Норильск. Май 1268299
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822016
- 6. Не может прожить без ирисок 781701
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758050
- 8. Коблы и малолетки 740662
- 9. Затворник. Но пятипалый 470782
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402774
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370268
- 12. Винтаж на Болотной 343159