Говорят, что совсем скоро исчезнет из Большого Юрий Бурлака, и, значит, в нем начнется очередное новое время – с ориентацией на неевклидову геометрию Форсайта.

Оцените материал

Просмотров: 9375

Что смотреть зимой в балете

Анна Гордеева · 22/11/2010
Темными холодными вечерами в Москве можно будет увидеть спектакль Форсайта, дебют Марии Александровой в мужской партии, гастроли Парижской оперы и еще много интересного

Имена:  Бенджамен Миллепье · Браим Бушелагем · Джером Роббинс · Джон Ноймайер · Джордж Баланчин · Жером Бель · Леонард Бернстайн · Мария Александрова · Пьер Ригаль · Том Лебрен · Уильям Форсайт · Эмануэль Гат · Юрий Бурлака

Что смотреть зимой в балете
Сначала будет фестиваль «Цех», что каждый год проходит в декабре (30 ноября — 12 декабря в этот раз). Для сочинителей «контемпорари» это шанс заполучить чужую публику и сделать ее своей. В этом году шанс особенно велик: вся первая половина феста отдана французам. (А наш человек, известно, так устроен, что к иноземным талантам приглядывается пристальнее, чем к своим.) Новое поколение хореографов — шесть авторов — покажет, что такое танец в их понимании.

Разговоры, воспоминания, обозначения движений и снова разговоры — в спектакле Жерома Беля «Седрик Андриё» (моноспектакль о танцовщике, названный в его честь; разговор тут — это тоже танец или его часть). Упругое, упорное, почти маниакальное выяснение возможностей человеческого тела — в танцмонологах Тома Лебрена «Желтая звезда» и Gwiazda. То же исследование, доведенное до совершенной сосредоточенности, — в одноактовке Мириам Гурфинк «Ворон» (медленные пробы мышц, перетекания движений — ощущение, что воздух как субстанция танцовщицам незнаком и даже опасен).

Патетический гейский дуэт в «Зимнем пути» Эмануэля Гата, который ближе всех авторов к привычному «непродвинутой аудитории» представлению о танце; его же «Весна священная», неожиданно пересказанная языком сальсы.

«Зимний путь». Эмануэль Гат


Совершенно потрясающий «Пресс» Пьера Ригаля — повествование о жизни клерка, о жизни под давлением: на героя натурально опускается потолок, и он существует во все меньшем пространстве.

«Пресс». Пьер Ригаль


И, наконец, чуть облагороженный, но столь же простодушный хип-хоп в спектакле Браима Бушелагема «Зарбат» — да, и такое тоже бывает, для контемпорари не обязательно наличие послания к человечеству.

Вторая же неделя феста отдана российским труппам. Полное расписание феста (в том числе видеопрограммы, что будет в кинотеатре «35 мм») здесь.

19 декабря в Кремле случится или самый фантастический взлет, или самый глупый провал года — на своем вечере Мария Александрова станцует балет Стравинского «Петрушка». Нет, не партию Балерины в фокинском спектакле — самого Петрушку. Партию, что была сочинена для Нижинского и с тех пор исполнялась только мужчинами. Самая яркая балерина Большого после переезда Светланы Захаровой в Москву так сформулировала свое кредо: «Я не хочу быть первой. Я хочу быть лучшей». Устав от ограничений репертуара в родном театре, она решила позаботиться о себе сама. В вечере вообще-то три одноактовки — «Жар-птица» (снова Стравинский — и в том, что тут у Александровой все будет в порядке, никто и не сомневается, она ж сама жар-птица и есть), «Болеро» Брониславы Нижинской (тут тоже без сомнений: Испания — это ленная территория Александровой). А вот «Петрушка», притча про слабую, дерзкую, неразумную и трогательную куклу в рыночном балаганчике, — сможет ли? Посмотрим.

