Балет – это попса, лукавый соблазн, высокомерный ученый трактат – и это балеринское царство
Имена:
Виктория Терешкина · Герман Корнехо · Даниил Симкин · Иван Васильев · Лука Ветере · Лючия Лакарра · Наталья Осипова · Полина Семионова · Юргита Дронина
© Предоставлено фестивалем «Dance Open»
Статуэтки
На постаментах высились предназначенные для призов ножки Анны Павловой, изготовленные из хрусталя. Николай Валуев умиленно смотрел на макушки балерин, которым ему предстояло вручить эти призы в номинации «Мисс Виртуозность» (победительниц в ней оказалось две: Наталья Осипова из Большого и Виктория Терешкина из Мариинки). Алина Кабаева, вскрывая конверт, подпрыгивала от нетерпения и бормотала: «Только бы тот, за кого я болела!» Обнаружив, что «Мистером Виртуозность» признан Иван Васильев, молодая звезда Большого театра, воскликнула: «Да!» Михаил Боярский произнес вдохновенную и путаную речь о том, как балет всем нам жить помогает, и вручил приз зрительских симпатий Даниилу Симкину — премьеру Американского театра балета.
Другие награды распределились так: берлинская прима Полина Семионова получила звание «Мисс Выразительность», а «Мистером Выразительность» стал другой премьер Американского театра балета — Герман Корнехо. Лучшим дуэтом были признаны Юргита Дронина и Лука Ветере (Шведский Королевский балет). Гран-при заслужила звезда Баварского балета Лючия Лакарра. Выбор лауреатов был возложен на жюри, в которое входили руководители балетных трупп Большого, Мариинки, Берлина, Лиона, Рима, Гамбурга и Мюнхена. А для награждения победителей на импровизированную сцену в петербургском Этнографическом музее выходили Эдуард Хиль, Алиса Фрейндлих, Татьяна Буланова с Владиславом Радимовым и возглавлявшая высокое жюри Наталия Макарова.
© Предоставлено фестивалем «Dance Open»
Алина Кабаева объявляет победителя в номинации «Мистер Виртуозность»
Читать текст полностью
Выбор жюри можно признать образцовым: трудно представить себе более ясную декларацию о том, что представляет собой балет. Балет — это попса, когда зал отсчитывает хором количество оборотов в фуэте; это лукавый соблазн, когда выходящий на сцену 22-летний парень с лицом и манерами Питера Пэна доводит публику до истерики и на выходе выстраивается возбужденная очередь к ящичку для зрительского голосования с его именем; это высокомерный ученый трактат (шведы выбрали для демонстрации прохладную и жесткую акробатику Нильса Кристи, единственным звуковым сопровождением которой был звук бьющегося стекла). И это то, чем балет был всегда, и что раздражает в нем управленцев, пытающихся как-то упорядочить сию стихию: балеринское царство, парад див, создающих свои законы. Див в финальный вечер фестиваля было две: находящаяся на пике карьеры Лакарра (абсолютная текучесть пластики: женщина-вода, женщина — шелковый шарф) и восходящая к вершинам Полина Семионова (чуть жестче, чуть решительней, но тоже: как положит руки в воздух — будто в нем плывет).
Четыре концерта, предшествовавшие этому итоговому гала, были посвящены звездам советских лет: Галине Улановой, Татьяне Вечесловой, Константину Сергееву и Вахтангу Чабукиани. Концепция фестиваля предполагала, что участники — в основном солисты Большого, Мариинки и Михайловского театров — выступят в репертуаре тех артистов, которым концерты посвящаются. Проблема в том, что торжественные концерты лишь подчеркнули, как беден был этот репертуар. В результате четыре гала стали довольно обыденными концертами, хоть и собравшими лидеров театров: отметились и Ульяна Лопаткина, и Николай Цискаридзе, и возглавляющий ныне балет в Новосибирском театре оперы и балета Игорь Зеленский.
© Предоставлено фестивалем «Dance Open»
Итоговое фото. Валуев целует Макарову
Если уж выдерживать эту концепцию, было бы очень интересно взглянуть на репертуар ушедший: «Утраченные иллюзии», «Сердце гор», «Красный цветок», «Родные поля». Посмотреть на спектакли, в которых выживали звезды тех лет, будь то балеты о колхозах или о борьбе униженных и оскорбленных китайцев за свои права. {-tsr-}Но понятно, что, для того чтобы современные артисты выучили хореографический текст (даже если он сохранился), который им больше нигде не пригодится, — фестиваль должен их очень об этом попросить. Может быть, если концепция сохранится, а размах прибавится (а в будущем году Dance open будет юбилейным, десятым), организаторы фестиваля, директор Екатерина Галанова и худрук Василий Медведев, сумеют этим заняться? Тем более что поддержать Dance open есть кому: в его попечительском совете состоят Михаил Пиотровский, Юрий Темирканов и глава Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Логинов.