Оцените материал

Просмотров: 19430

«Липсинк» Робера Лепажа на Чеховском фестивале

Оксана Соловьева · 30/07/2009
Спектакль великого режиссера в контексте других его работ, а также отрывки из них

Имена:  Робер Лепаж

©  ИТАР-ТАСС

Сцена из спектакля «Липсинк»

Сцена из спектакля «Липсинк»

Вроде бы не так давно он был отвергнутым всеми крупными театральными труппами Канады выпускником Консерватории драматического искусства Квебека. Сегодня же его считают гением современного театра и человеком-вселенной. Он и впрямь вырвался за пределы своей весьма провинциальной страны на мировые просторы. Канада, бывшая долгое время английской колонией, получила в наследство жесткую классовую градацию общества. К тому же она испытывала ощутимое влияние католической церкви, которая долгое время сдерживала развитие светской культуры, театра в том числе. Так что Лепажу, как и многим из тех, кто начинал в 70-х, не хватало в ней воздуха, свободы, музыки, других стран и континентов. «Мне хотелось бы не всего понемножку, как в буфете, а сразу и всего», — говорит Лепаж. В его спектаклях есть всё и сразу. Он делает то, что, по классическим канонам, в театре делать нельзя: смешивает все мыслимые и немыслимые жанры — от душещипательной мелодрамы до детектива, от триллеров до научной фантастики. Ариана Мнушкина после просмотра «Обратной стороны Луны» сказала: «Ужасный театр-кафе, но отчего это меня так трогает?» А Питер Гэбриел, с которым Лепаж сотрудничал в одном из концертных туров, как будто отвечает ей: «Он создает театр для тех, кто не любит театр».

Мировую известность Лепажу принесли шестичасовая разноязыкая театральная эпопея «Трилогия драконов», моноспектакли — «Иглы и опиум», по мотивам биографий Майлза Дэвиса и Жана Кокто, и «Эльсинор», по шекспировскому «Гамлету», а также роль Понтия Пилата, сыгранная в фильме Дени Аркана «Иисус из Монреаля».



Этот универсальный гений един во многих лицах — драматург, сценарист, режиссер театра и кино, актер, руководитель созданного им театра Ex Machina. Порой кажется, что Робер Лепаж еще немного инопланетянин. Во всяком случае, к космосу он явно неравнодушен. Он увидел как-то на помойке стиральную машину — воображение тут же преобразило крышку барабана в люк космического корабля, и это стало одним из самых запоминающихся эпизодов его шедевра «Обратная сторона Луны». Люк у Лепажа открылся, космонавт отправился в черную бесконечность и тут же попался в руки женщины… Она сама перерезала ему пуповину, покачала на руках и снова отпустила — в космос, в жизнь, в вечность…

До июля 2007 года Лепаж в Москву не приезжал и спектакли свои не привозил. Правда, в 2004-м ММКФ устроил ретроспективу всех пяти его фильмов, но она прошла незамеченной. Спустя три года московские гастроли театра Ex Machina в рамках Чеховского фестиваля открылись как раз «Обратной стороной Луны» — моноспектаклем, в котором два брата (мечтатель-неудачник Филипп и преуспевающий телеведущий Андре), сыгранные самим Лепажем, пытаются преодолеть взаимное отчуждение. И плотину прорвало. Русская публика полюбила канадского режиссера всей душой.

«Обратная сторона Луны» существует в двух вариантах — спектакль и фильм (2003). Спектакль Лепаж не играл четыре года и восстановил его специально к приезду в Москву в 2007-м. И тот, кому не удалось попасть тогда в МХТ, имеет возможность увидеть фильм, который визуально и эмоционально не уступает спектаклю.



«Обратную сторону Луны» Лепаж посвятил матери, под впечатлением от смерти которой и создавалась эта ностальгическая история. За пять лет до этого своим первым режиссерским фильмом «Исповедальня» (1995) Лепаж попытался постфактум выяснить сложные отношения с отцом.

В провинциальный захолустный город Канады приезжает Хичкок. В одной из местных церквей он планирует снимать свой очередной фильм. Здесь же проводится кастинг. На пробы приходит юная девушка. Сопровождающая ее сестра даже не подозревает о том, какой сюжет (безо всякого вмешательства Хичкока) уже разыгрывается у нее под носом. Младшая несовершеннолетняя сестра оказывается беременной и после родов кончает жизнь самоубийством. Бездетная старшая сестра усыновляет племянника, и спустя несколько лет Бог и ей посылает мальчика, которому дают имя Пьер. Проходят годы, и Пьер возвращается в Квебек на похороны отца. Он также хочет разыскать сводного брата и находит его, но тот ведет беспорядочный образ жизни — пьет, колется, встречается с пожилым послом Канады в Японии, который ко всему прочему оказывается еще и бывшим священником в церкви, где Хичкок снимал свой фильм. Более того, есть подозрение, что священник-посол и есть отец ребенка, соблазняющий теперь своего сына…

Непростая биография Лепажа словно растворена в его спектаклях. Нетрадиционная сексуальная ориентация, раннее знакомство с наркотиками, малая родина Квебек, родители… Туннели его историй доведут вас до шкафа с любовником, до комнаты старшего брата с косяком под подушкой, до кабинки для исповеди и до кабинки в пип-шоу. Но события личной жизни лишь отправная точка его театральных путешествий, ибо Лепаж удивительно разнообразен и непредсказуем в своих пристрастиях и интересах. В его библиотеке можно найти книги на русском языке, обнаружить склонность к технической литературе, интерес к Востоку. Последний очевиден в большинстве его спектаклей и фильмов. Как, например, в картине «Но» (1998):



Он стремится заглянуть не только в душу героев, но и в их сознание. В фильме «Возможные миры» (2000) два сыщика — Беркли и Уильямс, опытный и молодой, — расследуют странное убийство, похожее на жертвоприношение или на чей-то дьявольский эксперимент. Труп с вынутым мозгом принадлежит Джорджу Паркеру — инвестиционному консультанту. Некоторое время спустя обнаруживаются похожие жертвы. Их объединяет одно: все убитые были слишком умны.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›