Большой театр меж тем в декабре (22, 23, 25, 26) выпускает две премьеры: балет Уильяма Форсайта Herman Shmerman на музыку Тома Виллемса и «Рубины» Джорджа Баланчина на музыку Стравинского. Год назад нам в этом же комплекте был обещан «Привал кавалерии» Мариуса Петипа в постановке нынешнего худрука Большого балета Юрия Бурлака, но подковерная схватка балетных идеологов сделала свое дело: «Привал» тихо исчез из афиш. Говорят, что совсем скоро исчезнет с поста и Бурлака, якобы отказавшийся продлевать свой контракт в обстоятельствах, когда должность не означает возможность принимать решения. Ну что ж, значит, начнется очередное новое время в Большом — с ориентацией на неевклидову геометрию Форсайта.

Herman Shmerman


Что касается Музыкального театра, то он продолжает без великих потрясений ставить великие балеты: 4 и 5 февраля ожидается премьера «Русалочки» Джона Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах. Не обманитесь с названием и не вздумайте взять билеты и для детей: история совсем не детская. В сюжете сплетены сказка Андерсена и андерсеновская же биография — точнее, история его влюбленности в молодого человека, не подозревавшего о чувствах сказочника и вполне благополучно женившегося. Балет этот, впервые поставленный Ноймайером несколько лет назад в Дании, — дивной красоты. Особенно выразительно решена проблема «хвоста»: до необходимого по сюжету преображения ноги балерины скрыты под сложной юбкой, и движется она так, что кажется — плывет. Когда же с Русалочки сдирают «чешую», вся ее пластика — немой крик; зрителя начинает бить дрожь, будто при нем свежуют человека.

В зимнем сезоне выделяются две гастроли на сцене Большого: балет Парижской оперы и American Ballet Theatre. Французы везут программу одноактных балетов: «Сюита в белом» на музыку Эдуарда Лало, «Арлезианка» Жоржа Бизе, «Болеро» Равеля (10—12 февраля) и отдельно «Парк» Прельжокажа на музыку Моцарта (15—17 февраля). Билеты уже начали продавать, и, хотя цены на них вдвое, а то и втрое превышают те, по которым на эти спектакли можно попасть во французской столице, — все же понятно, что скоро раскупят всё, вплоть до дорогущего партера. Если бюджета хватает лишь на одну программу — стоит, конечно, взять одноактовки: посвященный Версалю «Парк» прекрасен (и содержит самую восхитительную и уникальную поддержку, когда героиня сцепляется с героем губами в поцелуе), но все же записан на видео и его показывали по ТВ. А «Сюита в белом» Сержа Лифаря не записана, и этот гимн балету как искусству, творимому в башне из слоновой кости, поражает воображение даже тех, кто хихикает над историческим пафосом. «Арлезианка» Ролана Пети, как всегда у этого автора, — сочинение, собранное из бульварных р-р-ревнивых страстей, но серьезность и старание, которые вкладывают в это незамысловатое произведение артисты Оперы, искупают все недостатки, а «Болеро» Бежара… Ну, это «Болеро» Бежара. Думаю, что все в курсе, как выглядит один из лучших балетов ХХ века.

«Сюита в белом»


American Ballet Theatre, что появится в Москве 29—31 марта (я обещала обзор зимнего сезона, но кто скажет, что март в нашей столице — это уже не зима?), тоже везет одноактовки. За балетную историю США, за гордость и славу отвечают Джордж Баланчин («Тема с вариациями», Чайковский) и Джером Роббинс (Fancy free, Леонард Бернстайн). За сегодняшний день, за открытия и новые веяния — Алексей Ратманский («Семь сонат», Скарлатти) и Бенджамен Миллепье (совсем новая вещичка готовится специально к гастролям, название еще не придумано).

Вот здесь балетик Роббинса о славных подвигах матросов на берегу танцует труппа из Хьюстона: приличного качества записи American Ballet Theatre найти, увы, не удалось:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Sometime2008· 2010-12-02 17:36:30
    Анна,
    очень интересно узнать Ваше мнение по поводу Артема Овчаренко
    (первый солист Большого)
    И вообще по поводу нового поколения танцоров 20-24 летних
    Спасибо!
Все новости ›