Оцените материал

Просмотров: 4709

День апостола Иакова стал частью масскульта

Борис Фаликов · 07/08/2008
Широко отмечаемый в Испании и во всем христианском мире праздник показал, как легко размывается грань между зрелищем и ритуалом
Столица испанской Галисии небольшой город Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи апостола Иакова старшего, — третье после Иерусалима и Рима место христианского паломничества. На знаменитый праздник, посвященный крестителю Испании, в Сантьяго стекаются толпы пилигримов со всего мира. В этот день ожидаешь увидеть пышные церковные шествия и толпы калек, ползущих к мощам за исцелением.




Калек-то я как раз приметил. Они примостились за ресторанным столиком в тележках на электрическом ходу и совершенно слились с веселящейся толпой. Веселиться в Сантьяго собрались со всего света. Праздник изобиловал зрелищами самого разного свойства. Уличные представления и шествия волынщиков (напоминание о кельтских корнях) сменялись демонстрацией галисийской национальной одежды — мужчины щеголяли в жестких гетрах, а женщины путались в бесчисленных юбках. Гигантские куклы-пилигримы от негра до индийца, которые днем потешали народ на площади, ночью «набирались сил» в храме. Цирковые артисты развлекали людей неподалеку от паперти. Громогласные рокеры собрались на площади Квинтана прямо у входа в знаменитый собор. О религиозной подоплеке этого праздничного нашествия напоминали лишь сам величественный храм, раковины на посохах ребят с рюкзаками (символ св. Иакова) да огромный крест на голой груди певички Малы Родригес.

Карнавал издавна стал на Западе, особенно в Испании, неотъемлемой частью христианской культуры. Он не отменял ни истовой веры, ни духовных экстазов. И теперь не отменяет. Только вот веры заметно поубавилось. Религия в современной Европе оказалась на обочине. Даже подрастерявшая, но не утратившая религиозность Испания под началом правительства социалистов уже поспешает за секулярными идеалами соседней Франции. И тут уж католической церкви приходится сражаться за паству всеми возможными способами. Стихия карнавала явно переродилась в Сантьяго-де-Компостела в индустрию развлечений. Церковь по-прежнему опирается на паломническую славу города, только ряды паломников чем дальше, тем сильнее оказываются разбавлены вездесущими туристами, жаждущими зрелищ — незамысловатых, низовых, примитивных. Не гистрионных, а скорее эстрадных. Не карнавальных, а скорее масскультовых. И такая разбавленная масскультом религия запросто превращается в религиозный китч. Апофеозом христианского праздника, посвященного апостолу Иакову, стали светозвуковое шоу, превратившее пространство перед собором в огромную дискотеку, и оглушительный фейерверк, после которого в воздухе окончательно запахло серой.

Трудно не заметить, что, привлекая народ на праздник всеми доступными средствами, церковь размывает самые свои основы. В контексте свето-звукового шоу, устроенного в канун Дня святого Иакова, традиционная месса, которую служат на следующее утро, воспринимается как продолжение народных гуляний. Особенно если учесть, что предшествует ей почти цирковой номер — огромное кадило, висящее над алтарем, начинает раскачиваться и в конце концов взлетает под своды собора под всеобщее улюлюканье толпы. Стоит ли удивляться, что следующее за волшебным полетом таинство евхаристии тоже становится аттракционом для туристов, которые самозабвенно запечатлевают его на цифровые камеры. Они не принимают участие в мессе, они ее созерцают. И уже не скажешь толком, что это — ритуал или зрелище? Скорее все же второе.

 

 

 

 

 

Все новости ›