Сакраментального вопроса, о чем спектакль Фабра, у зрителей обычно не возникает. Если непонятен смысл, то как минимум завораживает форма.
Накануне гастролей скандального спектакля «Оргия толерантности» OPENSPACE.RU устраивает ретроспективу знаменитого бельгийского анфан-терибля
Одни называют его театральной легендой, культовой фигурой и «священным чудовищем», другие — шарлатаном (о его балетных постановках профессионалам лучше не напоминать). Одни — человеком Возрождения, другие — профаном. Но что бы ни говорили, в свои пятьдесят с небольшим Ян Фабр уже почти классик. Он единственный художник, удостоившийся при жизни персональной выставки в Лувре; постоянный участник Авиньонского фестиваля и герой 53-й Биеннале в Венеции; автор многочисленных амбициозных арт-проектов (вроде редизайна Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе, на украшение которого, по заказу бельгийской королевы Паолы, Фабр извел полтора миллиона жуков-скарабеев).Выставка Яна Фабра в Лувре (2008)
Биеннале в Венеции. Инсталляция Яна Фабра (2009)
Зеркальный зал Королевского дворца в Брюсселе. Редизайн Яна Фабра
Говорить о банальном успехе с цветами, бурными овациями и шквалом хвалебных рецензий в случае с Фабром, конечно, не приходится. Скандалы в прессе — для него привычное дело. Но этому вечному анфан-териблю только того и надо. В начале своей карьеры он поражал публику тем, что устраивал перформансы с публичным сжиганием долларов, разрисовывал здания шариковой авторучкой, запирался на трое суток в бумажном кубе, практиковал тотальную театрализацию с реальным сексом на реальной сцене, использовал вместо красок собственную кровь, сперму, сырые бифштексы или менструальные выделения своей подружки. Он с равной степенью интенсивности, азарта и скандальности отметился в самых разных областях художественной деятельности — от инсталляций до балета, от дизайна до скульптуры. Сегодня дело обстоит примерно так же… Обнаженная натура, обсценная лексика, дуло винтовки в заднем проходе, фаллоимитаторы вместо носов или форменный бардак на сцене с имитацией полового акта и мастурбацией — это все из нынешнего театрального словаря Фабра.
Сцены из спектакля «Когда ведущим человеком является женщина» (Quando l'uomo principale è una donna), премьера 2004 года. Постановка и сценография Яна Фабра
В начале 80-х в маленьком антверпенском театре Фабр предъявил миру свою новую идею театральных перформансов и «живых инсталляций». В 1986 году он с одним из самых удачных таких представлений — «Сила театрального безумства» (с живыми лягушками и тенором, который вслепую, как заправский циркач, орудовал ножом) — добрался до Америки, где «Нью-Йорк таймс» назвала его гением и поставила в один ряд с Пиной Бауш и Питером Бруком. Однако в отличие от Брука и Бауш — людей, экспериментировавших с театральной формой энергично, но все-таки в рамках какой-то традиции, — Фабр, пришедший в театр извне, из смежных видов искусства, как кажется, просто не имеет представления о том, что было в театре до него. И уж точно ему нет никакого дела до тех традиций, которыми театр жил в промежутке между средневековыми мистериями и Брехтом.
Сцены из спектакля «Я есть кровь (средневековая сказка)»/Je suis Sang (conte de fées médiéval), премьера 2001 года. Авиньонский фестиваль; постановка, сценография, текст Яна Фабра
Его трудно назвать чьим-то учеником или последователем. Его спектакли вряд ли можно отнести к какому-то определенному театральному жанру или стилю. Иногда кажется, что его совершенно не волнует словесная составляющая театра, хотя как драматург, точнее, как автор текстов к собственным спектаклям Ян Фабр в действительности очень говорлив. Просто его тексты, как у всякого художника-концептуалиста, которым, как ни крути, он в первую очередь и является, скорее напоминают сопроводительную записку, пояснение к арт-объекту.
Сцена из спектакля «Ангел смерти» (Angel of death), премьера 2003 года. Авиньонский фестиваль; постановка, сценография, текст Яна Фабра
Возможно, именно поэтому зрителям не так уж важно, на каком языке говорят артисты в спектаклях Фабра. Как, наверное, и ему самому — фламандцу из многоязыкой Бельгии. Он смешивает в своих спектаклях языки и диалекты так же легко, как драму с балетом, а оперу с цирком. Сакраментального вопроса, о чем спектакль Фабра, у зрителей обычно не возникает. Если непонятен смысл, то как минимум завораживает форма. Лучший пример такого гипнотизма формы — относительно недавняя работа Фабра «Реквием по метаморфозе».
Сцены из спектакля «Реквием по метаморфозам» (Requiem for a metamorphosis), премьера 2007 года. Зальцбургский фестиваль; режиссура, сценография, текст Яна Фабра
Его последний хит «Оргия толерантности» вызвал прохладное отношение в чрезвычайно консервативной Британии — по ту сторону Ла-Манша Фабра никогда не ценили, почитая за циника и шулера (он отвечал взаимной неприязнью и 17 лет носа в Лондон не показывал, благо мир велик). Зато в континентальной Европе, и особенно на продвинутом Авиньонском фестивале, Фабр произвел подлинный фурор.
Пятиминутная интродукция с имитацией групповой мастурбации, анальное совокупление с винтовкой, фетишистский коитус с кожаным диваном «Честерфилд» и сумочкой Louis Vuitton, оральные и мануальные манипуляции в области гениталий — все это метафоры общества потребления, с которым Ян Фабр решил бороться методом театральной провокации. В современном обществе, которое гипертрофированной толерантностью отчаянно защищает свои буржуазно-демократические принципы, тотальная терпимость к чужому мнению и образу жизни стала неразменным пятаком. Им больше невозможно расплатиться ни за социальную несправедливость, ни за растущую как на дрожжах ксенофобию, ни за моральное разложение общества, которое интересуется только сексом и товарным изобилием на полках супермаркетов.
Толерантность довела западную цивилизацию до Абу-Грейба и современного неонацизма. Если согласиться с этим мнением Фабра (а не согласиться трудно), то в этих конкретных обстоятельствах нетерпимость со стороны зрителей, конечно, стоит куда больше, чем пресловутый катарсис.
Сцена «Голубой Дунай» из спектакля «Оргия толерантности» (Orgy of Tolerance), премьера 2009 года. Авиньонский фестиваль; постановка, сценография, текст Яна Фабра
I am mistake — так назвал бельгийский арт-провокатор еще один свой недавний спектакль и сборник пьес. Безошибочное определение, в котором весь Фабр — обаятельный фрондер, контра, фрик. Тот, кто, если у критиков не хватает фантазии, сам себе придумает «историю болезни» и сам себе поставит диагноз.
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451905
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343475
- 3. Норильск. Май 1268943
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897762
- 5. Закоротило 822250
- 6. Не может прожить без ирисок 782904
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759869
- 8. Коблы и малолетки 741192
- 9. Затворник. Но пятипалый 471974
- 10. ЖП и крепостное право 408055
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403451
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370760
Это не совсем так. Во-первых, в Лувре показывали Ансельма Кифера, во-вторых выставка Фабра была скорее интеграцией в Лувр, нежели персональной выставкой.
с этим тоже можно поспорить - его выставка не была включена в официальную параллельную программу биеннале, а просто показывалась в венеции в те же сроки.