Экспедиция Саратовского ТЮЗа в Колумбию по следам великого латиноамериканца доказала, что Волга впадает в Карибское море
В Саратовском ТЮЗе имени Ю.П. Киселева прошла премьера, интересная в первую очередь своей необычной предысторией. Хорошо известный как один из последних «рыцарей» режиссуры «глубокого бурения», петербуржец Анатолий Праудин выпустил здесь спектакль под загадочным названием «Гальера». Словом этим именуется место, где происходят петушиные бои. Его наверняка вспомнят многие российские поклонники творчества Габриэля Гарсиа Маркеса, чьи тексты легли в основу саратовского спектакля. Пьеса Михаила Бартенева написана по мотивам нескольких рассказов, но главным образом повести «Полковнику никто не пишет».Тот, кто хоть немного интересовался историей русского театра, конечно, слышал о знаменитых хитровских экспедициях К.С. Станиславского. Чтобы проникнуться атмосферой новой пьесы Максима Горького «На дне», он вместе с артистами МХТ отправлялся в поход по ночлежкам Хитрова рынка. Впечатления от подобных экспедиций питали спектакль, внося в него особую атмосферу подлинности.
Обсуждая возможность постановки Маркеса в Саратове, режиссер Праудин решительно предложил театру провести часть репетиций с главными героями на родине автора (известно, что прообразом легендарного Мокондо стал маленький колумбийский городок Аракатака — место, где родился великий писатель). Как ни странно, директор театра Валерий Райков не воспринял это предложение как шутку, а сказал, что найдет деньги. И вот по весне режиссер вместе с исполнителями ролей полковника и его жены — Юрием Ошеровым и Светланой Лаврентьевой, художником Анатолием Шубиным, драматургом Михаилом Бартеневым и примкнувшим к ним автором этих строк отправились в Колумбию.
Надо ли говорить, что по возвращении все почему-то в первую очередь расспрашивали про кокаин. Кокаина мы не привезли. Но доза впечатлений была получена мощная. Петушиные бои, где уже через двадцать секунд после начала поединка белый петух фантастическим движением убил своего черного соперника; луна, смотрящая прямо в темечко, что означает близость экватора; путешествие на лодке по реке Магдалена с заходом в маленькие деревушки (где католический храм был оснащен таким количеством вентиляторов, что, казалось, вот-вот взлетит, а пальмовые лачуги окружены забором из стройного ряда кактусов)... И вдруг выяснилось, что весь фантастический мир Маркеса — это вполне себе бытовая реальность. Но при этом настолько затягивающая в себя, что трое из театральных путешественников, опоздав на самолет, были вынуждены остаться в Боготе еще на три дня.
Сцена ТЮЗа заполнена хорошо знакомыми по поездке предметами латиноамериканского быта: все они были сфотографированы и теперь стали реквизитом или элементом декораций. Гамаки, умывальники, кувшины, настенные часы и странный крест, изысканный рисунок которого составляют еще двадцать с лишним крестов, — он был подсмотрен в маленьком музее островного города Момпоса. Художник Шубин создает пространство этнографически точное, но легко «узнаваемое» той бесприютностью, которую можно назвать нашей общей, российско-латиноамериканской. И маркесовско-праудинский город, любой обитатель которого может выжить только путем компромисса или капитуляции, вырастает до размеров образа.
Полковник, много лет ждущий пенсии от государства, стоически сопротивляясь жизни, становится, в тонком и точном исполнении Юрия Ошерова, в один ряд с героями главной темы Анатолия Праудина — Человеком рассеянным, Золушкой, Ларисой Огудаловой. Как и они, центральный персонаж «Гальеры» вопреки всему — общественным изменениям, сложившимся обстоятельствам и даже здравому смыслу — сохраняет в себе единожды и навсегда выбранный путь. Путь верности своим идеалам, своим представлениям о жизни. Полковник ощущает себя «последним в ряду» — за ним никого. И это чрезвычайно внятно найденное постановщиком и артистом состояние заставляет вспомнить сакраментальное павка-корчагинское «Смены не будет» (кстати говоря, о сценическом воплощении романа Николая Островского режиссер Праудин думает давно и всерьез).
Всем своим внутренним строем работа саратовцев противостоит тому тотальному поиску комфорта, который окончательно подменил в наши дни поиск гармонии. И наверное, чтобы почувствовать это в полной мере, попытаться передать залу тоску по утраченным идеалам, создателям спектакля стоило увидеть Колумбию. Единственную в своем роде страну, в жителях которой — невзирая на неустроенность, социальные бури и бродящих по ее лесам партизан — еще сохраняется иррациональная вера в свободного человека. Страну, недаром породившую на свет Маркеса и его несгибаемого полковника.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452219
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270024
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784771
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761808
- 8. Коблы и малолетки 742014
- 9. Затворник. Но пятипалый 473385
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404529
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371659